Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Коммерсантъ

2004-12-06

http://kommersant.ru/doc/531105

Археология абсурда

            В галерее "Е.К. АртБюро" открылась выставка, посвященная истории арт-группы "СЗ" — дуэту художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, работавших в паре с 1980 по 1990 год. Редкостные документы и реликвии новейшей истории искусства рассматривала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            Группа "СЗ", то есть соавторство художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, сложилась в Москве в 1980 году, дуэт просуществовал до 1984-го и возобновлял совместную деятельность в 1988 и 1990 годах — несмотря на то что господин Захаров к тому времени жил в Германии, а господин Скерсис — в США, где помимо собственно современного искусства занимается столь экзотической областью дизайна, как разработка протезов. В неофициальном московском искусстве 1970-1980-е годы были настоящим расцветом всевозможных художественных групп и соавторств.

            Надписи "Вот!", "Как?" и т. п. появились в Москве в 1980 году. На выставке в "Е.К. АртБюро" можно увидеть не только фотографии этих реликтовых граффити, но и документ, заверяющий, что надписи были концептуальной акцией группы "СЗ". "С чувством глубокого удовлетворения СЗ сообщают, что появившиеся в разных концах г. Москвы надписи: 'ОЙ!', 'АЙ!', 'ВОТ!', 'КАК!', 'ШЛЯПА!' и другие функционируют нормально",— заверяет отпечатанный на машинке циркуляр.

            Среди прочих, представленных на выставке в "Е.К. АртБюро", есть рекламный плакат "Продукция 'СЗ'", где две комиксные физиономии художников вкупе с разудалым логотипом на золотом фоне пропагандируют столь загадочный продукт, как "бодалки", "ковырялки", "тыркалки" и "тыкалки" (больше всего похожи на обычные спички). Фотографии из серии "Защита и курсы самообороны от вещей" демонстрируют, например, запугивание шкафа и стола или стравливание между собой стула и унитаза. Есть импозантная модель Парфенона чуть выше человеческого роста, относящаяся к проекту "Использование произведений искусства в военных целях" и претендующая на то, чтобы быть моделью танка, неуязвимого для снарядов противника, ибо они пролетают между его колоннами.

            Есть наброски персонажей "Братьев Карамазовых", сделанные на обломках оргалита и снабженные изящными белыми фаянсовыми табличками без надписей не то музейного, не то могильного вида. На самом деле таблички — часть изысканной столовой сервировки, на таких подобает писать имена гостей. А идея собрать героев Достоевского на званый обед возникла, когда в 1990 году "СЗ" решили основывать все свое дальнейшее творчество на "Братьях Карамазовых". Правда, идея оказалась не слишком продуктивной — все ограничилось несколькими работами, после чего дуэт художников распался.

            К моменту появления "СЗ" свое место в арт-контексте уже занимали не только эзотерически концептуальные акции "Коллективных действий", но и панково-хулиганские хеппенинги "Мухоморов". Деятельность "СЗ" странным образом балансировала на грани того и другого — художники словно бы исследуют различные виды бессмыслицы. Философский нонсенс тут может обернуться туповатой шуткой, а глупая выходка — дзенским коаном. А сама деятельность этого художественного соединения оказывается точнейшим прибором, тестирующим и настраивающим арт-процесс и проверяющим, какие из механизмов порождения смысла или избавления от него уже прокручиваются вхолостую, а какие еще действуют.

            Сегодня трудно понять, какой изощренной системой самонастройки и саморефлексии обладал тот сложнейший художественный организм, который представляло собой отечественное современное искусство в свой "катакомбный" период. При публичном существовании многие из этих функций отпали и атрофировались. Выставка группы "СЗ" является уже третьей (после "КД" и "Мухоморов") из проводимых галереей "Е.К. АртБюро" в сотрудничестве с фондом "Художественные проекты" "археологических" экспозиций, посвященных недавней истории отечественного современного искусства.

            Истории, казавшейся почти невосстановимой. Экспонаты квартирных выставок или свидетельства андерграундных перформансов, в лучшем случае они должны были оказаться в зарубежных собраниях, в худшем — сгинуть в архивах КГБ, в те годы, как известно, активно интересовавшегося художественной жизнью. Тем не менее "Е.К. АртБюро" в очередной раз ухитряется не просто показать архивы, но сделать удивительно эффектную экспозицию. Примечательно, что эти музейные, исследовательские выставки проводит частная галерея. Впрочем, дело не только в альтруизме. Искусство "с историей" в любом случае выглядит интереснее и ценнее, чем чистая актуальность.