Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


КоммерсантЪ

2005-05-27

http://www.kommersant.ru/

Мещанский процесс вошел в искусство

Ирина Кулик

            В Центральном доме художника открылась международная художественная ярмарка "Арт-Москва". Девятая ярмарка достигла рекордного размаха: в ней приняли участие 53 галереи, причем более трети из них – иностранные. ИРИНУ КУЛИК порадовало не столько разнообразие выставленного на продажу искусства, сколько отсутствие разнобоя: все участники продемонстрировали в равной мере высокий и соответствующий международным стандартам уровень.

            Предполагается, что нынешняя "Арт-Москва" проходит под девизом "Территория искусства. Без цензуры. Людям с повышенной восприимчивостью не рекомендуется". И когда перед открытием ярмарки в залах ЦДХ был замечен гражданин в камуфляже и со спаниелем на поводке, в пору было предположить, что собачка призвана искать бомбы, которые могли бы подложить на экспозицию какие-нибудь борцы с современным искусством, тем более что спаниель был замечен на стенде галереи Марата Гельмана, против которого недавно пытались возбудить уголовное дело в связи с "разжиганием религиозной розни и политического экстремизма".

            Обнаружить что-либо взрывоопасное не удалось ни спаниелю, ни особо нервной публике – ничего "нецензурного" на ярмарке не наблюдалось. Самым злободневным по теме, но при этом подчеркнуто традиционалистским по форме оказался стенд галереи "Ковчег", представившей "Рисунки по делу" Павла Шевелева – ранее не практиковавшийся в России, но известный по американскому кино жанр рисованного репортажа с судебного процесса по делу Михаила Ходорковского. А самым устрашающим (как по виду, так и по цене) предметом на стенде самого Гельмана оказались дигитальные иконы-фотороботы из проекта Константина Худякова "Деисис" по v30 тыс. каждый. А самым забавным – нищенствующий компьютер художника Алексея Шульгина, просящий "подать на апгрейд", который можно приобрести за v3,5 тыс.- остается только подсчитать, как скоро неутомимый попрошайка окупит себя.

            Наличие всевозможных мультимедийных произведений-гаджетов вообще одно из отличий нынешней "Арт-Москвы", до этого придерживавшейся более консервативных форматов. Маститая парижская галерея Альбера Бенаму, например, представила нечто вроде авторского мини-пинбола: брошенный зрителем шарик запускает в ход целый механический театрик с дымом, светом и крошечным видеоэкраном. В Москву Альбер Бенаму предпочел привезти не проверенную классику, а свое последнее открытие – художника по имени Фабиан, чьи произведения с успехом были показаны на парижской ярмарке ФИАК. Микро феерия для одного зрителя под названием "Замок" стоит v25 тыс.

            Что до ожидаемого от западных галерей поп-арта, с неизменным успехом раскупавшегося на двух последних ярмарках в ЦДХ, то он по-прежнему присутствует, хотя и в меньших количествах. Тиражные "Серпы и молоты" Энди Уорхола ($175 тыс.) предлагает нюрнбергская Galeria 2000. Так же отчасти отсылающие к советскому колориту коллажи Роберта Раушенберга 1980-х с самаркандскими шелками (от $5 тыс. до $13 тыс.) – в стокгольмской Wetterling Gallery. А произведения небезызвестной художницы Йоко Оно 1980-1990-х годов можно увидеть на стенде базельской галереи Leonard Ruetmuller. Впрочем, многие западные галереи предпочли выставили на "Арт-Москве" не только молодых и пока что не раскрученных европейских художников (что скорее лестно), но и произведения российских арт-звезд. Тот же Ruetmuller предлагает Валерия Кошлякова и Владислава Монро. Того же Кошлякова, а также Арсена Савадова и последние произведения классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида – специализирующаяся на русском искусстве парижская галерея Orel Art. А московская галерея Stella Art на этот раз выставила не только работы Энди Уорхола, Роберта Мэпплторпа (его фотографии можно приобрести за $19 тыс.) и давно уже ставшего западным художником Ильи Кабакова, но и произведения своих молодых российских протеже – например, часы-распятие Дианы Мачулиной ($5 тыс.). Свежайшую классику – раритетный российский андерграунд 1980-х – вновь предлагает галерея "Е.К. АртБюро". А единственной российской галереей, выставившей исключительно западное искусство, оказалась московско-нью-йоркская галерея Гари Татенцяна, пугающая гиперреалистической скульптурой Тони Мателли "Идеальная женщина" и завлекающая эстетов современными дагеротипами прославленного фотографа Чака Клоуза ($40 тыс. за диптих).

Некоммерческие программы "Арт-Москвы"

            Выставку "Питерские" – панораму новейшего петербургского искусства – представляет Марат Гельман. Его галерея совместно с загребской галереей Zona показывает инсталляцию известного хорватского художника Брацо Димитриевича "Острый край истории".

            Екатерина Деготь подготовила кураторский проект "Комедия положений": изначальный комизм "движущейся картинки" предлагается обнаружить в произведениях видеоартистов. Инсталляция "В поле зрения" самарских художников Нели и Романа Коржевых – метафорическая реконструкция зрения слабовидящих людей. А первый этаж ЦДХ на время ярмарки превратится в своего рода "хлев", где готовятся к своему выходу участницы "Парада коров". В августе фигуры коров, разрисованные известными художниками, появятся на улицах, а в ноябре будут выставлены на благотворительный аукцион Sotheby's. Посетители "Арт-Москвы" смогут пронаблюдать, как коровы будут превращаться в произведения искусства: художники будут расписывать их прямо в ЦДХ.