Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Коммерсантъ

2007-06-04

http://www.kommersant.ru/doc/771130/print

Россию взяли в почетные гости

            В столице Греции проходит международная ярмарка современного искусства "Арт-Афины". В этом году почетным гостем афинской художественной ярмарки стала Россия — нашу страну представлял десант галерей, а также несколько специальных проектов. Из Афин — ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            "Арт-Афины" проходят уже в тринадцатый раз, что для ярмарки довольно солидный возраст. В Греции есть и музеи современного искусства, и галереи, и биеннале (одна проходит в Фесалониках, другая осенью этого года стартует в Афинах), и солидные частные коллекции. Гостям ярмарки показывали частное собрание одного из крупнейших греческих коллекционеров современного искусства Дакиса Жоанну, чья вилла буквально ломится от топовых произведений современного искусства. Но несмотря на налаженную художественную жизнь, ярмарка "Арт-Афины" до сих пор не была по-настоящему заметным событием. Поэтому в этом году она проходила под девизом Restart и при внушительной государственной поддержке.

            Собственно коммерческий аспект происходящего был отодвинут на второй план. "Арт-Афины" стремились не столько продавать, сколько пропагандировать современное искусство. В этом году афинская ярмарка впервые стала приглашать страну-гостя, и первым таким гостем стала Россия. В оргкомитет ярмарки с российской стороны вошли Stella Art Foundation и куратор Виктор Мизиано. По словам директора Stella Art Александра Рытова, Россию пригласили в том числе и потому, что полагают, что наши художники уже интегрировались в международный контекст и теперь могут поделиться опытом с греческими коллегами.

            Немеркантильность нынешних "Арт-Афин" считывалась немедленно. На фасаде выставочного центра зрителей встречал огромный плакат старейших активисток феминистического искусства Guerilla Girls. Послание, словно бы только что вышедшее из-под пера, сжатого в лапе гориллы с покрытыми алым лаком когтями, призывало потенциальных покупателей возместить недостаток произведений женщин-художниц, который наверняка наблюдается в их коллекциях. А сновавшая у входа молодежь под руководством российского арт-левака Дмитрия Виленского раздавала листовки, призывающие вообще ничего не покупать и требовать бесплатного искусства. Господин Виленский был одним из участников проекта Виктора Мизиано "Critically in Between", критикующего арт-рынок изнутри самой ситуации ярмарки — между строк и галерейных стендов.

            Акционистка Елена Ковылина, например, представила псевдогалерею, не нуждающуюся в художниках,— на ее стенде висел только фотопортрет самой "галеристки". А украинские художники из группы РЭП предлагали всем желающим приобрести за пятьдесят евроцентов красные бумажные кружки — такими на стендах отмечают проданные произведения. Особенно хорошо их перформанс смотрелся на стенде парижской Cosmic Gallery, на котором не было ни одной работы. Пустые стены украшали только граффити, имитирующие подписи самых знаменитых художников современности. Даже галереи—участники основной, коммерческой программы "Арт-Афин" выглядели вполне немеркантильно. Стопроцентных бестселлеров, например, американских поп-артистов, на ярмарке не было. Зато попадалась вполне модная современная живопись неизвестных авторов по демократичным ценам в €2000-3000.

            Если и встречались звездные имена, то предельно неинтерьерного толка. Так, бельгийская галерея Mulier Mulier предлагала классиков концептуализма Джозефа Кошута и группы Art&Language. А разместившаяся напротив венская Charim Gallery выставила еще более эзотерического гуру московского концептуализма Андрея Монастырского: авторский повтор объекта 1970-х "Палец" (оригинал хранится в Третьяковке) можно было купить за €100 000. На стенде парижской галереи Art:consept время от времени оживал и начинал кататься туда-сюда на колесиках безумный механизм абсурдистского изобретателя Романа Сингера. Еще в одной парижской галерее в движение приходил сам пол — стоило ступить на стенд, и почва буквально качалась у тебя под ногами.

            Российское искусство было представлено как в некоммерческой обзорной выставке, так и на торговых стендах. В панораме искусства со всех концов мира гэги "Синих носов" от Марата Гельмана соседствовали с фотографиями женщин в паранджах, карабкающихся на пальмы от галереи из Бахрейна. Stella Art Fondation выставила серию работ Александра Джикии, вдохновленную учебником греческого языка и скрещивающую эстетику античной вазовой росписи с комиксом, что выглядело понятным жестом вежливости к культурному наследию хозяев. Что до стендов восьми российских галерей (в их числе — московская "Айдан", питерская Дмитрия Семенова, владивостокская "Арка"), то они на всякий случай привезли понемножку всего, что оставалось в закромах, не зная заранее, что придется по вкусу незнакомой публике. Самый широкий выбор — от Константина Звездочетова до Константина Батынкова — предлагала московская VP Studio. Но в целом стенды российских галерей на фоне всеобщего "неформата" смотрелись, пожалуй, чересчур буржуазно.

            Абсолютный неформат демонстрировал еще один кураторский проект Виктора Мизиано, показанный в музее Бенаки. Его выставка называлась "On Geekdom" и была посвящена всевозможным художественным чудачествам. В видео "Сизиф" бесконечно переливал воду из стаканов в тазик и обратно Дмитрий Александрович Пригов, автор ставших народными строк "только вымоешь посуду, глядь, уж новая стоит". Перед входом в зал нервно металась на шарнире, пытаясь высветить что-то неуловимое, лампочка — произведение Вадима Фишкина. А всех стремящихся попасть на выставку вежливо останавливал Юрий Альберт, требующий, чтобы каждый зритель положил себе в ботинок камешек. Если "Critically in Between" опротестовывала искусство как товар, то "On Geekdom" могла бы посеять сомнения в состоятельности искусства как коммуникации. Если бы не таланты и остроумие участников выставки, все же позволявшие надеяться, что и искусство вообще, а значит, и еще одна художественная ярмарка — все же не совсем бесперспективное занятие.