Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Ведомости

2005-05-26

http://www.vedomosti.ru/

Искусство здорового образа

Ольга Кабанова

"Арт Москва" в движении

            До понедельника в Центральном доме художника будет открыта 9-я Международная художественная ярмарка "Арт Москва". Современное искусство представлено на ней в лучшем виде – прекрасные работы, высокие цены и бодрящие впечатления. Можно сказать, что московский арт-коктейль сделали по вкусу Джеймса Бонда – все смешали, но не взбалтывали, так что напиток оказался чистым и крепким.

            "Комедия. Смешная сторона движущегося образа" – название блистательного некоммерческого проекта Екатерины Деготь. Не все девять показанных там видеоработ смешны, хотя есть и уморительно комичные, но все отборные – от просто хороших до выдающихся. "Пораженный мужчина" немца Юлиана Розенфельда как раз печальное видео – и загадочно завораживающее. Смотришь, как на двух экранах одновременно два одинаковых господина совершают простые бытовые движения – один спокойно и в прибранной квартире, другой – нервически и в захламленной. Ждешь, чем кончится, кончается непонятно чем. Смотришь снова. "Комедия" – образцовое кураторское произведение. Все работы замечательны сами по себе и вместе иллюстрируют исследование о природе движущегося изображения, результаты которого не отрываясь читаешь в каталожной статье. Но можно и просто смотреть.

            Нынешняя "Арт Москва", организованная компанией "Экспо Парк. Выставочные проекты", как раз тем и хороша, что ничего специально там объяснять не надо, все и так понятно, а если нет, то это не важно. Чтобы там ни говорили о насущной актуальности принципиально незаметного, нонспектакулярного искусства в современном мире, захламленном визуальными образами и яркими картинками, зритель хочет радостей восприятия. И если на прошлогодней "Арт Москве" к его желаниям галереи-участницы отнеслись подобострастно, перегламурили и завалили ярмарку бессмысленно забавными картинищами, то на этой сделали ставку на художественное качество и, думаю, не прогадали.

            Насколько не прогадали-наторговали, выяснится после закрытия. Но цены ярмарка держит. Московская Stella Art Gallery на этот раз оценила одну картину Ильи Кабакова в $300 000, а кабинетного формата фотографии Роберта Мэпплторпа – в $17 000. Маленькие листочки банальной графики Йоко Оно (мы чтим ее не за них) базельская галерея Leonhard Ruethmueller ценит приблизительно в $7000, а ее же фотографии в стиле ретро (чуть больше фантазии) – дороже. Цены на наших художников тоже движутся. Если пару лет назад примитивистские картины Ирины Затуловской в галерее "Роза Азора" можно было купить тысячи за три, то теперь в прайс-листе написано: "Морковь" – 7000 евро". "Кусачий" овощ написан на покореженном жестяном листе. Зарубежные галереи, а их участие на этой ярмарке существенно "держит качество", привезли много Энди Уорхола, и цена на классика поп-арта и гения очень разная, но, понятно, всегда высокая.

            Для тех, кого такие цены не интересуют, эта "Арт Москва" – просто хорошая большая выставка. На галерейных стендах показывают в основном работы уже засвеченные, но отборные. Пройдя от "Айдан" до Якут-галереи, не минуя XL,"Риджину", Крокин-галерею и всех без исключения заезжих гостей, можно увидеть и лучшие работы наших художников и, что важнее, качественно провести время, как теперь нескладно выражаются. Один заядлый рыбак утверждал, что время рыбалки в счет жизни не идет – за него не стареешь, то же запросто можно сказать и о времени, прожитом на мажорной, яркой и приятно буржуазной "Арт Москве".

            Наше современное искусство стартовало с вынужденным опозданием и долго на предельной скорости наверстывало упущенное. Наконец оно выехало на комфортную международную трассу, но не сбавляет темпа. И умеет заражать энергией движения открытого для восприятия зрителя. Впервые дав "Арт Москве" то ли имя, то ли девиз "Территория искусства", организаторы выразили готовность отстаивать суверенность своих границ и не пугаться, что мы живем в стране, где прокурор на суде требует нескольких лет тюремного заключения для людей, организовавших в музее маргинальную, в сущности, выставку, оскорбившую чувства особо впечатлительных граждан.

            На этот раз ничего вызывающего показывать не стали, очевидно, решили особо не дразнить чувствительных верующих и думских знатоков современной оперы. Правда, выставили проект Давида Тер-Оганьяна "Подозрительные лица" – псевдофотороботы первых лиц нашего государства. Возмущаться этой невинной дразнилкой могут только симулирующие клиническое мракобесие.

            Выставка "Питерские", составленная из работ петербургских художников, – просто выставка петербургских художников. Только хитрый Марат Гельман придумал ей зазывное название. Он же выставил, к изумлению осведомленной публики, две работы из проекта Константина Худякова "Предстояние". На "Арт Москву" такое искусство брать не принято, по мрачности и пафосу не подходит. Но дорогостоящие компьютерные портреты евангельских героев мощной танковой атакой проталкивали через строгий экспертный совет. В конце концов Гельман сдался и впервые, как признался "Ведомостям", полюбил произведения художника Худякова, которые трактует как образец искусства брежневских времен с Малой Грузинской, в последнее время забытого.

            Отдельная радость ярмарки – проект журнала Playboy, заказавшего к своему юбилею работы соответствующей тематики двум десяткам московских художников. И надо с отрадой заметить, что все художники попали точно в стиль издания, которое уверяет, что в нем "культура эротична, а эротика чиста и невинна". Художники доказали свое сексуальное здоровье и сделали "про это" красиво и смешно.