Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Газета.Ru

2007-05-19

http://www.gazeta.ru/culture/2007/05/16/a_1696652.shtml

Русский аттракционизм

Хаим Сокол

            На 11-й ярмарке "Арт-Москва" можно увидеть Ксению Собчак, лифт для вампиров, художников за стеклом, много джипов и плохой живописи.

            Об очередной, уже 11-й по счету Международной художественной ярмарке "Арт-Москва" можно сказать словами героини видео-проекта Маши Ша "Кому оно надо?": "Это шо-то такое нереальное. Наверное, так сразу не скажу, шо такое искусство".

            Накануне официального открытия был устроен специальный VIP-показ, после которого можно сказать, что "Арт-Москва" – это то же искусство, только для крутых пацанов. Вокруг ЦДХ выстроились джипы всех мастей (хотя "Хаммеров" не было), как будто братва собралась на стрелку. По залам гуляла в вечернем платье Ксения Собчак и другие VIP-барышни, официанты разносили вино, по этажам бродили то ли пьяные художники, то ли их тени. Вообще, все это очень напоминало великий пир у Сатаны. Бесконечные коридоры в массе своей плохой широкоформатной живописи на тему "секс, спорт, политика" от 73 галерей из 15 стран и монотонная, бьющая по ушам музыка.

            У входа стояла железная инсталляция Юрия Ковалева "Sound Sculptures", издающая низкие звуки гонга или колокола. На втором этаже лежали безымянные и бесхозные гигантские гробы со всякими приспособлениями – множеством дверных ручек, стульчаком и даже мышеловкой. Один такой гроб лежал у лифта, на котором висела табличка "Перевозка людей строго запрещена".

            Очевидно, это был специальный лифт для чертей или вампиров.

            В другом месте художник из Уфы Ринат Волигамси представлял "Неофициальный альбом", в котором были собраны семейные фотографии Володи (Владимира) Ильича Ульянова с его братом-близнецом Сергеем Ильичом. Эдакий кошмарный советский вариант "Железной маски". Для усиления инфернального эффекта после гробов и клонов вождя питерские художницы Глюкля и Цапля в своем проекте "Igor's Mania" предлагали женщинам сфотографироваться верхом на мужчинах.

            Зато на самом верху, как и положено, располагался рай в виде арт-местечка Шаргорода и спец-проекта "Коммуналка". Проект Александра Погорельского и Николая Палажченко "Арт-местечко Шаргород" в соответствии с круглым названием перекатывается уже почти год с Винзавода на "Инновацию", а теперь докатился и до "Арт-Москвы". Здесь это оформлено в виде огромной, слегка нелепой инсталляции – как бы Шаргородские домики, напоминающие, скорее, пивные палатки, в которых и вокруг которых экспонируются фото и видео-проекты художников-участников этой экспедиции, среди которых Сергей Братков, Сергей Шабуров, Маша Ша, Алексей Каллима, Борис Михайлов, Юрий Шабельников, группа "ПГ" и другие.

            "Коммуналка" – пожалуй, самый громкий проект на этой "Арт-Москве".

            В нем участвуют семь московских художников, представителей разных поколений и стилей: Вика Бегальская, Владислав Уфимов, Елена Ковылина, Антон Литвин, Владислав Мамышев-Монро, Диана Мачулина, Сергей Шутов. Все они должны будут жить и что-то делать в специально отведенном пространстве в течение "Арт-Москвы" с 16-го по 20 мая. Экспертное жюри и публика будут решать, кто останется в коммуналке, а кто ее покинет. У объединения МАРС, организовавшего все это, очень своеобразное представление о советском быте. Трудно понять, почему это называется "коммуналка". По сути и по форме это, скорее, "Дом" или "За стеклом". Пространство оформлено вполне комфортно – икеевская мебель и коробочки, веселенькие занавесочки, микроволновка, компьютеры с выходом в интернет. На стене висит меню: "Бизнес-ланч. Мусс из копченого лосося с тостом и свежим помидором (40.40.10.10) или салат куриный с грибами и ананасом (130.5), или салат "Оливье" и т. д. Если уж коммуналка, тогда с алкашами, с больными стариками и орущими детьми, плохими запахами от жареной селедки и от мокрого белья.

            Но все это уже было, и некоторые художники, пробив потолок, улетели из своих коммуналок в космос. И сейчас они летают очень высоко.

            А так это просто очередной аттракцион, вряд ли имеющий шанс попасть в историю искусства. Но чтобы в этом убедиться, из настоящего надо попасть в будущее. А пока пишется история советско-русского искусства конца XX века. Известный критик и историк искусства Андрей Ковалев совместно с журналом и издательством WAM представили новый проект "Русский акционизм 1990-2000". Авторы собрали, классифицировали все архивные материалы, существующие на эту тему. Но главное, они создали из всего этого огромную интерактивную электронную базу, которую и выставляют. Первая часть этого проекта была посвящена русскому концептуализму. Альбом называется "Русский концептуализм. Золотая книга". Предполагается нынешнее издание озаглавить "Железной книгой".

            Вот так всегда в русском искусстве – все наоборот. Золотой век сменяется железным. И судя по этой "Арт-Москве", на смену им приходит русский аттракционизм и век каменный.