Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Газета GZT.RU

2007-05-19

http://gzt.ru/culture/2007/05/17/220007.html

В ожидании круглоголовых

Сергей Сафонов

            Дисциплинированные любители современного искусства явились в Центральный дом художника (ЦДХ) к четырем часам дня в среду – как и было указано в пригласительных билетах, которые в дни проведения "Арт-Москвы" становятся в столице твердой валютой. Билет можно купить и в кассе, но обладание так или иначе добытым фирменным кусочком глянцевого картона означает особую причастность к происходящему.

            За сутки до вернисажа залы ярмарки уже заполняла публика, изучавшая экспозиции на стендах не так внимательно, как это бывает при подобных обстоятельствах на европейских арт-форумах, но все же с заметным интересом к предмету. В списке участников нынешней "Арт-Москвы" много иностранцев – не номинальных, которые на заре существования арт-форума привозили экспонаты в портфеле или свернутыми в рулон и давали устроителям год от года положительную динамику "международности" их начинания, а всамделишных. Трудно сказать, рассчитывают ли участники из Франции, Германии или Финляндии (до Москвы добрались 34 иностранные галереи) на коммерческий успех в российской столице. Возможно, речь просто идет о строке в биографии. Но к показам они подготовились вполне основательно, даже если рассматривать лишь организационные усилия: в ЦДХ доставлены и крупноформатные картины, и скульптура.

            Другое дело, что гости не вполне представляют специфические обстоятельства местного художественного рынка – в частности, не надувают щек по поводу инновационности своих экспонатов и честно пишут цены прямо на этикетках. Скажем, на стенде немецкой галереи Lumas запросто можно узнать, что цена крупноформатных цветных фотографий может быть приблизительно в 10 раз меньше, чем работы сравнимых художественных достоинств на стендах у россиян. Квадратные пейзажи со стороной 60 см продаются по 200 евро, фото чуть более метра – по 380 евро, жанровые "обнаженки" не дотягивают до 600 евро за пару, и даже почти двухметровый отпечаток, на котором панорамно изображены многочисленные пляжные кабинки, чуть перевалил за тысячу евро. Это, впрочем, вовсе не означает желания иностранцев торговать в России исключительно по низким ценам: ранний живописный пейзаж французского дадаиста и сюрреалиста Франсиса Пикабиа (1879-1953), написанный в 1909 году, галеристы из Хельсинки оценили в 675 тысяч евро, а цена его же метровой полуабстрактной композиции, созданной в 1936-м, перевалила за миллион.

            Впрочем, арт-московская публика, даже если обладает такими деньгами, ориентирована на иной, новодельный репертуар. Год назад ярмарка отметила свое 10-летие, а теперь юбилей празднует экспертный совет, который был создан в 1997-м и усердно следит за чистотой рядов участников "Арт-Москвы". Будь работы Пикабиа, автора знаменитого высказывания о том, что "наши головы имеют круглую форму, чтобы мысли могли менять свои направления", предложены не зарубежными участниками, а какой-нибудь продвинутой российской галереей, можно было бы схлопотать и отказ. В отличие от Европы в Москве почему-то не принято смешивать modern art первой половины ХХ века и contemporary art его последних десятилетий. В России новейшая история искусств писалась в специфических обстоятельствах, даже в качестве ответа европейскому поп-арту у нас в свое время случился соц-арт. За время существования "Арт-Москвы" российское современное искусство проделало прихотливый путь от нонконформизма до офисного гламура. Впрочем, никто из экспертов такой эволюцией, кажется, не озабочен. Ну и ладно – до завершения работы очередной ярмарки осталось три дня.