Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Gzt.ru

2010-01-20

http://www.proektfabrika.ru/press.php?nid=164

В честь юбилея на «ПRОЕКТе_FАБRИКА» воспели рабочих бумажного производства

Двумя новыми выставками отмечает пятилетний юбилей “ПRОЕКТ_FАБRИКА” – самая независимая и неформатная выставочная площадка Москвы. Первая выставка посвящена бумажной фабрике, на базе которой вырос проект, вторая – взаимодействию промышленности и культуры в целом.

В январе исполняется пять лет, как московская фабрика “Октябрь” на Бауманской начала поставлять, кроме бумаги, еще и актуальное искусство. По этому случаю 18 января в культурном пространстве фабрики открылась выставка “Фабрика: частный случай”, а 22 января откроется экспозиция “Фабрики, заводы”.

Фабричная история

Для открывшейся уже выставки поперек большого, похожего на ангар зала “Оливье” натянули баннер-плакат. На нем – фотография: группа людей позирует на фоне павильонов главного выставочного центра СССР. Это ВДНХ, 50-60 годы прошлого века – рабочие, трудившиеся на эстонской текстильной фабрике “Кренхольм”, приехали в Москву.

“Кренхольму” посвящены и видеоработы, представленные на выставке Элеонорой де Монтескью, француженкой по происхождению, долгое время жившей в Эстонии. В Москве Элеонора снимала “Октябрь”, и эти кадры тоже можно увидеть здесь, как и фильм “Речитандо”, снятый германской художницей Романной Шмалиш буквально месяц назад. Он тоже посвящен бумажной фабрике на Бауманской и сделан с участием ее рабочих. Художница Ольга Юргенсон, живущая в Великобритании, но имеющая русские корни, представила для “Фабрики: частный случай” видеоработы с использованием фрагментов архивной хроники и старых фильмов, которые затрагивают тему рабочего движения. На экранах и мониторах мелькают кадры съемок, сделанных на московском “Красном Октябре”, на петербургской текстильной фабрике “Красное Знамя”, на европейских производствах.

Но, по понятным причинам, главной героиней этой выставки остается фабрика “Октябрь”. Вот ее рабочие поют песни, посвященные бумаге, а вот на стене – галерея их портретов с рассказом о каждом из них. К этим портретам стоит присматриваться, оглядываясь по сторонам: если повезет, на выставке можно встретить кого-то из работников и поговорить с ним.

Из материального в интеллектуальное

Как рассказали в Е.К.АртБюро, подготовившем вторую юбилейную выставку, ее тему – отношения культуры и промышленного производства – подсказала сама метаморфоза, случившаяся с “Октябрем”: “FАБRИКА” была фабрикой, а превратилась в культурный центр, ее основная деятельность переместилась из области материального в область интеллектуальную.

Выставка получила имя по названию картины художника и писателя Юрия Лейдермана. Работа “Фабрики, заводы” и станет центральной в экспозиции. Будут на выставке и другие работы Лейдермана, в том числе и проекты, которыми он занимался как куратор.

Все началось с молодого искусства

Как доказывает пример “Октября”, сферы культуры и промышленности не так уж далеки друг от друга. Или скорее пример директора и фабрики, и “FАБRИКи” – Аси Филипповой. Под ее началом предприятие, выпускающее бумагу, превратилось в театральный, выставочный и концертный центр, открытый практически любым начинаниям и экспериментам.

Сегодня тут устраивают перформансы, акции, выставки, круглые столы и книжные ярмарки, читают лекции, играют спектакли и концерты, в мастерских работают художники. Здесь выставляются известные художники – и они же приходят сюда посмотреть на работы молодых коллег, которых не сильно торопятся принимать другие галереи. Центр Творческих Индустрий “ПRОЕКТ_FАБRИКА” – вот полное название того, чем стала за пять лет открывшаяся в одном из помещений производственного предприятия небольшая выставочная площадка.

Все изменилось в 2003 году, когда директором фабрики “Октябрь” стала Филиппова. Тогда еще не было ни “Винзавода”, ни “Гаража”. Неиспользуемые площади, заводы и фабрики чаще всего переделывали под офисные помещения. А Филиппова решила, не останавливая работу фабрики, сделать тут же площадку для культурных проектов.”В Европе к тому времени было много подобных проектов, и, поскольку я там время от времени бывала, мне пришла в голову такая мысль, – рассказывает она GZT .RU. – У меня всегда было много друзей в этой области, и среди художников, и галеристов, поэтому мне было с кем проконсультироваться, у кого получить совет. Мы решили начать с одного выставочного зала, который и открыли в январе 2005 года”.

Тогда в столице проходила первая Московская биеннале современного искусства. Основной проект разместился в музее Ленина, а в новом выставочном пространстве на территории бумажной фабрики открылся один из специальных проектов, выставка молодого искусства No comment. Вскоре выяснилось, что интерес к альтернативным площадкам есть, как со стороны художников, так и зрителей.

“Если изначально я планировала только один выставочный зал, в результате все довольно быстро стало развиваться, – рассказывает Ася Филиппова. – У нас появилась еще и театральная площадка “Актовый зал”, множество пространств, которые арендуют представители различных творческих индустрий, будь то кино, архитектура, фотография, дизайн, театр, искусство – порой проект рос в те области, которые мной даже не были запланированы. Приходили люди и говорили: можно мы у вас снимем угол, нам очень нравится ваше пространство и мы хотим здесь работать”.

Здесь можно то, чего нельзя в других местах

Теперь у “FАБRИКи” есть выставочные залы “Зал грунтовальной машины” и “Оливье”, театральная и концертная площадка “Актовый зал”, есть “Актовый бар”, при котором в грядущем сезоне планируют открыть летнюю веранду. На “FАБRИКе” работает даже резиденция, куда приезжают художники из разных стран. Международная программа “Художник в резиденции” – это своего рода “искусство по обмену”. На специальных сайтах регистрируются места, куда художник может приехать, чтобы жить, работать, и устроить потом презентацию сделанного.

“Слава у нашего проекта, может быть, не такая громкая, и не такое количество публики нас посещает, [как другие подобные проекты], но многие нас знают потому, что тут можно делать то, что в других местах сделать проблематично или вовсе нельзя”, – объясняет секрет успеха “FAБRИКи” Ася Филиппова.

При этом тема труда проекту по-прежнему близка: фабрика “Октябрь” продолжает работать и выпускать бумагу. Интересно, что работники производственной части все больше принимают участие в культурной жизни фабрики. Прошедшая минувшим летом выставка “Машина и Наташа” была посвящена грунтовальной машине, на которой работница фабрики Наташа трудилась всю жизнь. Выставку устроили по случаю демонтажа станка, который проходил на глазах у публики. Именно в этой комнате теперь находится “Зал грунтовальной машины”.

В рамках выставки “Фабрика. Частный случай” будет издана фабричная газета с фотографиями всех сотрудников. “Работники производства уже стали довольно популярными личностями: их снимают в кино, берут у них интервью, фотографируют их”, – рассказала директор двух фабрик. В дальнейшем отказываться от производства бумаги в пользу культурного центра здесь не собираются.