Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


   Публикация


Коммерсантъ Weekend

2003-03-07

http://kommersant.ru/doc/369152

Манифесты украинского футуризма. Выставка графики Александра Богомазова из частных собраний

            В шоу-руме Елены Куприной открывается выставка графики Александра Богомазова из частных собраний. Событие, примечательное по нескольким причинам. Авангардист Александр Богомазов — персона в искусстве ХХ века довольно известная. Его имя стоит в одном ряду с именами Давида Бурлюка, Михаила Ларионова и Александры Экстер. Его иногда называют даже "украинским Пикассо" — но живопись Богомазова самобытна, поэтому более или менее верно лишь определение "украинский".

            Александр Богомазов, родившийся в Харьковской губернии и учившийся в Киеве, действительно был очень привязан к дому и уезжал из Киева нечасто — хотя и брал уроки в московских студиях Константина Юона и Ивана Рерберга, путешествовал в Финляндию (где на некоторое время попал под влияние северного модерна) и на Кавказ. Впрочем, значение художника родной Украиной не ограничивается. Александр Богомазов считается одним из ведущих мастеров кубофутуризма, движения, захватившего всю Россию. Открытия Богомазова в области динамики живописных элементов повлияли на теории таких гигантов кисти, как Казимир Малевич и Василий Кандинский.

            Создал Александр Богомазов не так уж и много работ. Художник умер в 1930 году (ему тогда было всего пятьдесят), не успев попасть под тяжелую руку оппонентов-соцреалистов. То есть у Богомазова не случилось "позднего" периода. У многих художников этого времени и этого круга именно "поздний" период представляет собой довольно жалкое зрелище (к тому же этот период гораздо менее ценный с антикварно-рыночной точки зрения).

            Работы Александра Богомазова есть в серьезных музеях (в ГТГ, Киевском музее украинского искусства). В частных коллекциях его произведений немного, и менять владельцев они не собираются. Так что подборка из десяти графических работ, иллюстрирующих весь творческий путь мастера (с 1908 до 1927 года) — это настоящий раритет на рынке.

            Две акварели "Звезды далекие" и "В саду" (около 1908 года) — пример раннего "мирискуснического" периода. "Крым" и "Дача" (1910-1912 года) — переход к сезаннизму. Рисунки углем "Монтер" и "Паровоз" (1915 год) — это эскизы к знаменитым одноименным холстам Богомазова, образец его кубофутуризма. Карандашные рисунки "пилеров" (то есть мужчин с пилами по-украински) — подготовительные работы к не менее знаменитой картине "Правка пил" (1927 год), в которой художник банальный сюжет превратил в трактат о соотношении цвета и формы.

            Представленные на выставке работы происходят из семьи художника, то есть в известной степени застрахованы от подозрения в подделке (а именно это в последние годы изрядно портит русскому авангарду цены на арт-рынке). Вообще, Александр Богомазов редко встречается на аукционах: 22 мая 2002 года на русских торгах Sotheby`s его маленький карандашный "Самовар" был продан за 3,8 тыс. фунтов (он попал в одну из московских коллекций). До этого Богомазов появлялся на торгах только в 1999 году — Sotheby`s продал его холст "Мечтающая девочка" за 3,2 тыс. фунтов. В конце 2002 года на аукционе в Киеве богомазовская акварель конца 1920-х годов "Бревна" ушла за $9 тыс.

            Хотя Елена Куприна произведения с выставки в своем шоу-руме не продает, возможность того, что пара вещей найдут новых хозяев, все-таки не исключена. В планах маленькой галереи, начавшей свою деятельность с выставки Гюнтера Юккера, мэтра немецкого современного искусства, работающего исключительно с гвоздями — показ и других "классиков XX века". Это, конечно, не Третьяковка и даже не "Гелос", но знатоки оценят точность выбора раритетов.

Татьяна Маркина