Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Вербализация

   Группа "Перцы"
   Никита Алексеев
   Юрий Альберт
   Сергей Волков
   Елена Елагина
   Юлия Жданова
   Константин Звездочетов
   Энвиль Касимов
   Мария Константинова
   Игорь Макаревич
   Борис Матросов
   Сергей Мироненко
   Владимир Мироненко
   Андрей Монастырский
   Николай Панитков
   Максим Русаков
   Виктор Скерсис
   Андрей Филиппов
   Вера Хлебникова
   Мария Чуйкова

   Curators :
Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов

   17.10.2012

   18.11.2012

   

К десятилетию выставочного пространства Е.К.АртБюро

            Е.К.АртБюро можно смело назвать лабораторией по производству смыслов и образов современного искусства, то есть по вербализации и визуализации того, что в нашем мире и нашем сознании обычно ощущается лишь на уровне интуиции. Работа этой лаборатории в течение десяти лет актуализировала лучшие тенденции современного российского искусства, начиная от групп «Коллективные действия», СЗ, «Мухомор», и до деятельности всего круга МАНИ (Московского архива нового искусства), привлекая тех, кому дорого наследие современного искусства. Выставка «Вербализация» – логичное продолжение деятельности Е.К.АртБюро, так как многое из того, что проговаривалось и продумывалось за последнее десятилетие, нашло свое отражение в этой экспозиции.

            Все, что было ценно для художественного процесса в 1960–1980-е годы, является примером вербализации сознания: искусство этого периода так или иначе опирается на текст, на разговоры, на традиции беседы.

            По точному определению искусствоведа Елены Романовой, это искусство Art and Talking, развивающее идеи Art and Language, лондонского журнала концептуального искусства, впоследствии давшего название художественному движению. Art and Language – взаимосвязь искусства и языка как нового изобразительного ресурса – одна из ключевых художественных проблем послевоенной культуры. В своих заметках Елена Романова отмечает: «Идея приравнять письменный текст к художественному изображению породила одно из самых интересных направлений в искусстве второй половины ХХ века – концептуализм. <…> Западный концептуализм приравнял письменный текст к изображению, московский – разговорную речь и к тому и к другому».

            Проект «Вербализация» – это приглашение к дальнейшему разговору о проблемах современного художественного языка. На выставке представлены работы Никиты Алексеева, Юрия Альберта, Сергея Волкова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Юлии Ждановой, Константина Звездочетова, Энвиля Касимова, Марии Константиновой, Бориса Матросова, Владимира Мироненко, Сергея Мироненко, Андрея Монастырского, Николая Паниткова, группы «Перцы», Максима Русакова, Виктора Скерсиса, Андрея Филиппова, Веры Хлебниковой, Марии Чуйковой. Многие произведения экспонируются в Москве впервые.





   Авторы



Группа "Перцы"

Одесситы Людмила Скрипкина и Олег Петренко. Работали вместе в 1982-2000. В середине 80-х участвовали в выставках московского и одесского APTARTa.

Никита Алексеев

Алексеев Никита Феликсович. Р. 1953, Москва. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (1972, отделение промышленной графики и рекламы) и Московский полиграфический институт (1976, факультет художественно-технического оформления печатной продукции). Сначала 70-х выпускал самиздатовские книги, альбомы, выступает как художественный критик и публицист. Участник группы "Коллективные действия". Один из основателей галереи APTART, которая функционировала в его квартире (1982-1984). Живет и работает в Москве.

Юрий Альберт

Альберт Юрий Феликсович. Р. 1959, Москва. Учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет, 1977-1980). Член-основатель "Клуба авангардистов" (КЛАВА, 1987). С 2008 член группы "Купидон". Живет и работает в Москве и Кельне.

Сергей Волков

Волков Сергей Евгеньевич. Р. 1956, Казань. В 1980 окончил Казанский инженерно-строительный институт (отделение архитектуры). Участник выставок "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Участник первого русского аукциона Sotheby's (1988).

Елена Елагина

Елагина Елена Владимировна. Р. 1949, Москва. Училась в Московской средней художественной школе (1962-1967). Занималась живописью у Алисы Порет (1967-1972). В 1972-1975 училась в Орехово-Зуевском педагогическом институте (литературный факультет). Работала в студии Эрнста Неизвестного (1964-1976), иллюстратором в журнале «Знание – сила». С 1979 член группы «Коллективные действия». Активная участница «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Множество проектов осуществлено Елагиной совместно с мужем Игорем Макаревичем. Живет и работает в Москве.

Юлия Жданова

Нет информации.

Константин Звездочетов

Звездочетов Константин Викторович. Р. 1958, Москва. Учился на постановочном факультете Школы-студии МХАТ. Один из основателей группы «Мухомор» (1978). Один из организаторов галереи APTART (1982). Инициатор создания группы «Чемпионы мира» (1986). Один из основателей «Клуба авангардистов» (КЛАВА, 1987). Живет и работает в Москве.

Энвиль Касимов

            1988-1993 годы участие в деятельности первого независимого творческого объединения «Лодка», которое было создано художниками Удмуртии для развития актуального современного искусства.
            С 1990 по 1992 годы учеба на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета, на факультете живописи в Московском государственном художественном институте имени Сурикова, работал художником московского кооператива «Глобус».
            С 1992 году стал одним из создателей и председателем общественной организации «Ижевский клуб», которая занималась различными проектами в области искусства.
            В начале 90-х годов Энвиль Касимов занимался продюсированием различных арт-проектов, один из них – проект «Новые песни древней земли» состоялся в 1992 году. Занимался организацией этнографической экспедиции в Юкаменский район Удмуртии, где были сделаны записи аутентичного фольклора, а затем выпущен виниловый диск «Бесермян-крезь».
            В 1993 году работал в ижевском муниципальном выставочном центре «Галерея» заместителем директора, а затем – руководителем дизайн-группы ТОО ПГ «Ижевский завод», занимался реализацией творческих проектов.
            В 1993 и 1994 годах Энвиль Касимов стал организатором праздников «День города» в Ижевске.
            В 2003 году Энвиль Владимирович стал главным редактором газеты «Известия Удмуртской Республики». В 2004 году Энвиль Владимирович и редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» принимали активное участие в реализации программы «Ижевск – Культурная столица Поволжья». По итогам этой деятельности он получил благодарственное письмо мэра города Ижевска за организацию и проведение программы «Ижевск – Культурная столица Поволжья» за 2004 год. В 1988 году он принимал участие в выставке «Молодость нашей страны» в Москве, в 1989 году его работы экспонировались на первой ижевской выставке авангардного искусства «Да!». В 1990 году состоялось несколько выставок с его участием: «Лодка» в Ижевске, «Нагота глазами XX века» в Ижевске и Москве, «Lines soft and hard» в Москве, перформанс «Белый флаг черного шамана» в Ижевске, «Mastaba» в Москве, «Druo» в Париже. В 1991 году художественные работы, созданные Энвилем Владимировичем, экспонировались в Ижевске, Москве и Берлине на выставке «Монохром», на выставках «X-Annet» в Ижевске, «Танатос» в Москве, в Ижевске прошла персональная выставка «Росомаха». В 1992 году он принимал участие в московских и ижевских выставках «10 уровней», «Tanatos-Murt», в московской выставке в Музее палеонтологии, и на аукционе «Druo» в США и Франции. В том же году им была создана галерея уличных скульптур, которые украсили парковую зону Дворца детского и юношеского творчества в Ижевске. Созданные Энвилем Владимировичем художественные работы находятся в частных коллекциях во Франции, Германии, США, Норвегии, Австралии и России. В настоящее время занимается реализацией в Ижевске крупномасштабных проектов в сфере современного искусства - арт-форум «День Удмурта» и арт-ассамблея «Ижевский Арсенал (Все из дерева)».
            В апреле 2008 года прошла персональная выставка «Я люблю их» в Москве (Центральный дом художника). Организатором выставки являлось Е.К.Арт-Бюро
            2009 год – организация и реализация проекта «Куриный Рай. Куриный Край» (январь – «Арт-Пермь», февраль – «Арт.Галерея - Казань», март-апрель «Сити-галерея Ижевск» май – Ночь Музеев арт стрелка Москва, июнь – Ижевск, август – Ширяевское Биеннале)
            Март 2009 – персональная выставка «Детское» в Е.К.Арт.Бюро (Москва)
            Сентябрь-Октябрь 2009 – участие в выставке «Omne animal» 3-я Московская Биеннале – параллельная программа, Московский зоопарк.
            2010 год – Участие с проектом «Круг Чайковского» на «Арт.Галерея-Казань-2010», персональная выставка «Волки» - галерея «Известия Удмуртской Республики», издание книги «Правдивые рассказы из жизни знаменитого композитора П.И.Чайковского (Быль)». Курирование выставок в г. Ижевске (С. Орлов, П. Аксенов)
            Организация и проведение церемонии присвоение звания «Почетный Удмурт» Эмиру Кустурицы и проведение концерта EMIR KUSTURICA and «TNSO» в г. Ижевске
Участие в литературном сборнике «Ижевская тетрадь» презентация в Москве (декабрь 2010)

Мария Константинова

Константинова (Алексеева) Мария Михайловна. Р. 1953, Москва. Окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Участница акций группы "Коллективные действия". Участвовала в деятельности галереи APTART. Член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Игорь Макаревич

Макаревич Игорь Глебович. Р. 1943, с. Триалети, Грузия. В 1962-1968 учился на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1976-1986 – активный участник группы «Коллективные действия». С 1987 член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). С 1990 работает в соавторстве с женой Еленой Елагиной. Живет и работает в Москве.

Борис Матросов

Р. 1965, Москва. Выпускник Детской художественной школы Краснопресненского района г. Москвы (1984). С 1986 по 1988 один из создателей и участников группы "Чемпионы мира". С 1988 почетный председатель "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Сергей Мироненко

Мироненко Сергей Игоревич. Р. 1959, Москва. В 1981 окончил постановочное отделение Школы-студии МХАТ. В 1978-1984 член группы "Мухомор". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Владимир Мироненко

Мироненко Владимир Игоревич. Р. 1959, Москва. В 1982 окончил постановочное отделение Школы-студии МХАТ. В 1978-1984 член группы "Мухомор". Соорганизатор галереи APTART (1982), один из основателей мастерских на Фурманном (1986-1989). С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). В 1990-1999 жил и работал в Париже. С 2000 живет и работает в Москве.

Андрей Монастырский

Монастырский (Сумнин) Андрей Викторович. Р. 1949, пос. Печенга Мурманской обл. Окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1980). Один из основателей и идеолог группы «Коллективные действия». Один из создателей МАНИ (Московский архив нового искусства). Автор составитель томов «Поездок за город» - сборник документаций акция «КД», «Словаря терминов московской концептуальной школы (1999). Участник выставок APTARTа. Член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). С 2008 участник группы «Капитон». Живет и работает в Москве.

Николай Панитков

Панитков Николай Семенович. Р. 1952, Вена, Австрия. В 1983 окончил Московский государственный институт культуры по специальности "библиотечное дело". Один из создателей и участник группы "Коллективные действия". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Основоположник, первый директор и хранитель Музея МАНИ. Живет и работает в Москве.

Максим Русаков

Нет информации.

Виктор Скерсис

Скерсис Виктор Атанасович. Р. 1956, Москва. В 1974-1977 учился в Московском полиграфическом институте. В 1974-1979 участник группы «Гнездо» (совместно с Михаилом Рошалем и Геннадием Донским). В 1980 вместе с Вадимом Захаровым создал группу «СЗ». С 2008 член группы «Купидон». С 1984 живет и работает в США.

Андрей Филиппов

Филиппов Андрей Станиславович. Р. 1959, Петропавловск-Камчатский. Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1981). В 1982-1984 принимал активное участие в деятельности галереи APTART. Один из соорганизаторов и активный участник "Клуба авангардистов" (КЛАВА). С 2008 член группы "Купидон". Живет и работает в Москве.

Вера Хлебникова

Нет информации.

Мария Чуйкова

Чуйкова Мария Михайловна. Р. 1960, Москва. В 1985 окончила Московский архитектурный институт. В 1987-2002 принимала участие в деятельности группы "Инспекция "Медицинская герменевтика"". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.





   Произведения


   

Вербализация сознания

Андрей Филиппов

Объект, фарфор, верба, 47 х 13,5 х 16 см

2002

Вербализация , Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов






Мф.3:10 или Прибавление ума

Николай Панитков

Объект, смешанная техника, 110 х 70 см

2012

Вербализация , Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов






Не бойся

Андрей Филиппов

Фанера, масло, 47,3 х 55,7 см

1987

Вербализация , Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов






Б/н (Мы рождены, чтоб сказку сделать былью)

Сергей Волков

Холст, масло, 100 х 74 см

1990

Вербализация , Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов






Обсуждение акции «Рыбак»

Андрей Монастырский

2000

Вербализация , Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов






Из инсталляции «Автопортрет с закрытыми глазами» (английский вариант)

Юрий Альберт

2012

Вербализация , Елена Куприна-Ляхович, Андрей Филиппов










   Каталоги






   Публикации


2do2go

2012-11-18

http://www.2do2go.ru/msk/events/5547/verbalizaciya

К десятилетию выставочного пространства Е.К.АртБюро

            Проект «Вербализация» – это приглашение к дальнейшему разговору о неисчерпаемых проблемах современного художественного языка и желание в них разобраться.

            На выставке будут представлены работы звезд 90-х и нулевых годов: Никиты Алексеева, Юрия Альберта, Сергея Волкова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Константина Звездочетова, Андрея Монастырского, группы «Перцы», Максима Русакова, Андрея Филиппова, Веры Хлебниковой, Марии Чуйковой и других. Многие произведения в Москве еще ни разу не экспонировались.

Коммерсантъ

2012-10-30

http://www.kommersant.ru/doc/2055579

Смыслы вслух

Мария Семендяева

            Двухкомнатная квартира на втором этаже дома в Малом Кисельном в вечер открытия выставки "Вербализация" принимала много гостей разного возраста и художественного калибра, от классика Андрея Монастырского с его псом Салютом до все еще молодого художника Андрея Кузькина. Пришло много уважаемых критиков, художников, да и просто друзей друзей, которые поедали селедку под шубой и курили на лестнице. Именно за этой атмосферой домашней простоты к Елене Куприной-Ляхович, основательнице и владелице "Е. К. Артбюро", вот уже десять лет ходят все серьезные московские художники-концептуалисты — а также затем, чтобы сдать ей на хранение очередную партию своих произведений. Работа с группами "Коллективные действия", СЗ и "Мухомор" в итоге привела "Е. К. Артбюро" к тому, чтобы стать официальным куратором и администратором МАНИ (Московский архив нового искусства), придуманного Андреем Монастырским в 1980-х годах. Именно "Е. К. Артбюро" — единственный в мире обладатель полного собрания материалов МАНИ, помещающегося в пяти папках. Это небольшие по формату произведения — рисунки, тексты, объекты и фотографии работ,— рассчитанные на то, что смотреть их будут дома под настольной лампой или максимум на квартирной выставке.

            "Е. К. Артбюро" — это, вообще говоря, и есть воплощение идеальной квартирной выставки, где из кухни того гляди покажется Андрей Филиппов, в дверь стучит Юрий Альберт, в одной комнате искусство выставляют, а в соседней — обсуждают. "Вербализация" как юбилейная выставка мало чем отличается от сотни таких же "домашних вечеринок". Здесь дружески соседствуют произведения Никиты Алексеева, Юрия Альберта, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Юлии Ждановой, Константина Звездочетова, Андрея Монастырского, Николая Паниткова, Андрея Филиппова и многих других заслуженных художников.

            Работы концептуалистов человеку несведущему покажутся просто забавными шутками, как, например, классический морской пейзаж в раме, поперек которого приклеены свечка в виде цифры 6, буквы Е и Д, а в конце — купюра в пять евро. Ребус скрывает, как несложно догадаться, слово "шедевр", автор — Елена Елагина. Это одна из немногих на выставке новых работ, как и крайне злободневное произведение 2012 года "Мф.3:10", или "Прибавление ума", художника Николая Паниткова, где на красном фоне прикреплены белые ленточки, внизу висит топор, а в верхнем правом углу — икона Богородицы "Прибавление ума".

            Название "Вербализация" не только обозначает главную функцию концептуализма, намертво связавшего текст с изображением, но и напоминает об истории локальной, московской ветви концептуализма, которая постепенно от архивирования своих камерных произведений перешла к остроумным политическим высказываниям, а также заявила о себе рядом совсем неквартирных проектов. Выставка "Пять папок МАНИ: опыт моделирования культурного пространства" 2011 года в очередной раз привлекла к новейшему разделу истории искусства внимание критиков, а работа Юрия Альберта "Московский выбор" позволила проговорить все те вопросы, которые возникают у современного человека к современному искусству. "Вербализация" в "Е. К. Артбюро" — это не выставка достижений, а скорее выставка знаков и напоминаний, где смысл можно найти даже в раскладке банкетных пирожков. Малая культурная институция, как не без гордости зовет себя "Е. К. Артбюро", продолжает свою научную и кураторскую работу, за годы которой было опытным путем доказано, что хороший квартирник бывает сделать сложнее, чем музейную ретроспективу.

TimeOut

2012-10-17

http://www.timeout.ru/exhibition/event/282295/

Вербализация

Фаина Балаховская

            Десять лет назад открывшееся небольшой выставкой самого Гюнтера Юккера впечатляющее не размерами, а качеством работы «Е.К. АртБюро» впечатляет широтой интересов: зрители были готовы встретиться здесь с работами футуриста Богомазова и с объектами группы «КД». Со вторыми, разумеется, чаще — московский концептуализм был и остается центром интересов хозяйки пространства Елены Куприной. Ему, рождающему смыслы и образы из умных разговоров, и посвящена юбилейная выставка. Работы в основном показывают старые — собственные и позаимствованные в других коллекциях. Практически единственное новое, чрезвычайно актуальное произведение о том, что «Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», сделал лишь Николай Панитков. Не утратил злободневности и совет Андрея Филиппова «Не бойся», правильную ориентацию в пространстве дает многократно, разноцветными карандашами написанная на алом листе «Истина» Никиты Алексеева, о непростом советском прошлом напоминает изготовленная Сергеем Волковым в предреволюционном 1990 году надпись по серому, имитирующему бетонную стену фону: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». А венец смыслов, убедительный результат разговоров художников и усилий политиков сосредоточен в наглухо заклеенной скотчем коробочке — шедевре вербализации от Бориса Матросова и Алексея Кузнецова.

Искусство Art Magazine

2012-10-17

http://www.iskusstvo-info.ru/event/item/id/21

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

            Е.К.АртБюро можно смело назвать лабораторией по производству смыслов и образов современного искусства, то есть по вербализации и визуализации того, что в нашем мире и нашем сознании обычно ощущается лишь на уровне интуиции.

            Работа этой лаборатории в течение десяти лет актуализировала лучшие тенденции современного российского искусства, начиная от групп «Коллективные действия», СЗ, «Мухомор», и до деятельности всего круга МАНИ (Московского архива нового искусства), привлекая тех, кому дорого наследие современного искусства.

            Выставка «Вербализация» – логичное продолжение деятельности Е.К.АртБюро, так как многое из того, что проговаривалось и продумывалось за последнее десятилетие, нашло свое отражение в этой экспозиции.

            Проект «Вербализация» – это приглашение к дальнейшему разговору о проблемах современного художественного языка. На выставке представлены работы Никиты Алексеева, Юрия Альберта, Сергея Волкова, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Юлии Ждановой, Константина Звездочетова, Энвиля Касимова, Марии Константиновой, Владимира Мироненко, Сергея Мироненко, Андрея Монастырского, Николая Паниткова, группы «Перцы», Максима Русакова, Андрея Филиппова, Веры Хлебниковой, Марии Чуйковой. Многие произведения экспонируются в Москве впервые.

АртГид

2012-10-17

http://www.artguide.ru/ru/msk/events/1/5010

Вербализация

            Юбилейная выставка художников Е.К.АртБюро, на которой можно еще раз попытаться понять язык концептуализма.

            Арт-бюро Елены Куприной долгие годы сознательно держит формат квартирника. Выставки бюро проходят в лучших традициях московского концептуализма, с посиделками на кухне, обсуждениями допоздна в узком кругу друзей, многие из которых знают друг друга больше двадцати лет. Но, в отличие от квартирников, у Куприной показывают свои работы не молодые подпольщики, а в основном самые маститые художники нашего современного искусства. На новой выставке, приуроченной к 10-летию Е.К.АртБюро, — произведения Андрея Монастырского, Никиты Алексеева, Игоря Макаревича и Елены Елагиной и других корифеев и новобранцев концептуализма, посвященные разным премудростям художественного языка, далеко не всегда серьезным.