Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Взгляд

2006-03-24

http://vz.ru/culture/2006/3/24/27335.html

Затоваренная стеклотара

Игорь Шевелев

            В бывшем здании Музея частных коллекций на Волхонке, где разместится вновь созданный отдел новейшего западного искусства ГМИИ им. Пушкина, открылась выставка «Осторожно: стекло». На ней представлены произведения современных художников, сделанные на острове Мурано из знаменитого венецианского стекла.

            Случился стык – авангардных художников с традиционной технологией. Это как если в наш Палех или Гжель пригласить продвинутых мастеров contemporary art’a и посмотреть, что получится. Ситуация в Мурано с начала ХХ века была примерно та же: уникальное производство на «стеклянном острове» Венеции находилось в кризисе. То, что считалось национальной традицией, было по сути воспроизводством устаревших образцов XIX века.

            При этом Пикассо, Шагал, Брак, Корбюзье не брезговали делать эскизы для подобных производств, в результате чего появлялись выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства. Вообще соединение ремесла с художественным творчеством – в духе современного искусства. На выставке «Осторожно: стекло» в ГМИИ мы и видим результат этого еще не совсем привычного для нас союза. Представлены абстрактные, по большей части, работы дюжины художников из восьми стран. Среди них три русских художника – Никита Алексеев, Сергей Мироненко, Андрей Филиппов, которые в прошлом году непосредственно реализовали в Мурано свои проекты. Кроме их работ, особое внимание привлекает к себе Мария Казун, ливанская художница, которая живет на выставке внутри собственной инсталляции.

            «Думать в стекле» оказывается увлекательным и креативным занятием. Технология средневекового производства словно создана для современного художественного языка. Не случайна близость Мурано к эпицентру новейшей творческой мысли – венецианскому биеннале современного искусства. Для нашего же зрителя это первый случай изумиться неожиданности достигнутых результатов. «Шагающие яйца» бельгийца Куна Ванмехелена – в духе создаваемой им «глобальной курицы», которая, возможно, одна и переживет птичий грипп. Алхимические практики Никиты Алексеева находят в искусстве стеклодува адекватное применение: тут и восемь благородных добродетелей в виде стеклянных шаров, и райские сферы, усеянные птичками. «Хорошо ориентированный череп» Андрея Филиппова с вделанным в темечко компасом – неплохое приспособление для туриста в вечность.

            На острове Мурано, который можно обойти за час, – более семидесяти фабрик стекла. Это не считая музея и международной школы стекла. Туда выселили стекольщиков из Венеции из-за постоянных пожаров, которые они устраивали. И вот тысячу лет кряду они упражняются в старинном ремесле. В середине XV века здесь создали хрусталь. На Мурано даже застой длится с конца XVIII века. Если бы не альянс с актуальным искусством, спровоцированный Пегги Гуггенхайм в начале 1950-х, он так бы и длился до сих пор. Так что посетители выставки в ГМИИ не увидят традиционных муранских люстр, зеркал, ваз и стаканов, крылатых львов и шаров «с тысячью цветов». Тем, кому их застой – наше заветное будущее, придется немного потерпеть.