![]() ![]() Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Культура 2005-05-26 | Чужие здесь не ходят? Елена Широян "Территория искусства. Без цензуры" После 1-й Московской биеннале уже не приходится сомневаться, что современное искусство из глухой обороны окончательно перешло на наступательные позиции. В этом убеждает девиз, предпосланный открытой на днях 9-й Международной художественной ярмарке: "Арт-Москва – Территория искусства. Без цензуры". Она в последний раз проходит в формате фестиваля современного искусства, подчеркнули организаторы, а в дальнейшем превратится в чистой воды ярмарку, где цены за квадратные метры будут "кусаться" не меньше, чем в "Арт-Базеле" или на мадридской ARCA. В этот раз "Арт-Москва" оправдает звание международной по числу зарубежных участников – их почти половина, но коль скоро "крутых" заявок оказалось не так много, как хотелось бы устроителям, свободное пространство щедро отдали под некоммерческие спецпроекты. Правда, всем, кто собрался в очередной раз приобщиться к искусству актуальному (а здесь показывают только такое, ориентируясь на модные бренды и тренды), следует обратить внимание на предупреждение: "Людям с повышенной восприимчивостью не рекомендуется". Конечно, это не значит, что непременно разразится скандал и на художников (а еще вернее – кураторов) опять подадут в суд. Но инициатор проекта "Питерские", собравший под свое крыло раскрученных актуалов (Сергей Бугаев-Африка, Алексей Кострома, Цапля и Глюкля, Влад Мамышев-Монро, Ольга и Александр Флоренские плюс еще целый ряд имен), Марат Гельман к такому повороту событий готов. Поэтому сразу, в предварявшей ярмарку беседе с журналистами, он отринул со своих ног прах старого мира, заявив: "Установка экспертного совета – никакой цензуры, мы против того, чтобы смотреть глазами прокуроров и мракобесов. Территория искусства – свободная, а ярмарка "Арт-Москва" – первое из событий, показывающих, что Москва и Россия принадлежат цивилизованному обществу". Посетителям следует быть начеку, не пугаться и ничему не удивляться, понимая, что теперь у нас реклама – двигатель прогресса, о чем обитатели ЦДХ отлично помнят, как и о том, что с помощью просто качественных произведений нынче из толпы не выделишься. На инновационное мышление отважился даже Клуб коллекционеров современного искусства, решивший отчитаться за 5 лет развития. Вероятно, не всем зрителям будет легко заранее отказаться от предвзятости, но только так нужно разглядывать опус последнего лауреата премии "Черный квадрат" Давида Тер-Оганьяна "Подозрительные лица"; изучать видеоарт на выставке "Комедия положений" (куратор Екатерина Деготь заставила поработать над природой движущегося изображения в его связи с комедией "наиболее рефлексивно ориентированных художников" кучу таких западных звезд, как Питер Фишли, Дэвид Вайс, Эрвин Вурм, Питер Лэнд, и наших – Виктора Алимпиева, Ольгу Чернышеву и др.). Эта же неутомимая арт-критикесса, отчаянно борясь за статус куратора N1 в актуальном секторе, придумала экспозицию "Искусство для "Плейбоя": тут фонтанируют идеями Игорь Макаревич, элегантная Айдан Салахова, Никита Алексеев, Гор Чахал, юный герой биенннале Ростан Тавасиев, маститые Георгий Литичевский, Дмитрий Цветков, Сергей Братков, тандем Владимир Дубосарский/Александр Виноградов и другие. За связь с регионами на этот раз отвечает Александр Панов, опекающий спецпроект Самарского центра современного искусства "В поле зрения". За братьев-славян – Брацо Димитриевич, приглашенный неугомонным Гельманом. А за всю планету – "Парад Коров – Москва-2005". |