![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Радио Свобода 2006-05-19 | На «АРТ МОСКВА» российские и западные художники нашли общий язык Елена Фанайлова В Москве в Центральном Доме художника на Крымском валу открылась десятая международная ярмарка современного искусства "АРТ МОСКВА". Впервые за историю ярмарки половина ее участников представлена галереями из стран Европы и США. Устроители ярмарки разъяснили собравшимся журналистам, что героическое время борьбы российского современного искусства за создание эффективного рынка закончилось: ярмарка, которую десять лет назад придумали несколько московских галеристов-энтузиастов, уже достаточно сопоставима и по масштабам, и по коммерческим оборотам с несколькими ведущими европейскими ярмарками. Кроме того, организаторы считают, что в России, в том числе их усилиями, создан адекватный европейский контекст современного искусства. Действительно, в отличие от прошлых сезонов, тон на коммерческой части ярмарки задает не эстетика "пригламуренной" экзистенциальной катастрофы, столь любимая российскими кураторами, а ровные, хорошего изобразительного тона немецкие галереи (специальные стенды ярмарки отданы галереям из земли Северный Рейн-Вестфалия). Зрителю предлагается цивилизованное художественное высказывание о противостоянии Запада и исламского мира, блеске и нищете цивилизаций, о войне полов, порнографии и оружии. Эти темы являются содержанием современного искусства (contemporary art), которое пользуется "информационным сором" телевидения и газет. На ярмарке "АРТ МОСКВА" этого года российские и западные художники наконец напоминают людей, говорящих на одном языке. Если в прошлом году ярмарка "АРТ МОСКВА" отдавала предпочтение открыто политизированным проектам, связанным с процессом Ходорковского, исламским терроризмом и православным фундаментализмом, то в этом сезоне ее устроители предпочли сосредоточиться на эстетической и коммерческой ценности продукта. Говорит эксперт ярмарки "АРТ МОСКВА" галерист Марат Гельман, в прошлом выставочном сезоне выигравший суд по иску группы православных граждан: "В прошлом, если вы помните, ярмарка открывалась, там в центре были скандалы с националистами, с ортодоксами, волновались, писали этикетки о том, что это зона свободная от цензуры. За это время мы выиграли все суды. В этом году хочется поговорить о деньгах. Собственно, условно говоря, этот контекст нам задал Путин. Все говорят о "Газпроме", о некой новой энергетической империи. Мы обедали с моим партнером из Милана, галеристом, и он мне говорит: а что ваш "Газпром" – капитализация Пикассо 80 миллиардов, столько же, сколько стоит ваш "Газпром". Сегодня у нас есть пусть небольшое количество русских художников, которые должны статьи мировыми именами, и художественная империя будет гораздо более мощная, чем энергетическая империя". Конечно, оценивая этот текст, следует делать скидку на то, что Марат Гельман совсем недавно покинул поле полит технологий и работу на Первом телеканале. Некоммерческая зона ярмарки "АРТ МОСКВА" в этом году невелика. Обычно она имела просветительский характер, показывала международные группы и проекты. К сожалению знатоков современного искусства, на "АРТ МОСКВЕ" не состоится обещанная устроителями выставка легендарной художественной группы "Флуксус". Зато выставка русского видеоарта 1996-2006 годов, подготовленная итальянским куратором Антонио Джеузой, заставляет без снобизма и разочарования воспринимать отечественное арт-видео как романтическое и искреннее свидетельство героических девяностых и неопределимых пока ни историками, ни искусствоведами 2000-х годов. |