Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Утро.ru

2004-03-16

Грибы - подрывники устоев

            Гриб для человека, выросшего в эпоху заката социализма, - понятие почти сакральное. Почему-то именно грибы порождали самые необычные ассоциации у антисоветской богемы 1970-80-х годов. Наибольшей популярностью пользовалась, разумеется, телега Сергея Курехина о том, что товарищ Ленин на самом деле был грибом. Желающие могли ознакомится со специальной схемой, на которой Владимир Ильич, стоящий на броневике, весьма убедительно превращался в грибок. (Лично у меня вождь мирового пролетариата ассоциируется с элитным боровиком. Возможно оттого, что господин Ульянов был крепок, но приземист, а может исключительно из-за подсознательной ассоциации с броневиком). К сожалению, нам не известно, что бы подумал об этом сам Ленин. Зато мы точно знаем, что знаменитые московские «мухоморы» объединились под этим странным названием исключительно добровольно, по зову сердца.

            Официально творческое объединение «Мухомор» появилось на свет 24 марта 1978 г., во время грандиозной пьянки по случаю празднования «Всесоюзного Дня работников хэппенинга». Художник Константин Звездочетов произнес историческую фразу: «Я, братцы, мухомор», положившую начало новой нонконформистской группе. Вскоре «Мухомор» превратился в коллективный псевдоним, под которым выступали с 1978 по 1984 гг. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, братья Владимир и Сергей Мироненко, а также Алексей Каменский.

            Охарактеризовать деятельность группы в двух словах очень непросто. Ибо сам образ жизни и каждодневного поведения ее представителей был своего рода искусством, причем исключительно антисоветским. Самое главное культурное достижение «мухоморов» в контексте советского андеграунда – это сам факт их существования. Подобно футуристам начала ХХ столетия, «мухоморы» торжественно объявили, что сам факт их существования. Подобно футуристам начала ХХ столетия, «мухоморы» торжественно объявили, что сам процесс творчества важнее его результатов и не имеет границ, а искусство – это образ жизни, стиль поведения в культуре. Они писали стихи и пьесы, манифесты и прокламации, лозунги и картины, делали рукописные книги и объекты, проводили акции и перформансы, пародируя при этом все возможные жанры и виды искусства.

            Панко-совковый стиль «мухоморов" шокировал не только заслуженных деятелей социалистической культуры, но и авангардистов Лианозовской группы, и полулегальных художников Малой Грузинской. Под самым носом у разъяренных ментов и гебешников они устраивали возмутительные акции, организовывали квартирные выставки и всяческие способствовали наглому разгулу самиздата в пред перестроечной столице.

            На счету художников открытые письма известным политическим деятелям всего мира (в том числе «железной леди – Маргарет Тэтчер»), остроумные акции: «Красная тряпка», «Клад», «Расстрел» и знаменитый «Перспективный план похищения из Третьяковской галереи картины А. Иванова «Явление Христа Народу»». По этому плану, группа «мухоморовцев», угрожая привести в действие взрыватель, должна вынести означенное полотно из Третьяковки (напомним, что размер картины 5,5х7,5 м!) и, захватив самолет, отбыть в гостеприимную Саудовскую Аравию. После невероятных приключений, подробно описанных в «Плане», участники акции успешно возвращаются в СССР под видом туристов.

            Апогеем литературной деятельности «Мухомора» стало издание музыкально-поэтического «Золотого диска», в котором было задействована вся мировая музыкальная культура – от Утесова до Элвиса Пресли. Вся эта музыка служила фоном для безумных и бесконечных стихотворных декламаций, символизирующих непрерывный поток сознания их авторов. Эпатажные стихи и панковские пародии «мухоморов» звучали под Shocking Blue, ABBA, звон кремлевских колоколов, группу Стаса Намина, хиты Верди, арабские мотивы, блюзовые импровизации, ресторанный шансон и фрагменты симфоний Чайковского и Бетховена.

            В 1984 г. столичные власти, окончательно уставшие от мухоморного беспредела, повязали злостных нарушителей культурного порядка и отправили художников на добровольно-принудительное перевоспитание в ряды советских вооруженных сил.