Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Московские новости

2006-05-19

http://www.mn.ru/issue.php?2006-18-44

Вот-вот – и рынок будет!

Андрей Ковалев, Юрий Арпишкин

            На двенадцатом году своего героического существования ярмарка "Арт-Москва" отмечает десятилетний юбилей

            Плавное течение лет в 1998-м нарушил коварный дефолт – ярмарка не состоялась. Героизм же ее заключается в том, что в бурные девяностые все начиналось с парадокса: ярмарка современного искусства была чем угодно, но не коммерческим предприятием. В качестве культурного проекта "Арт-Москва" останется в веках. Именно благодаря ее деятельности (бессменный организатор – компания "Экспо-парк") в России сформировалась в общих чертах институциональная структура актуального искусства. Что будет с этой ярмаркой, вошедшей в новом качестве, – субъекта рыночной экономики, – нам еще предстоит осознать. Пока мы можем говорить лишь о том, как на эти перемены реагирует сообщество художников, которое пусть с некоторым опозданием, но все же начинает "входить в рынок". Надо сказать, что реагирует относительно достойно, поскольку в своем абсолютном большинстве ключевые фигуры продолжают свое дело. Никаких патологических изменений не произошло.

            Более того, ситуация художественного мира, кажется, стабилизировалась. Почти все реальные участники процесса заняли свои места в рыночном строю. Это важное достижение, поскольку еще несколько лет назад все пространство торгового комплекса было плотно забито работами трех-четырех авторов, которым старательно навязывали звездный статус. Теперь же и Олег Кулик, и Владимир Дубосарский с Александром Виноградовым располагаются в тех сегментах рынка, где им положено находиться – первыми среди равных.

            Примерно то же происходит и с отечественной галерейной инфраструктурой.

            Какое-то время назад казалось что пространство навсегда монополизировано первой пятеркой – XL, галереей Гельмана, "Айдан-галереей", "Риджиной", "Москоу Файн-Артом". Потом возникло впечатление, что всех сметут вышедшие на широкую дорогу крупно-капиталистические монстры – "Стелла-Арт" и "Ру-Арт". Но сегодня, когда настоящий рынок уже на подходе, оказывается, что для всякого из них найдется место на этом торжище. И респектабельное заведение с Остоженки или Никитской, и художнический проект, ютящийся в скромной комнатке, и приличная галерея, расположенная в подвале на задворках Садового кольца, обладают в сущности одинаковым статусом, доставшимся им без всякого боя. И вот в этом-то и заключается большая проблема нашего искусства вообще и художественного рынка в частности. Сообщество производителей и продавцов искусства все сильнее впадает в состояние странной расслабленности и благодушия, которое никак не способствует дальнейшему движению вперед. Это мрачное наследие прекрасной эпохи пренатального состояния российского худрынка, когда все художники принадлежали к одной дружеской компании и никто никому не мешал. Для повседневной жизни это очень благоприятная ситуация, но для великих свершений в области прекрасного и удивительного она категорически непродуктивна. И уж совсем она несовместима с безжалостными законами мира, где все продается и покупается. Так что будем смотреть на вещи реально: сейчас полноценного художественного рынка в нашей стране нет, но появилась надежда на лучшие времена. Об их наступлении мы сможем ответственно заявить только после того, как информационные агентства сообщат о том, что галерист О. подложил хотя бы несколько граммов тротилового эквивалента под лимузин галериста Г., а галеристка С. отправила хотя бы пару омоновцев в галерею А. с целью недружественного поглощения.

            Пока до этого далеко. Поэтому общая картина современного русского искусства на рынке отличается глазированной гладкостью. Взгляду почти не на чем остановиться, несмотря на обилие качественных работ. Дело в том, что художественная ярмарка – это не место, где складированы бессмертные шедевры. Скорее наоборот, она похожа на мол типа "Меги", где предлагают вещи примерно одного качественного уровня, но удовлетворяющие самым разным потребительским запросам. Именно таковы даже самые провинциальные европейские художественные ярмарки. Даже самая скромная из них по объему примерно в пять раз превосходит нашу любимую "Арт-Москву". Впрочем, и здесь наблюдается движение в сторону нормализации. "Арт-Москва" потихоньку освобождается от сопутствующих некоммерческих проектов, размер торговых площадей растет, на рынок выходят новые игроки, что является косвенным индикатором роста потребительского спроса. О том же, скорее всего, свидетельствует и нарастающее с каждым годом зарубежное присутствие. Сегодня на "Арт-Москве" можно увидеть не только привычных социально ориентированных немцев и французов, воспринимающих российский рынок скорее в гуманитарной перспективе, но и отчаянных монетаристов из братского Китая. Возможно, конечно, они пали жертвой баснословий о бешеных нефтерублях, в реальности на нашем рынке актуального искусства не вполне проявленных. Но в конце концов, художественный рынок не лишен парадоксальных свойств, здесь предложение определяет дальнейший рост спроса.

            Что же касается нефтяных рек в долларовых берегах, плодов земли нашей, то они перерабатываются российскими художниками пока, увы, только в переносном смысле. Что тоже неплохо. Например, вот объекты Андрея Молодкина (галерея М. Гельмана), представляющие собой прозрачные псевдоклассические скульптуры, изнутри заполненные национально ориентированными продуктами органического синтеза под названием "Нефть-Аллах" и "Нефть-Крест". Эта работа художника, проживающего в Париже, надо сказать, принадлежит к числу очень немногих на ярмарке произведений, откликающихся на животрепещущие реалии наших трудовых будней. Представлениям об актуальности, царящей на "Арт-Москве", почти идеально отвечает работа Виктора Скерсиса, проживающего в США, "Козлик + Песик = Пезлик" ("Е.К. Арт-Бюро"). Но нельзя не заметить, что все эти вещи, исполненные благородной и даже навязчивой старомодности, отражают стремление современного художника интриговать и очаровывать зрителя. В то время как традиционно актуальное искусство ставило перед собой совсем другие, едва ли не противоположные задачи. С рынком они все еще трудно сопрягаются, но не следует оставлять попыток их туда интегрировать. В искусстве ведь возможно все, и, наверное, даже это.