Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Московские новости

2007-05-25

http://www.mn.ru/issue.php?2007-20-51

Стремительно дорожаем

Юрий Арпишкин

            В Центральном доме художника проходит одиннадцатая ярмарка современного искусства "Арт-Москва"

            Единственная российская ярмарка современного искусства с каждым годом приобретает все большую и большую респектабельность. В тех же примерно пропорциях, что культивирует в себе европейский лоск само актуальное искусство России. Одиннадцать лет назад "Арт-Москва" начиналась как своего рода экспериментальный проект, резвости мужающих мастеров инсталляции и перформанса воспринимались скорее как модная экзотика. Продавались их работы лениво и довольно дешево, никакого рынка не было и в помине. Произведения современного искусства продавали несколько галерей откровенно случайным покупателям и, как правило, в нагрузку к чему-нибудь экономически надежному. Зафиксированная официально общая выручка первой "Арт-Москвы" равнялась приблизительно нынешней цене на какую-нибудь одну вещицу. И вот все теперь не так. Вкладывать деньги в современное искусство теперь, что называется, принято. Растут ряды коллекционеров и других, не столь последовательных любителей. Внешне "Арт-Москва" уже почти не отличается от европейских или даже американских аналогов. Не случайно в ней все охотнее участвуют галереи из ближнего и дальнего зарубежья. Теперь проблема другая: как сохранить то, что на пряном обозревательском языке именуется "национальными особенностями". Сегодня они более или менее отчетливо выражены в некоммерческих программах, сопровождающих основную экспозицию. Там до сих пор находится место каким-то поискам новых смыслов и нового языка. В сущности, без этих поисков идея "Арт-Москвы" теряет всякий смысл, выхолащивается.

            Что же касаемо сугубо ярмарочной части, про нее, повторим, ничего такого не скажешь. Показатели повышаются, все стремительно дорожает. Прайс-листы известных российских галерей – XL, "Айдан", "Роза Азора", "Риджина", "Ковчег" – свидетельствуют, что работы мэтров в среднем достигают цены в 10-15 тыс. у. е. Уже был отмечен рекорд художника Николы Овчинникова, пародийно изобразившего музейную экспозицию русского авангарда. Ее торгуют за 84 тыс. у. е. Проверенные художественные кадры 70-80-х, вроде Семена Файбисовича, продают свою хорошо знакомую продукцию примерно тысяч по 40. Цены же на работы западных звезд (например, Тони Мателли и Вика Муниса) исчисляются уже не десятками, а сотнями тысяч. Стенд Крокин-галереи привлекает внушительных размеров механической головоломкой-пирамидой. Адскую машину из алюминия собрал скульптор Кирилл Александров. В экспозиции галереи "АРТСтрелка Projects" запоминается кресло дизайна a la 60-е – вместо матерчатой обивки обивки художник Сергей Воронцов обшил его мозаикой с портретом космонавта Гагарина в скафандре. На стенде "Риджины" обосновалась целая свора поролоновых собак, вырезанных Сергеем Шеховцевым. Они обнюхивают поролоновый же банкомат (мягкие игрушки стоят по $10-15 тыс.).

            Некоммерческие проекты достойны отдельного разговора. Один из них посвящен новой биеннале в местечке Шаргород на Украине. Другой, подготовленный объединением МАРС и куратором Антонио Джеузой, пародирует реалити-шоу, похожие на "Дом-2" и "За стеклом". Из сопроводительных аттракционов можно выделить один – семь звезд современного российского искусства (среди них Сергей Шутов, Елена Ковылина, Антон Литвин) будут жить в одной комнате, заниматься решением творческих проблем и испытывать друг у друга нервы на прочность. Кто самый стойкий психически, а также физически и творчески, решит жюри путем демократического голосования.