Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Центральный Дом Художника

2008-04-29

http://www.museum.ru/N33760

Я люблю их

            Выставка произведений Энвиля Касимова «Я люблю их» на первый взгляд вполне укладывается в рамки наших представлений об анималистическом жанре, теме в искусстве довольно редкой. Неслучайно анимализм как самостоятельная тема в истории искусства сформировался лишь два столетия назад, заявив о себе в живописи и мелкой пластике начала XIX века. Однако в представленных в экспозиции произведениях не найти ни драматизма охотничьих сцен, ни умильного любования домашними питомцами, ни натурализма исследователя, столь характерных для произведений этого жанра. В образах «братьев наших меньших» Энвиля Касимова привлекает совершенно иное, изображения зверей и птиц оказываются для автора лишь поводом для постановки сложных философских и психологических проблем. Ведь каждый из экспонируемых образов, независимо от зоологической дифференциации, - это, прежде всего, портрет, тонкий, проникновенный. Собаки и олени, мухи и бегемоты видятся автору как независимые самостоятельные личности. Они обладают собственным внутренним миром, собственным характером. В их глазах бесконечная грусть, словно лишь им открыты тайны бытия. Вглядываясь в души зрителя своими «собачьими глазами» они задевают самые тонкие, самые сокровенные струны нашей души. «Бессловесные твари», по воле автора наделенные знанием Гессе и Достоевского, погружены в философское осмысление онтологических проблем. Начав со станковых картин, автор расширяет рамки творческого эксперимента, обращаясь к использованию новых материалов и художественных приемов. Разрушая границы картинного пространства, художник увеличивает масштаб своих произведений. В недавно созданной серии монументальных декоративных панно на ткани мастер, использует разнообразные живописные манеры, от свободно экспрессивной до вычурно педантичной. Автор создает пространство диалога между художественным образом и тиражным рисунком фона. Иногда, эффектно вписывая изображения животных в орнаментальную раму ковров и покрывал, он словно пародирует стилистику массовой продукции, охотно обращающейся к анималистической тематике. То, напротив, практически абстрагировавшись от повторяющегося штампа, сосредотачивает внимание на свободе живописного жеста и экспрессивности композиции. Художник демонстрирует достаточно широкий спектр возможностей этого диалога, превращая текстильный орнамент в важнейший элемент символической структуры живописного произведения. Выполненные в разное время, в различных техниках работы Энвиля Касимова складываются в единую серию, поскольку в каждый образ автор вкладывает частицу своего «я». Каждое из его произведений можно воспринять как автопортрет, но в то же время - это и легко узнаваемый характерный типаж. В «зверином» обличие глупость, надменность, преданность, душевная теплота приобретают характер универсальных категорий. «Человек никогда не волновал моих чувств, животные казались мне красивее и чище» - признавался в начале ХХ столетия немецкий экспрессионист Франц Марк, полагавший, что только животным дано постичь космические законы. Его романтический призыв «видеть мир как животные, существовать как растения и камни» нашел современное продолжение – «Я люблю их». Работы находятся в коллекциях в России, СНГ, Германии, Франции, Чехии, Канады, ЮАР, Шри-Ланки и др. С 1994 года ведет активную общественную и политическую деятельность, сопредседатель РУОД «Удмуртия без наркотиков», неоднократно избирался депутатом Государственного Совета Удмуртии, в настоящее время заместитель председателя комиссии по социальной политике

            «Для меня политика это своего рода перформанс. Сегодня в ней создано особое сакральное пространство, где каждое движение носит, по сути, ритуальный характер. Это область максимальной концентрации символов, сигналов и смыслов, то есть того импульса, который ищет художник в окружающем мире. Мне хотелось бы, чтобы в государственные и общественные организации пришло больше художников. Ведь многие акции и политические выступления, и мои в том числе, могут быть рассмотрены, прежде всего, как художественные жесты.»

Энвиль Касимов