Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Газета GZT.RU

2005-05-23

http://gzt.ru/rub.gzt?id=64054900000055439

Гельман поднялся

Сергей Сафонов

            Во вторник во второй половине дня в Центральном доме художника начинает работать IX Международная художественная ярмарка "Арт Москва". Во избежание недоразумений и скандалов – вроде тех, что недавно сопровождали выставки "Осторожно, религия!" и "Россия 2", – устроители из компании "Экспо-Парк. Выставочные проекты" дали своему любимому детищу подзаголовок "Территория искусства. Без цензуры". А также придумали на всякий случай обозначить все галерейные экспозиции надписью: "Людям с повышенной восприимчивостью не рекомендуется".

            Ярмарка "Арт Москва" возникла в 1996 году, одновременно с таким же ежегодным "Арт Манежем". Последний во всех отношениях погорел, так что арт-форум, придуманный "Экспо-Парком" еще во времена своего бытования где-то на задворках МГУ, в результате естественного отбора стал чуть ли не единственным на поприще нашего современного искусства (всякие там "Лучшие художественные галереи" или весенний салон в ЦДХ – не в счет). Самая первая экспо-парковская ярмарка и открывалась, и завершалась с причитаниями, что, несмотря на отсутствие в списке участников Галереи Марата Гельмана, "все у нас получится" (была в ту пору такая успокоительная социальная реклама на нашем ТВ). Дальнейшее – про овцу, со скандалом зарезанную в 1997-м на стенде казахской галереи "Коксерек", создание экспертного совета и последовавшую селекцию участников – неплохо известно из многочисленных публикаций. Главное, что примерно так все и произошло – постепенно ярмарка стала прибежищем представителей того искусства, что принято именовать актуальным.

            Затея оказалась востребованной на многие годы. Более того, "Арт Москва" продолжает пухнуть и матереть. Как рассказывает глава "Экспо-Парка" (по совместительству директор ЦДХ) Василий Бычков, налицо "физический рост" ярмарки: в этот раз она станет на 20% больше по площади и займет 6800 квадратных метров второго и третьего этажа ЦДХ. В ней примут участие 53 галереи из двенадцати стран, и это еще явно не предел. Для сравнения: в крупнейшем европейском форуме Art Basel примерно 270 участников, в Кельн и Мадрид обычно приезжают по 250. Еще Бычков говорит, что "Экспо-Парк" за годы существования "Арт Москвы" потратил на эту ярмарку "трагически элитарного искусства" (давнее определение галеристки Айдан Салаховой, одного из членов экспертного совета) около миллиона долларов. "Я хотел бы объявить, что мы завершаем свое меценатство, это последний год, когда цена участия – 105 долларов за квадратный метр, – говорит Бычков. – Мы застряли на этой цене лет шесть-семь назад, а ведь даже самые дебютные проекты сейчас начинают с 200 евро".

            Пока условия участия прежние, посему экспертный совет имел возможность выбраковать примерно половину поступивших заявок на участие. Иностранцы, зная трепетное к себе отношение в России, объявились в последний момент; выставочные стенды уже были распределены, и одно время даже казалось, что западным галереям достанется только "верхняя палуба". Вмешался Марат Гельман: его галерея добровольно переселилась со второго этажа ЦДХ на этаж выше – важно было обозначить равенство западных и российских участников. В результате иностранцы и наши разместятся на двух уровнях ЦДХ вперемежку. Резервация в зале #14 создана для тех, кто показывает не свежеизготовленное искусство, а творчество художников 1960-1970-х годов: здесь осядут "Е.К.АртБюро", "Ред Арт", "Пан-Дан". Московская Галерея Герцева, Stella Art Gallery и Галерея Гари Татинцяна представят столице иностранцев, а некоторые западные участники, наоборот, соберут свои экспозиции по московским мастерским; такое вот перекрестное опыление. Кроме того, публику ждет масса некоммерческих проектов: если уж устроители готовы пока идти на убытки, то до конца.

Некоммерческие проекты ярмарки "Арт Москва 2005"

- Выставка видеоарта "Комедия положений". Движущийся образ и смех

- "Современное искусство в частных коллекциях – 5 лет развития"

- "Питерские" – современная художественная жизнь на берегах Невы

- "Подозрительные лица" Давида Тер-Оганьяна

- "Искусство для Playboy" к 10-летию русскоязычной версии одноименного журнала

- Выставка классика европейского концептуализма Брацо Димитриевича

- "Парад Коров – Москва 2005"

- Экспозиция "В поле зрения", подготовленная Центром современного искусства в Самаре