Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Juliafertig.de

2011-06-17

http://juliafertig.de/?p=145

Еще раз о «Перформативном архиве»

By Julia Fertig

            Исходя из выставочного проекта Московской Школы Фотографии и Мультимедия имени А. Родченко под заголовком “Перформативный архив” я хочу поделится некоторыми мыслями о жанре “перформативного архива” в современном российском искусстве.

            11-18 апреля 2011 выставочный проект “перформативный архив” студентов Московской Школы Фотографии и Мультимедия имени А. Родченко был в гостях у галереи E.K. AртБюро E. Kуприной-Ляхович в Москве. Выставка или скорее проект состоялся из двух частей: сначала в одном Московском дворике – место было предложено Андреем Монастырским лично, потом в “белом кубе” галереи. Mонастырский несколько удивленно констатирует в его примечании к проекту на сайте openspace: “…все о прошлом”. Даже если это, кажется, внушает задание – тема архива была исходной почвой и материал выставки накапливался в течение проекта – все же, это не само собой разумеется, что ПОСЛЕ занятия с Московским Концептуализмом и с несколькими культурологическими архивными теориями (Фостер, Дeррида) в рамках предшествовавших семинаров весьма консервативное архивное понятие у участников проекта побеждает. На вопросы о значений понятия архива для собственного произведения в рамках проекта участники называют “фантазмы ностальгий”, “чудесный мир воспоминаний”, “фетишизация детства”. Но и также упоминают архив как инструктивную и контрольную инстанцию (видимо отталкиваясь от Деррида и Фуко). Вопросы тождества и кризиса тождества так же играли определенную роль. Но нигде, однако, нет указания на понятие “перформативного архива”, на компоненту “перформативности”?

            Здесь под “перформатизацией архива” понимается продуктивизация и реактивация или оживление архивного материала для выставки, так что выставку в целом следует причислять к жанру “перформативного архива”. Собственному же, частному (“домашнему”) архиву присуждается в этой рамке статус эстетически применимого материала. Выставленные произведения тестируют пространство между игрой с эстетикой одержимого эксгибиционизма на базе архива детства (неоднократно при рассмотрении найдется жест расширения собственного (фото-)архива и признания с другой стороны эстетического и перформативного качества “эфирного”, т.е. вездесущего архива: “…и среда в которой я живу и есть мой главный архив” (Е. Лазарева, Arthive).

            Однако, перформативность архива исследуется не только в отдельных произведениях участвующих художников, а призывается уже самой формой проекта: первая часть в качестве перформанса в городском пространстве и вслед за этим классический выставочный формат, при котором показывается, однако, дополнительно к настоящим экспонатам документация первой части проекта. Этот сценарий заимствован из практики акций группы КД (Коллективные действия, здесь она представлена Андреем Монастырским), в которой смешались процессы документации и акции и уложились друг на друга, так что многомерный архив произошел из присутствия и представления, из процесса и продукта, из призыва и исполнения.

            Однако, собственная перформативная архивность этой уложенной слоями формы не была отражена в должной мере в выставочном проекте студентов школой Родченко. Таким образом первая инициируемая Монастырским часть проекта в ее архивном характере осталась, по-видимому, неопознанной. “сначала в одном конкретном дворике (чем он примечателен мы не знали, и даже когда провели там акцию до конца не поняли, что Андрей имел в виду)” пишет “Calamari_union” в Arthive.

            Архив как основа, как исходный материал дальнейшего эстетического развития и перформатизации здесь едва ли обсуждается, а лишь продуктивируются не исключительно, но все же преимущественно ретроспективно. Архив – в этом понимании все еще что-то, “к чему возвращаются”, и вовсе не то, что находится в процессе возникновения, одновременно являясь чем-то действующим. Напротив господствует регрессивное обращение к темам и образам 90ых, к детским воспоминаниям и историческим личностям.

            Если художественную практику и ее теоретическую рефлексию уже нельзя себе представить без понятия “архива”, то, все же, его дальнейшее развитие в направлении “перформативного архива” еще не было постигнуто с теоретической обоснованностью (что и было заявленной целью проекта «Перформативный архив»).