Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications.php on line 8
E.K. АртБюро: Пресса
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 2

   Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14


   Публикация


Артхроника

2004-10-06

Объекты КД

Юлия Лебедева

            Группа «Коллективные действия» - пожалуй, самый долгоиграющий московский коллектив, сформировавшийся еще во времена андерграунда. Начав свою деятельность целую вечность назад, в 1976 году, члены «КД» с переменным успехом делают акции до сих пор. За много лет состав участников группы варьировался, но все же можно назвать главных действующих лиц «КД» в разные времена – Никита Алексеев, Андрей Монастырский, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Георгий Кизевальтер, Николай Панитков, Сергей Ромашко, Сабина Хенсген. Основная деятельность этих корифеев московского концептуалиста – акции, их обсуждение до и после. Одна из особенностей группы – полное отсутствие работы на публику. На акциях «КД» не бывает случайных людей: даже необходимые для воплощения идеи зрители и то получают специальные приглашения. Поэтому со стороны группа воспринимается как тайное сообщество нескольких посвященных. Раньше интересующиеся могли видеть акции группы только на фотографиях, чуть легче стало с появлением видео.

            Все действия «КД» были абсолютно абстрагированы от социального контекста и полностью сосредоточены на вопросах искусства как такового. Интерес «КД» - изучение элементарных пространственно-временных переживаний (ожидание, воспоминание), которые возводятся в ранг эстетического акта. Их многочисленные перформансы называются «Поездки за город», т.к. происходили и происходят на природе - в лесу или поле. «КД» не вырабатывают никакого закона, по которому можно было бы воспринимать сделанное ими.

            Вот два абсолютно не сходных примера. Во время акции «Время действия» 15 октября 1978 года с катушки, спрятанной на дереве в лесу, через поле в течение полутора часов было перетянуто 7 км веревки. А акции «М» 18 сентября 1983 года зрители должны были пройти через поле и, под звуки записанной на магнитофон фонограммы вагона московского метро взяв на столе, накрытой фиолетовой скатертью, бинокль, увидеть в него героев акции Паниткова и Монастырского с золотыми крыльями и серебряным шаром на груди. Предметы, оставшиеся от этих взрослых игр, организованных с предельной серьезностью, стали «героями» выставки «Объекты КД» в галере «Е.К.Артбюро». В витрине большой кучей лежат 7 км веревки (оказывается, это так мало!), золотые крылья из картона, серебряный шар из фольги. На стене висит фиолетовый занавес, который в некоторых акциях использовался как скатерть. Хотя есть и зрелищные вещи (бумажный силуэт зайца из акции «Изображения ромба. И. Кабакову», созданный для акции «Произведение изобразительного искусства», 1987, объект «Картина», на котором изображен герой акции «Третий вариант», 1978, с воздушным шаром вместо головы), в основном экспонаты выставки – текстовый материал. Поэтому нужно понять, что представляет собой каждый трофей, словно случайно найденный заложенным в старой книжке или зашкафной коробке у разных участников «КД». Сами рассказы об акциях, конечно, гораздо более захватывающи, нежели те, выражаясь фигурально, черепки и осколки, оставшиеся от почти уже тридцатилетней деятельности группы. Поэтому сделать такое посвящение деятельности «Коллективных действий» - задача совсем не из легких.

            Все объекты можно поделить на четыре группы, первая – бумажные и фотографические, раздававшиеся участникам акции после ее окончания и служившие подтверждением участия, вторая – произведения, созданные специально для акций, третья – редимейды, участвовавшие в акциях, и четвертая – объекты, сделанные в процессе акций. Как говорит куратор выставки Александра Обухова, когда Никита Алексеев и Андрей Монастырский задумывали «Коллективные действия», речь сразу же шла об акциях, связанных в первую очередь с предметом в пространстве. Показать этот предмет – в этом и состояла задача выставки. Такие экспозиции могут являться стартом серьезной работы вроде монографии или каталога резоне. И «КД» очень хорошо позаботились о будущих исследователях: существует восемь самиздатовских томов описаний перформансов «Поездок за город» за все годы существования группы. Так что теперь дело за переосмыслением и визуальным рядом.

            На следующий день традиция поездок за город была продолжена организаторами галереи. Правда, действо происходило уже не в чистом поле или лесу, а в 50 метрах от дачи хозяйки галереи Елены Куприной. И добирались мы туда не на электричке, а на комфортабельном микроавтобусе, и ожидала нас не акция, участниками которой мы обязаны были стать, а уже готовая выставка. «Душа матрешки» - совместный проект художников Сергея Ануфриева и Андрея Филиппова. Как по волшебству вынутый из брезентового рюкзака, он заполнил собой всю поляну, а в конце пикника, прямо при гостях был туда же и упакован. Штук 50 не расписанных деревянных болванок-матрешек, словно грибы, хаотично расположились среди травы. По словам Сергея Ануфриева, выставка отражает иерархию трех миров. Душа художника – это подземный мир, грибы-матрешки (средний мир) показывают бесконечность нашего разворачивающегося бытия. На светлом дереве болванок с помощью выжигания выполнены ювелирной тонкости рисунки, иллюстрирующие ту самую бесконечность бытия. Дом, человек перед телевизором, кошка с котенком, дельфин, ящерица, цветок, летящая птица. А где же у матрешки душа? Если поднять голову вверх, то между березами на тонкой сетке летают по кругу черные птички Андрея Филиппова. Матрешки стареют и трескаются, душа выпархивает в щели и улетает в бесконечность (третий мир). Когда однодневная выставка закончилась, матрешек стали собирать и складывать одна в другую. Делать это на публике было стратегически неверно. Какая у матрешки в таком случае может быть душа, если все показали, что на самом деле внутри у нее пусто?