Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


L'officel

2010-11-01

officiel.com.ua/

Выставка

            В 1979 году в издавшемся в Париже журнале неофициального русского искусства «А-Я» появилась статья Бориса Гройса о «Московском романтическом концептуализме». В ней Гройс рассказал о круге московских художников и литераторов, среди которых были Чуйков, Рубинштейн, Монастырский, Инфанте и многие другие. Гройс писал, что творчество этих людей вписывается в рамки западного концептуализма и в то же время обладает исключительно русскими чертами. К этому времени советская власть была уже наслышана об андеграундных художниках и, естественно, их не любила. В 1974-м выставку неофициального искусства в Беляево буквально стерли с лица земли – в ход были пущены совсем не гуманные средства: бульдозеры и поливальные машины. Через несколько лет после этого Гройс, главный теоретик московского концептуализма, уехал из страны.

            С тех пор прошло около тридцати лет, ситуация изменилась кардинально. Осенью Борис Гройс был назначен куратором российского павильона на Венецианской биеннале 2011 года. Один из основателей московского концептуализма Андрей Монастырский вместе с группой «Коллективные действия» объявлен художником павильона. Другие художники, о которых Гройс когда-то писал в нелегальном издании, - Илья Кабаков, Эрик Булатов – хорошо известны в России и за ее пределами, их работы весьма востребованы на арт-рынке.

            В этой связи выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст» в фонде культуры «Екатерина» пришлась как нельзя кстати. Это попытка описать московский концептуализм как историческое явление – показать его главных героев, рассказать об основных событиях. Кураторы выставки довольно четко задали хронологические рамки своего исследования – от «бульдозерной» выставки до первого и единственного аукциона Sotheby’s в Москве 1988 года.

            Обширная коллекция Владимира и Екатерины Семенихиных, дополненная работами из других частных и государственных собраний, в частности собрания музея МАНИ, позволяет выстроить последовательную историю становления движения. Здесь и более ранние работы, например концептуальный альбом Ильи Кабакова «Вокноглядящий Архипов» (1972-1974) и ироничный диптих «Времена года» Александра Косолапова (1975), и более поздние – карандашный рисунок «Не прислоняться» Эрика Булатова (1984) и минималистский холст «Фабрики, заводы» Юрия Лейдермана (1987). Кроме того, на выставке представлены многочисленные документальные материалы – в основном фотографии, на которых запечатлены художественные акции. На одной из таких фотографий Андрей Монастырский демонстрирует принцип работы своего объекта «Палец» (1978), на другой можно увидеть фотоотчет перформанса «Папуасы» (1983) Вадима Захарова.

            На выставке есть работы 1990-х и даже 2000-х годов, например полотно Сергея Мироненко New, картина инсталляция Игоря Макаревича «Унок». Такие хронологические нестыковки необходимы, поскольку концептуализм все же невозможно ограничить временными рамками. Безусловно, противостояние советской власти было одним из основных импульсов развития неофициального искусства 70-80-х годов и делало российский вариант концептуализма неповторимым. Но не более того. Весь основной посыл концептуальных художников – отстраненный анализ и постоянная проверка на прочность себя и действительности, и он в конечном счете не зависит от обстоятельств.