Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications.php on line 8
E.K. АртБюро: Пресса
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 2

   Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14


   Публикация


iНостранец

2004-03-15

Купи кирпич, или Из панков в музей

            В московской галерее «Е.К.Артбюро», в рамках программы «Москва, 1980-е», - выставка «Мухомор», осуществленная совместно с фондом «Художественные проекты» фирмой «РИА Сделано в России» и издательством «АртХроника». Это первая фраза большого проекта, направленного на популяризацию почти неоцененного периода в русской культуре недавнего времени – от застоя до начальных загогулин нашего нынешнего существования.

            Конец 70-х в неофициальной советской жизни был странным временем. Советская гниль, тоскливая брежневская осень, ощущение, что это – навсегда. При том – парадоксальное единение. Тогда за одним столом могла собраться немыслимая компания: православный диссидент-славянофил, адепт радикальной эзотерики, безбожный атеист, троцкист, рациональный западник, превыше всего ценящий права человека, дзен-буддист, просто пьяница или наркоман, поклонник Наполеона Бонапарта и читатель Чингисхана, сионист, хасид, феминистка и закоренелый мачо, девушка, похожая на Анну Ахматову, и парень, смахивающий на угла из мордовских лагерей. И ничего – пили, ели вместе, глотку друг другу не рвали, объединяла же всех только нелюбовь к советской власти.

            А в неофициальном искусстве было скучновато. С одной стороны – «малые грузины» (так прозванные по выставкам в «Горкоме графиков» располагавшемся на Малой Грузинской улице) с их провинциальной полусюрреалистической, полуабстрактной, а главное, никакой живописью. С другой – замыкавшиеся на себе высокоинтеллектуальные московские концептуалисты, делавшие то искусство, благодаря которому кто-то что-то сейчас знает в мире о России. Но и там позевывали: все было уже ясно.

            И тут на крошечную сцену альтернативной культуры вломилась группа «Мухомор».

            Кто они такие? Выпускники специальной французской школы № 16 братья близнецы Сергей («Пупс» или «Орех») и Владимир («Фофа») Мироненко, их одноклассник Свен («Пегас» и «Семен Цадиков») Гундлах, недоучившийся в московском Полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции и в ленинградской Академии художеств на факультете теории и истории искусства, соученик Мироненок по Школе-студии МХАТ Константин («Маленький» и «Котя») Звездочетов, а также Алексей («Alexis») Каменский, человек без определенных занятий. Юные шалопаи, кое-как знакомые с современным искусством, веселье, наглые и умевшие совершенно наплевательски относиться к происходящему вокруг.

            Группа проломила асфальт ювенильного подсознания в 1978, когда «Маленький» заявил, что он – Мухомор. Друзья с ним согласились. Затем последовало написание дикого количества коллективной поэзии, производство погонных метров рисунков и живописи, устройство не то перформансов, не то просто дурачеств, съемка любительских фильмов и участие в маргинальных анархо-коммунистических группировках, которые, за отсутствием более серьезных целей, внимательно пас КГБ.

            Про искусство, как сейчас уверяют члены группы, они совершенно не думали – просто развлекались. Возможно, это правда, но в силу почти случайных обстоятельств они оказались внедренными в самое пекло нашего contemporary art. Познакомились с одним, с другим (мир-то крошечный), и вдруг явились на весьма элитарные посиделки московских концептуалистов с чемоданом своей поэтически-визуальной продукции и с коряво намалеванным портретом поручика Ржевского. Прочитали матерные стихи, спели несколько частушек. Послушав и поглядев, Илья Кабаков, верховный гуру московского концептуализма, произнес, как Державин: «В этом что-то есть». Его идейный обеспечитель философ Борис Гройс, поморщившись, солидаризовался. Младший гуру москонцепта Андрей Монастырский, мотор группы «Коллективные действия», пришел в восторг.

            После этого началось подгнивание «Мухомора». Став штатными сотрудниками современного искусства, они оказались обязанными квалифицировать свои затеи не как приятное времяпровождение, но в качестве чего-то, имеющего непосредственное отношение к культуре, духовности, политике и другим серьезным областям человеческого волеизъявления.

            Год за три до этого великий немецкий художник Йозеф Бойс, бывший летчик luftwaffe, сбитый над Крымом, и редактор дюссельдорфской Академии художеств, заявил, что «каждый человек – художник, даже если он об этом не знает». Вот и Мухоморы оказались, помимо своей воли, важными участниками процесса в позднем СССР.

            Снимали кино. Писали стихи. Рисовали картинки. Устраивали акции «Расстрел» (предлагали присутствующим, как нынешние террористы, выбрать из своей среды жертву), «Метро» (от открытия до закрытия подземки блуждали по ее станциям), устраивали лекцию о вреде нейтронной бомбы. Деятельность «Мухомора» становилась все ядовитее и опаснее для советского общества, привыкшего слушать «Миллион алых роз» в исполнении одутловатой Аллы Борисовны.

            Их известность достигла апофеоза в 1984, после очень забавного совпадения событий. Из Лондона приехала некая англичанка и по случайной наводке встретила Мухоморов. Подарила им пластинку замечательной американской художницы и музыканта Лори Андерсон «Big Science». Те в благодарность ей вручили копию своего магнитофонного альбома «Золотой диск», где Мухоморы смело декламировали стихи под русскую и советскую музыку. Пленка попала к Севе Новгородцеву, он начал ее крутить на Би-би-си, в прокладку с Rolling Stones, Френком Заппой, Ниной Хаген и Бобом Марли. У «Мухомора» почти началась всенародная слава. Но и реакция людей, правивших советским народом, не замедлила проявиться. «Пегаса», «Маленького» и «Фофу» забрили в армию – на Сахалин, на Камчатку и на космодром Капустин Яр. «Пупс» числился главным художником воркутинского драмтеатра – его оставили в покое, видимо, решено было: и так на северах. А Каменский делся неизвестно куда. И вышло предназначенное для служебного пользования «Распоряжение Всесоюзного научно-методического центра при Министерстве культуры СССР от 1 декабря до 1984 года для проверки студий звукозаписи и дискотек», где предписывалось всеми мерами препятствовать публичному прослушиваний записей «Мухомора» - наряду с Iron Maiden, Boney M и Хулио Иглесиасом.

Ho boys – they only wanted have fun…

            После возвращения из армии «Мухомор» уже не воссоединился. Первое время, на волне перестроечной моды на все Made in USSR, члены группы вовсю поодиночке воевали на фронте международного искусства – с тем или иным успехом. Потом пути разошлись.

            Активно продолжает служить в художественной армии только Звездочетов. Он участвует в Венецианских биеннале и в кассельской «Документе», производит фейерверк картинок и, благодаря популярно-глянцевой прессе вроде «Афиши», стал культовой фигурой примодненной московской тусовки. Если работы «Маленького» видели не все – то фотографии его помнят не многие. Каменский работает персональным шофером и говорит, что ему нравится на все смотреть с абсолютной стороны. Гундлах и Сергей Мироненко – мощные бизнесмены по части дизайна, коммуникаций и рекламы. Владимира Мироненко понесло в политику. Сейчас он баллотируется в члены местного самоуправления Мещанского района столицы и уверяет, что пора выковырять взяточников-чиновников, клевретов Лужкова, из городской администрации. Политические оппоненты пытались его снять с выборов, но он выиграл в суде иск против вражин, в честь этого устроил в «Центре современного искусства М’АРС» выставку «Избирательский участок № 0» и в скором времени будет бороться за то, чтобы из кранов текла вода, а коррумпированные столоначальники не распродали почем зря столичную землю.

            Ну и что же такое «Мухомор»? Обычно эту группу уподобляют панкам. На наш взгляд – необоснованно. В отличие от Сида Вишеса и Джонни Роттена, эти ребята никогда не влипали в негативизм и тупой destroy: идеи вроде No Future! Не из их ментального арсенала. Они скорее были похоже на русских футуристов 10-х годов прошлого столетия, прогуливавшихся по Кузнецкому мосту с редисками в петлицах и размалеванными лицами. Но и от Бурлюка, Маяковского, Ле Дантю и Ларионова Мухоморы сильно отличаются: футуристы верили, что их деятельность может изменить мир до неузнаваемости, а эти подобные иллюзии утратили с молоком матери. Если искать аналогию «Мухомору», наверно, ближе всего окажутся парижские дадаисты и ранние сюрреалисты с их полным наплевательством на происходящее и абсурдным оптимизмом. Потому что если кто-то wanna have fun, то никакие обстоятельства не могут ему помешать бултыхнуться в ледяной бассейн тотальной иронии.

            Можно надеяться, что Каменский своего босса возит на машине как положено шоферу, то есть без издевательского отношения к возможной аварии. Хотя – с другой стороны, неверие в то, что у автомобиля есть колеса, является признаком идеального водителя. Что же касается прочих участников группы «Мухомор», а некоторые сами рулят на джипах, то – если внимательнее вглядеться в их деятельность, становится ясно: занятие живописью, и бизнес, и политика остаются областью прилежного и почти просветленного отрицания того, как надо что-то делать.

            Ребятам ведь просто хочется радости, несмотря на то, что все стало серьезно до некуда.

            А выставка? Очень хороша. Одна из лучших, сделанных в Москве за последние годы. Минимальная и точная, как выставка скифского золота в Эрмитаже. Дурацкие картинки, тексты и фотографии лежат в изящных витринах и почти становятся музейными драгоценностями – будто это не случайные ночные почеркушки, а рисунки сосредоточенных мастеров. На стене – проекция фильмов, когда-то снятых на восьмимиллиметровую любительскую камеру (операторы, если так можно выразиться, - Вадимир Кара-Мурза, еще один одноклассник Мухоморов, и их друг Сергей Батов), потом оцифрованных и снабженных очень точной фонограммой. На экране – дурацкие гэги, падения в ямы, попытки летать и сентиментально-трагическое позиционирование. Из динамиков – то, что надо слушать, когда люди, несмотря на обстоятельства, делают то, что хотят. Да хоть бы The Hollies, Bad Manners, Doors, и даже Queen. Забыли эти имена? Когда-то они были важнее, чем «Леонид Брежнев».

            Чушь, скажете вы? Из углов чулана выгребли остатки выделений когда-то бодрых молодчиков, ныне ставших скучноватыми динозаврами? А вот и нет. Ценность этой выставки и программы, затеянной «Е.К.Артбюро» и фондом «Художественный проект» не только в удачном показе искусства, через четверть века не потерявшего притягательности. Сейчас пора надеяться, что на сцену выйдут новые «поганки», способные быть живее и полезнее, чем мертвые шампиньоны, произрастающие в серых подвалах путинского самодержавия.

Потому что boys and girls wanna have fun.

            А еще к печати готовится большая монография, посвященная деятельности «Мухомора».