Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Пятница

2010-10-22

http://www.vedomosti.ru/friday/article/2010/10/22/16408

Искусство по идее

Игорь Чувилин

            Московский концептуализм как явление четко не описан, он существует скорее в виде легенды. Поэтому к представлению процессов, бурливших в столичной художественной среде в 1970-1980-х годах, организаторы выставки подошли масштабно. Экспозиция под названием «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века» займет все три этажа помещения фонда «Екатерина». Значительная часть ее экспонатов — из собрания самих владельцев фонда Екатерины и Владимира Семенихиных, остальные — из других частных коллекций, а также Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина и других российских музеев.

            Концептуализм обычно обращает больше внимания на идею произведения и сопроводительный текст к ней, чем на собственно визуальное воплощение. В Европе это течение подчас выглядело довольно скучно и стерильно. А вот работы отечественных представителей этого направления чаще оставались и живыми, и остроумными. Одни вытягивали из леса семикилометровые веревки (перформанс группы «Коллективные действия»), другие проводили уроки самообороны от бытовых вещей (Вадим Захаров, пытающийся криком «запугать» обеденный стол), высиживали яйца в огромных гнездах (как группа «Гнездо» на выставке в Доме культуры ВДНХ в 1975 году). В общем, расширяли границы понятия «искусство» до беспредельности.

            Начинается выставка с периферии темы: работ Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Оскара Рабина — «неофициальных» художников того времени, с концептуализмом не связанных. Вплотную к заявленной теме подходит картина «Пол. Метлахская плитка» Михаила Рогинского — где плитка, как на лестничных площадках хрущевок, написана маслом на холсте. А дальше идут «Шампуры геометрии» Виталия Комара — серия картин, на которых изображены геометрические фигуры, напоминающие детские пирамидки; деревянные бюсты авторства Леонида Сокова и Александра Косолапова. Постепенно нам показывают, как рождается новое, интеллектуальное в своей основе, течение.

            Важная часть выставки — фотографии и документы, посвященные перформансам. В московском концептуализме псевдонаучность и бесконечное документирование уживались с ерничеством: например, в ходе акции «Раскопки» 1979 года группы «Мухомор» из земли был выкопан ящик с сидящим в нем художником Свеном Гундлахом. Все происходящее подробно документировалось участниками, при этом сам Гундлах, сидя в ящике, тоже вел записи. Акция явственно пародировала стилистику научно-популярной периодики того времени.

            У концептуалистов уже не осталось ни следа от шестидесятнической наивности, в их затеях отчетливо стали проступать едкий юмор и нарочитая профанация происходящего. Как, скажем, в инсталляции группы «Гнездо», неизвестно зачем призывавшей: «Качайте красный насос!» Столь же четко звучали и антисоветские нотки, когда абсурдность окружающей реальности возводилась в крайнюю степень: «Бюст в духе Растрелли» Бориса Орлова 1982 года был целиком сделан из орденских планок. А иногда сама действительность иронично обыгрывалась и ловко подменялась — как в работе Эрика Булатова «Не прислоняться», где всем знакомая надпись из столичной подземки оказывалась размещенной поверх среднерусского пейзажа.