Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Российская газета

2004-05-26

http://www.rg.ru/

Ничего серьезного – вернисаж

Ольга Кабанова

            Восьмая международная выставка-ярмарка современного искусства "Арт Москва", открывшаяся вчера в Центральном доме художника – чистый праздник для тех, кто хочет весело провести время. Современное искусство, которое только по инерции упрекают в мрачности и непонятности, повернулось к зрителю лицом. Выражение этого лица оказалось безмятежным.

            "Арт Москва" – коммерческое мероприятие с большими некоммерческими программами. Работами современных художников здесь торгуют, но для публики с нетолстым кошельком это единственная ежегодная возможность увидеть выставку отечественного современного искусства. И публика год от года охотнее этой возможностью пользуется. Особенно молодая, готовая развлекаться и не склонная к высокому духовному напряжению.

            На нынешней "Арт Москве" нет сложных для восприятия произведений, серьезных рефлексий по поводу сегодняшних социальными проблемами, и тем более, каких-то политических подтекстов и выпадов, нет даже художественных провокаций, хотя принято считать, что провоцировать зрителей – одна из главных обязанностей этого искусства. А еще пару лет назад все это было.

            Но умные художники понимают, как в наши дни ценится успех, и знают, как его достичь, не перегружая и не раздражая зрителей.

            Парадокс, но нечто мрачное, странное и физиологичное демонстрируют как раз зарубежные участники. Швейцарский художник Нот Витал показал впечатляющую инсталляцию "300 верблюдов" – три сотни белых гипсовых верблюжьих черепов выстроились в ряд перед репродукцией с портрета верблюда Нико Пиросмани. Чрезвычайно зрелищная работа, и что-то в ней есть про жизнь, смерть, природу. А программа современных финских художников "Упрямые сестренки и одинокие мужчины" посвящена как раз физиологическим переживаниям и половым различиям. Теме по определению не слишком красивой. Но наши к искусству относятся проще, наверное, потому, что наша жизнь сложнее.

            Главные герои современной отечественной арт-сцены, дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского появился на стендах нескольких галерей. С особой радостью мгновенного узнавания зрители встречают большую картину (эти художники никогда не стесняют себя в размерах, изображающая молодую и веселую группу Beatles на зеленом лугу в центре российской столицы. Помещать в воображаемый московский рай западных поп-идолов – прием для этих художников давно найденный и успешно эксплуатируемый. Вслед за Дубосарским с Виноградовым потянулись к понятному и другие художники.

            Даже обычно мрачный и устрашающий Арсен Савадов небрежно нарисовал на фоне голливудского холма балерину в пачке и святого с нимбом. Вышло смешно. Вообще картин на этот раз больше, чем инсталляций или видео – "Арт Москва" все успешнее продает работы, а картины покупаются лучше. Особенно такие прозрачно ясные, как у неоакадемиста Георгия Гурьянова, виртуозно и абсолютно серьезно нарисовавшего карандашом огромный реалистический портрет моряка, застывшего у прибора военного корабля. Такой покупкой запросто можно похвастаться перед гостями – сразу видно, за что большие у.е. уплачены. И выставленная на продажу "Родина-мать" Фарида Богдалова – веселая культуристка в купальнике, возвышающаяся над колосящимся ржаным полем – найдет своего насмешливого и небедного хозяина.

            Много есть на выставке-ярмарке и просто очень красивых, тихих работ. Вроде абстрактной графики швейцарца Стефана Шпихера или лирических рисунков акрилом на фанере Константина Батынкова. Есть работы технически эффектные, как проект памятника всем челнокам "от Катулла Веронского до министров иностранных дел" – длинная прозрачная труба, в которой водяной поток гоняет вверх-вниз тот самый челнок с портретом автора инсталляции Александра Пономарева.

            В общем, выставка получилась приятная во всех отношениях, показанное на ней искусство готово к быстрому и легкому потреблению. Не утомительное и не обременительное. Которое хорошо смотрится на одной выставочной площади с привезенными шелкографиями классика американского поп-арта Энди Уорхола, как известно, утверждавшего, что каждый имеет право на пятнадцать минут славы. Не знаю как славы, но нескольких минут зрительского внимания картины с выставки "Арт Москва" заслужили. Большего их авторы и не требовали.

            Если так все дальше легко и хорошо пойдет, то следующую "Арт Москву" можно переименовать в ярмарку декоративного искусства.