Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Взгляд

2007-05-21

http://vzglyad.ru/culture/2006/5/19/34251.html

Москварт симулякрный

Игорь Шевелев

Выставка недели: Десятая международная ярмарка "Арт-Москва" в ЦДХ

С 17 по 21 мая в Центральном доме художника прошла очередная, десятая по счету, международная ярмарка "Арт-Москва". Как бы современное и даже отчасти авангардное искусство явило свой устоявшийся облик, стремящийся ныне к росту своей "капитализации" и выгодному вложению в чужие карманы.

Если же давать определение выставке как целому, то ничего, кроме "копия копии" и "симулякр", на ум не идет.

Круг тех, кто начинал десять лет назад в качестве "нарушителей академического спокойствия", ныне устоялся. Список лиц и галерей, допущенных к "радикальному художеству", определен и обжалованию не подлежит. На очереди, как заметил на пресс-конференции Марат Гельман, один из шести членов экспертного совета, "рост капитализации" предприятия. То есть рост цен именно на этих художников, именно на эти произведения, вбивание их "в мировой галерейный процесс и контекст".

Конечно, объемы ярмарочных продаж никто не называет, но по примерным оценкам работы художников, которые десять лет назад продавались от 2 до 3 тысяч долларов, ныне стоят от 20 до 30 тысяч. На фоне нефти и газа – не много, но оптимизм сохраняется. То, что денег в этой сфере крутится побольше, чем прежде, косвенно подтверждает и присутствие на "Арт-Москве" многих немецких галерей и художников, которые на безденежье вряд ли станут клевать.

Участие "Интерроса" с некоммерческой программой и фонда "Екатерина", показывающего свою коллекцию современного искусства, тоже о чем-то должно сказать.

Если же оценивать то, что выставлено на всех этажах ЦДХ, с художественной точки зрения, то не может не бросаться в глаза однообразная инфантильная вторичность не только большинства произведений, но и общего тренда. Все эти хрюши, степаши, гламурные девушки, вожди, зверушки и дикторы телевидения в разных видах и материалах – это ответное предложение художников на то, что пользуется спросом галерей. Ни о какой художественной "радикальности" речи давно не идет.

Достаточно вспомнить, как на прошлой "Арт-Москве" выставка карандашных рисунков Павла Шевелева из зала суда над Ходорковским и Лебедевым произвела взрывной эффект несовпадения реальной, "взрослой" жизни с забавами детей в песочнице. Может, и неприлично говорить о собственном сыне, каковым приходится мне этот самый Павел Шевелев, но уж больно красноречивым оказался факт, когда задвинутое в угол обычное рисование вдруг оказалось более актуальным искусством, нежели все подделки под него. Впрочем, в этом году организаторы "Арт-Москвы" исправили ситуацию, сомкнув ряды, в которых не нашлось места нарушителям конвенции актуальных детей лейтенанта Шмидта.

Галерее "Ковчег", показавшей год назад "Рисунки по делу", отказали в месте, которое они благополучно занимали все прошлые годы "Арт-Москвы". То есть приличия соблюли: поскольку ЦДХ – здание огромное, то всегда можно выделить тупичок, место рядом с туалетом, кафетерием и пожарной лестницей, куда зритель и не зайдет. "Ковчег" намек понял и проплыл мимо.

В этих условиях радикализм понимается более чем элементарно. Экспозиция в залах второго, самого большого, этажа открывается пятиметровыми парными портретами голых мужчины и женщины в полный рост. Именно – голых, а не обнаженных, как обычно выражаются ценители искусства. Как заметил классик русского авангарда Франциско Инфанте, чьи работы показываются как раз перед входом в зал, "тут нет работы над телом Микеланджело или других художников": большая черно-белая фотография увеличена до предельного в этом зале масштаба. Тут же справа за углом галерея Елены Врублевской в рамках проекта "Happy Hour" показывает большую освещенную витрину, в которой выставлено семь женщин в красных купальниках. Зрители идут себе, поглядывая, мимо и вдруг останавливаются в оторопи: "Они что, живые?" Да, живые. Смотрят себе в никуда, как настоящие манекены, но то моргнут, то чуть плечом поведут.

А то вдруг сами присмотрятся с нескрываемым интересом. Это на красной дорожке перед входом в зал актуальный художник Герман Виноградов, приделав себе пушистую бороду и пушистый хвост, играет на скрипке, надев шляпу, черные очки и фрак. Прямо скажем, не Спиваков, однако зрители стоят толпой, фотографы щелкают, не переставая. Дело в том, что Гарик Виноградов ниже пояса голый. Ну модно так в этом сезоне. Не все же Ленина голым рисовать, надо и с себя начать.

Все остальное – выставка как выставка. В больших масштабах. Много "синих носов" с ворочающимся Лениным. Вожди нынче в моде, вот и Сталин Леонида Сокова в галерее "Вместе" показывает деревянный нос, вот его же Ленин в виде перевернутой головки а-ля Бранкуши. Неподалеку в pARTner gallery работы фотохудожников Кати Голицыной ("Прафеномены") и Наташи и Валеры Черкашиных ("Танцы в Нью-Йорке") соседствуют с китайской пирамидой одинаковых лиц Юе Минтюна. Китайцев, кстати, на "Арт-Москве" – почти как немцев. Тут же старые работы Аркадия Петрова – сталинские пионерки и, видимо, они же, но уже постаревшие, голые, на фоне Кремля и истребителей. И не менее старый бюст работы Бориса Орлова в орденах и медалях – "Растрелли". Где-то, наверное, должен быть и парный к нему – "Пыталли".

Тут же VIP-комната, где избранным дадут журнал "Интерьер + дизайн", благо комната оформлена, кажется, не без его спонсорства. А журнал "Штаб-квартира" пользуется случаем, чтобы прорекламировать будущую выставку "4 стихии" в Аптекарском огороде на проспекте Мира в последних числах мая. Круговые залы на третьем этаже выделены в распоряжение проекта "Русское видео". Зацикленные видеофрагменты свидания Штирлица с женой, перехода молодежи через Садовое кольцо в районе Красной Пресни, приема грязевых ванн в советском санатории и тому подобного производят, как ни странно, терапевтическое действие безвредного чудачества.

Ну а чего брюзжать? Многочисленная пародия на гламур уже неотличима от гламура. Плакат Виноградова-Дубосарского "Слава героям концептуализма!", что развернут в заснеженном российском лесу, и встречает посетителей ярмарки, заранее настраивает на что-то мемориальное, вневременное, потонувшее в нашем особом третьем пути, финансируемом по остаточному принципу с нефтяных сверхдоходов.