![]() ![]() Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
ArtToday.ru 2005-01-25 | Галерея в галерее Максим Шульц. За время существования галереи «Е. К. АртБюро» художественные критики, в том числе автор этих строк, никак не могут истратить запас меда, который является едва ли не обязательным ингредиентом рецензий на проходящие здесь выставки. Разумеется, это говорит не об изворотливости критиков, а о высоком уровне галереи. В рамках параллельной программы 1 Московской биеннале «Е. К. АртБюро» представила выстроенную на архивном материале выставку «APTART». Работа «от архива» уже давно стала фирменным стилем «Е. К. АртБюро», и, как всегда, все сделано «с чувством, с толком, с расстановкой». Под экспозиционное пространство «Е. К. АртБюро» была переоборудована обычная московская квартира (ныне комнаты – залы, ванная переделана под запасник, а кухня – под своеобразную приемную), что дает дополнительный повод для демонстрации APTART'а именно здесь. Аббревиатура «APTART» происходит от слияния английских apartment (квартира) и art (искусство); соответственно, APTART – «квартирное искусство», а точнее – искусство, предназначенное для экспонирования в приватных пространствах. В первой половине 80-х власть, мягко говоря, недолюбливала актуальное искусство, поэтому квартирные выставки были единственным способом компенсировать отсутствие официальных экспозиционных площадок. И хотя квартирные выставки к тому моменту давно вошли в обиход, да и продолжались они едва ли не до 1991-го года, APTART – отдельная страница истории отечественного современного искусства. Во-первых, сам термин придумал художник Никита Алексеев и только потом стали применять ко всем похожим проектам. Именно в квартире Алексеева по большей части проходили выставки APTART'а; многие считают это место первой художественной галереей, появившейся в Советском Союзе. Во-вторых, под APTART'ом понимается и определенное сообщество художников, пусть, подчас, с разными художественными устремлениями, но, при этом, объединенных неким общим пафосом. Все это хорошо видно на выставке в «Е. К. АртБюро»: предельно концептуально нагруженное «ТХД» («Тотальное художественное действие») соседствует с «СЗ» (Скерсис и Захаров), часто делавших ставку на подчеркнутую пустоту и бессодержательность своих объектов. Фото выставок APTART удачно дополняют фрагменты альбомов группы «Мухомор», объекты Сергея Ануфриева, работы Никиты Алексеева, Андрея Филиппова (особое внимание привлекает его «Аромат степу», посвященный одноименному напитку – ужасному алкоголю, по вкусу напоминавшего крепленое красное вино), многих других. В общем, можно представить себе атмосферу APTARTовских выставок, об одной из которых Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов писали: «На не успевшего переступить порог посетителя обрушивалась лавина неудобочитаемых текстов, надписей, лозунгов, плакатов. Тот же, кто дерзал перевернуть «страницы» (планшеты 125х86) Книги-Объекта ТХД, отступал, пошатываясь, и пытался присесть на единственный стул, но в ужасе отскакивал, прочитав мудрое назидание: «Стул не для Вас, стул для всех». И тут же натыкался на «Бодалки» СЗ. Пнув ногой «Черный квадрат», он устремлялся в мухоморский «Парадиз», где и находил оскорбленному чувству и смущенному уму уголок». |