Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Коммерсантъ

1998-09-10

http://kommersant.ru/doc/204863

Вернисаж в селе Ширяево

МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА

            Художественная жизнь бурлит не только в столицах. Жители села Ширяева на Волге, неподалеку от Самары, получили шанс познакомиться с самым модным московским искусством на вернисаже выставки "Родина". А столичные авангардисты — воочию увидеть, с чего она начинается. Ведь картинку из букваря "Бурлаки на Волге" Илья Репин задумал именно в Ширяево. С тех пор эти места почти не изменились — исчезли только бурлаки.

            Выставку "Родина" московский куратор Елена Куприна вынашивала несколько лет. Сначала проект назывался "Чистая родина" и предназначался для Новой Зеландии. Потом выяснилось, что художников экология интересует гораздо меньше, чем просто родина, и что для избалованных заграничными гастролями творцов сегодня нет места экзотичнее, чем русская глубинка.

            Достаточно экстравагантную идею устроить вернисаж в волжской деревне поддержала директор Самарского художественного музея Анетта Басс. Благодаря ее энергии несколько лет назад в Ширяево был восстановлен дом, в котором Репин делал этюды для своих "Бурлаков". И хотя в Ширяево традиционно паломничают художники, по словам Анетты Басс, ей никогда еще не доводилось принимать у себя столь оригинальную компанию.

            Привычные к пейзажистам местные жители с недоумением обнаружили, что из тридцати участников выставки нет ни одного, кто бы пользовался холстом и масляными красками. Тем не менее во многих объектах они сумели разглядеть что-то родное. Большим успехом пользовалась работа Евгения Митты "Утепление пейзажа" (обложенная ватой открытка с видом зимнего леса) — дрова нынче дороги. С хозяйственным умилением были встречены и воткнутые в стену топоры из белого воска — пластические парадоксы Сергея Волкова — и чурбачок с эпитафиями погибшим в московский ураган деревьям работы Георгия Литичевского. А в старушке, изображенной Дмитрием Врубелем, сельчане тут же признали местную бабу Устью, к которой водят всех туристов — показать деревенское жилье образцового содержания.

            Из дома, где происходила выставка, для чистоты экспозиции были вынесены киоты с иконами. И напрасно: едва ли не треть экспонатов "Родины" составили некие культовые предметы, которые могли бы достойно соседствовать с аутентичными религиозными реликвиями. С православной буквой заигрывали и Мария Константинова, изготовившая объемный кроссворд "Торжество православия", и Василий Флоренский, поместивший деревянный крест в цветочный горшок. Ирина Вальдрон сконструировала миниатюрного механического священника: покрутишь ручку — получишь благословение.

            Но больше всего публику поразил перформанс Андрея Филиппова. Известный московский художник подтвердил свою репутацию почвенника. Впавший в экзальтацию от ухи из свежего осетра, волжского воздуха, "далей" и курганов, на вернисаже с радостными рыданиями он принялся целовать землю, по которой ходили репинские бурлаки.

            Для тех, кто помнит, что московские концептуалисты долгое время рассматривали родину, большую или малую, лишь как объект для исследований и экспериментов — итог выставки поразителен. Для избалованных заграничными гастролями творцов сегодня нет места экзотичнее, чем русская глубинка.