![]() ![]() Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Газета «Культура» 2005-03-17 | Квартирные сообщники Рома Грецкий Среди бесконечного стилистического и концептуального разнообразия десятков выставок Первой Московской биеннале современного искусства безусловный интерес вызвала ретроспекция недавнего прошлого российского искусства. Сразу несколько кураторов независимо друг от друга представили ряд проектов, поднявших статус специальной программы биеннале от формального приложения к основной экспозиции до уровня серьезного ее конкурента. Речь идет о выставке "Сообщники" в Третьяковской галере, работе "Информбюро. Современное искусство России" и проекте "Квартирные выставки". Подготовленные Отделом новейших течений Третьяковской галереи "Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960 - 2000", наглядно представившие коллективное творчество российских художников последних сорока лет, стали крупнейшим показом отечественного неофициального искусства со времен проведения Андреем Ерофеевым двух выставок в ЦДХ из Государственной коллекции современного искусства при музее-заповеднике "Царицыно". "Сообщники" включили в себя все значительные художественные московские течения: от групп "Движение" и "Коллективные действия" - к "Мухоморам" и "Гнезду", через "Инспекцию "Медицинская герменевтика", сквот на Трехпрудном - к "Радеку" и тусовкам уличных граффитистов... Кроме того, впервые в столице объемно представлено современное петербургское искусство: от позднесоветских "новых художников" и "Поп-механики" до работающей по сей день Фабрики найденных одежд и осиротевшей Новой академии изящных искусств. Выставка вызвала повышенный интерес у публики, готовой простить устроителям все недостатки и досадные ляпы экспозиции - наконец-то появился шанс увидеть масштабную историю отечественного искусства. Ведь постоянная экспозиция "другого искусства" в ГТГ постепенно сошла на нет, уступив свои помещения временным выставкам. Те же, кто не стал стоять в многометровых очередях в кассу во время работы "Сообщников", смогут приобрести достаточно полный 150-страничный каталог, изданный Третьяковской галереей к закрытию выставки. Прекрасным теоретическим пособием и дополнением к нему может послужить толстенный позолоченный том "Московский концептуализм", подготовленный издательством WAM, и архивная программа Александры Обуховой "Вспомнить все", предоставившая в рамках проекта "Информбюро" полновесные досье шестидесяти художников, - документы, биографии, статьи, фотографии упакованы в аккуратные коробочки и ждут своих исследователей. Еще одна историческая реконструкция оказалась посвященной феномену квартирных выставок. Проект проходил в двенадцати местах, каждое из которых раскрывало одну из граней этой специфичной формы проведения выставок. Приставка к названию - "вчера и сегодня" - уточняла хронологические рамки: от советских кухонных посиделок с их полудиссидентским флером до действующих сегодня частных выставочных пространств в мастерских современных художников. Костяк искусствоведческой ретроспективы, с тщательностью архивариуса восстанавливающий художественную атмосферу того времени, составили экспозиции "APTART" в галерее "ЕК Артбюро", "Детский сад и другие" в ГЦСИ и "Квартирные выставки. 1956 - 1979" в музее "Другое искусство", причем работа последней выставки была продлена на две недели. Слишком много оказалось желающих самолично увидеть увлекательные архивные артефакты вроде машинописного листка текста с описанием квартирных весенних выставок мая 1976 года или трогательно выглядящих под музейным стеклом семейных трусов, в которых в 1978 году шутники из группы "Гнездо" совершали "Забег в сторону Иерусалима на 1 метр 42 см". Помимо рядовых зрителей, захаживали вспомнить боевую юность и некоторые изрядно постаревшие и полысевшие участники. "Да, были люди в наше время", - удовлетворенно говорили они молодому поколению. "Молодые", впрочем, не отставали. Добрая половина "Квартирных выставок" посвящена действующим сегодня домашне-выставочным институциям. В проекте задействованы мастерские в доме "Россия", квартира художников Нины Котел и Владимира Сальникова, галерея Врубеля в квартире Дмитрия Врубеля, "Галерея одного зрителя" в съемной коммунальной квартире. Попасть туда с улицы невозможно, кураторы строго предуведомляли любопытствующих: "Выставка проходит в приватном пространстве. Пожалуйста, согласуйте время своего визита". Этот аттракцион, порождающий чувство вовлеченности посетителя непосредственно в художественный процесс, пользовался наибольшей популярностью у посещающих Московскую биеннале иностранцев. Все-таки не каждый день выпадает возможность попасть в святая святых художника. Никита Алексеев, один из отцов-основателей APTART, признался, что, организовывая выставки в своей малогабаритной однокомнатной квартире, он мечтал о настоящей галерее. Времена изменились, большинство фигурантов "квартирных выставок" выставляются теперь в несравненно более презентабельных помещениях. Но при этом обозначился парадокс: Первая Московская биеннале наглядно показала, что квартирные выставки снова оказались и живее, и интереснее, и актуальнее... |