Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Родина

   Группа "Коллективные действия" (КД)
   Группа "Перцы"
   Никита Алексеев
   Ирина Вальдрон
   Александр Виноградов
   Сергей Волков
   Дмитрий Врубель
   Игнат Данильцев
   Владимир Дубоссарский
   Елена Елагина
   Константин Звездочетов
   Мария Константинова
   Георгий Литичевский
   Игорь Макаревич
   Борис Матросов
   Владимир Мироненко
   Сергей Мироненко
   Евгений Митта
   Николай Панитков
   Татьяна Панова
   Айдан Салахова
   Авдей Тер-Оганьян
   Виктория Тимофеева
   Михаил Ухов
   Андрей Филиппов
   Даниил Филиппов
   Василий Флоренский
   Иван Чуйков
   Станислав Шурипа
   Сергей Шутов

   Curators :
Елена Куприна, Андрей Филиппов

   05.09.1998

   06.09.1998

   

            Выставка "Родина" открылась в селе Ширяево Самарской губернии чуть ли не на следующий день после успевшего стать историческим 17 августа 1998 года. Это совпадение было случайным – проект вынашивался куратором Еленой Куприной несколько лет. Поначалу он, как и множество других выставок этого времени, был нацелен на западного зрителя (кажется, его собирались показать в Новой Зеландии), о чем свидетельствовал его чуждый русскому духу экологический подтекст – идея тогда носила название «Чистая родина». Но экспортировать российское понимание экологии почему-то не удалось, и идея трансформировалась. Спустя время кажется, что и эта трансформация, и совпадение «первого сельского вернисажа» в Ширяево, как его назвали организаторы выставки, с началом нового этапа в российской истории вообще, и в российском искусстве в частности, не так уж и случайно.

            Жанр подобных выставок-акций, в которых место проведения играет не меньшее значение, чем собственно сами произведения, был прекрасно проработан московскими концептуалистами еще в 80-е годы. Очевидно, многие участники «купились» именно на место, ничуть не уступающее своей экзотике баням, тюрьмам и зоопаркам – далекое от наезженных магистралей современного искусства, но очевидно знаковое для русской культуры (именно в Ширяево генерал русской живописи Илья Ефимович Репин задумал и нашел натуру для своих знаменитых «Бурлаков»).

            Однако, внешне следуя традиции выставок- акций, проект «Родина» по сути оказался их противоположностью, поскольку его содержанием стала не ироническая и отчужденная игра с контекстом, а, быть может, и неожиданное для самих участников, осознание своей принадлежности к нему.

            Естественно, что это не было внезапным озарением – к этому моменту многие успели разочароваться в своих иллюзиях по поводу того, что только Запад в состоянии по достоинству оценить их творчество. Но это вовсе не означает, что они перестали чувствовать себя «чужаками» в своей стране.

            В Ширяево столичные арт-звезды оказались в ситуации, чем-то схожей с той, в какую попадают западные художники, оказываясь в России. Их встретила совсем неискушенная в современном искусстве, но заинтересованная и дружелюбная публика. Что делать с этой публикой, и с этой родиной – по-прежнему ее игнорировать или попытаться найти у нее понимание – вот тот вопрос, который вынуждены были задать себе участники выставки. Вопрос по-прежнему остается актуальным. И не только для художников, но и для многих людей, которых экономический кризис августа 1998 года заставил ощутить зыбкость привычной почвы под ногами. Однако, попытки найти новую почву – и, желательно, родную, не прекращаются.

Милена Орлова - www.kommersant.ru/authors/125





   Авторы



Группа "Коллективные действия" (КД)

Создана в 1976 в Москве. В первый состав группы входили Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Георгий Кизевальтер, Николай Панитков. К концу 1970-х КД становится одним из центральных явлений московского концептуализма. В практике КД разрабатываются эстетическая программа и теоретические основы этого направления. В 1979 к группе присоединяются Сергей Ромашко, Елена Елагина и Игорь Макаревич, а в 1985 - Сабина Хэнсген.

Группа "Перцы"

Одесситы Людмила Скрипкина и Олег Петренко. Работали вместе в 1982-2000. В середине 80-х участвовали в выставках московского и одесского APTARTa.

Никита Алексеев

Алексеев Никита Феликсович. Р. 1953, Москва. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (1972, отделение промышленной графики и рекламы) и Московский полиграфический институт (1976, факультет художественно-технического оформления печатной продукции). Сначала 70-х выпускал самиздатовские книги, альбомы, выступает как художественный критик и публицист. Участник группы "Коллективные действия". Один из основателей галереи APTART, которая функционировала в его квартире (1982-1984). Живет и работает в Москве.

Ирина Вальдрон

Родилась в Петербурге.
Лондон (1982-1987)
Париж (1987-1992)
Москва-Париж с 1992 по настоящее время
(Член Союза Художников Франции)

Александр Виноградов

А. Виноградов родился в Москве 30 декабря 1963 года в семье инженеров. 1980-84 — учился в МХУ памяти 1905 года. С 1989 по 1995 год учился в МГХИ им. Сурикова. Работал недолго художником на мебельной фабрике, пока Владимир Дубосарский не пригласил работать в выставочный зал Октябрьского района Москвы. Живёт и работает в Москве

Сергей Волков

Волков Сергей Евгеньевич. Р. 1956, Казань. В 1980 окончил Казанский инженерно-строительный институт (отделение архитектуры). Участник выставок "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Участник первого русского аукциона Sotheby's (1988).

Дмитрий Врубель

Врубель Дмитрий Владимирович. Р. 1960, Москва. Учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет, 1978-1980). В 1986 организовал в своей квартире Галерею Врубеля. С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). С 1995 работает совместно с Викторией Тимофеевой. Живет и работает в Москве и Берлине.

Игнат Данильцев

Родился в 1962 году в Москве. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское).
Избранные персональные выставки:
2007 - Солнечные зайчики. Е.К.АртБюро, Москва
2001 - Перед дверью. Самарский художественный музей, Самара
1999 - Фигура. Галерея ВЕЛТА и ТВ-галерея, Москва
1996 - Двери. Фотобиеннале-96, Москва

Владимир Дубоссарский

Родился в Москве в 1964 году, в семье художника Ефима Давыдовича Дубоссарского. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года (1980—1984), затем в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (1988—1991). С 1994 года — член МОСХ.

В 2010 году большое полотно Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, наравне с работами Майка Келли, Сола Левитта, Ричарда Тексера и Ансельма Кифера, было включено в объявленный парижской компанией A&F Markets проект Art Exchange — площадку для торговли акциями, в которые превратятся произведения искусства, принадлежащие парижским галереям, заключившим с A&F Markets контракт.

Елена Елагина

Елагина Елена Владимировна. Р. 1949, Москва. Училась в Московской средней художественной школе (1962-1967). Занималась живописью у Алисы Порет (1967-1972). В 1972-1975 училась в Орехово-Зуевском педагогическом институте (литературный факультет). Работала в студии Эрнста Неизвестного (1964-1976), иллюстратором в журнале «Знание – сила». С 1979 член группы «Коллективные действия». Активная участница «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Множество проектов осуществлено Елагиной совместно с мужем Игорем Макаревичем. Живет и работает в Москве.

Константин Звездочетов

Звездочетов Константин Викторович. Р. 1958, Москва. Учился на постановочном факультете Школы-студии МХАТ. Один из основателей группы «Мухомор» (1978). Один из организаторов галереи APTART (1982). Инициатор создания группы «Чемпионы мира» (1986). Один из основателей «Клуба авангардистов» (КЛАВА, 1987). Живет и работает в Москве.

Мария Константинова

Константинова (Алексеева) Мария Михайловна. Р. 1953, Москва. Окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Участница акций группы "Коллективные действия". Участвовала в деятельности галереи APTART. Член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Георгий Литичевский

Родился 10 июня 1956 года в Днепропетровске. Регулярные занятия живописью начал в 1974 году. В 1979 году окончил Московский государственный университет, исторический факультет. С 1993 года член редакционного совета журнала «Художественный журнал». С 1998 по 2001 жил в Нюрнберге. С 2001 года живёт и работает в Берлине и в Москве.

Игорь Макаревич

Макаревич Игорь Глебович. Р. 1943, с. Триалети, Грузия. В 1962-1968 учился на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1976-1986 – активный участник группы «Коллективные действия». С 1987 член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). С 1990 работает в соавторстве с женой Еленой Елагиной. Живет и работает в Москве.

Борис Матросов

Р. 1965, Москва. Выпускник Детской художественной школы Краснопресненского района г. Москвы (1984). С 1986 по 1988 один из создателей и участников группы "Чемпионы мира". С 1988 почетный председатель "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Владимир Мироненко

Мироненко Владимир Игоревич. Р. 1959, Москва. В 1982 окончил постановочное отделение Школы-студии МХАТ. В 1978-1984 член группы "Мухомор". Соорганизатор галереи APTART (1982), один из основателей мастерских на Фурманном (1986-1989). С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). В 1990-1999 жил и работал в Париже. С 2000 живет и работает в Москве.

Сергей Мироненко

Мироненко Сергей Игоревич. Р. 1959, Москва. В 1981 окончил постановочное отделение Школы-студии МХАТ. В 1978-1984 член группы "Мухомор". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Евгений Митта

Нет информации.

Николай Панитков

Панитков Николай Семенович. Р. 1952, Вена, Австрия. В 1983 окончил Московский государственный институт культуры по специальности "библиотечное дело". Один из создателей и участник группы "Коллективные действия". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Основоположник, первый директор и хранитель Музея МАНИ. Живет и работает в Москве.

Татьяна Панова

Родилась 7 марта 1973 г.
1989 закончила СХШ № 1
1997 закончила Университет Истории Культуры

Айдан Салахова

Айда́н Сала́хова — российский художник, галерист и общественный деятель. За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником .[1] Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда «Екатерина» (Москва); в частных коллекциях И.Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва).[1] Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Авдей Тер-Оганьян

Авде́й Степа́нович Тер-Оганья́н (9 декабря 1961, Ростов-на-Дону) — российский художник, основатель товарищества «Искусство или смерть», галереи в Трёхпрудном переулке, галереи «Вперед!»

Виктория Тимофеева

Нет информации.

Михаил Ухов

Нет информации.

Андрей Филиппов

Филиппов Андрей Станиславович. Р. 1959, Петропавловск-Камчатский. Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1981). В 1982-1984 принимал активное участие в деятельности галереи APTART. Один из соорганизаторов и активный участник "Клуба авангардистов" (КЛАВА). С 2008 член группы "Купидон". Живет и работает в Москве.

Даниил Филиппов

Родился в Москве в 1970 году. Учился в школе-студии МХАТ. Племянник известного художника-концептуалиста Андрея Филиппова. Выставлялся в рамках Клуба авангардистов, объединившего московских художников-концептуалистов разных поколений (куратор - Андрей Филиппов). Упоминается в исторических мистификациях художников Сергея и Владимира Мироненко. Внезапно умер в 2002.

Василий Флоренский

1967 родился в Москве.
С 1992 член группы "Митьки", член ИФА.

Иван Чуйков

Чуйков Иван Семёнович. Р. 1935, Москва. В 1954-1960 учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1960-1962 преподавал в художественном училище во Владивостоке. В конце 60-х - начале 70-х входил в группу "Сретенский бульвар". С 1987 член "Клуба авангардистов"(КЛАВА). Участник первого русского аукциона Sotheby's в Москве (1988). Живет и работает в Москве и Кельне.

Станислав Шурипа

1971 – родился на Дальнем Востоке. С 1990 по 1993 год учился в Московском институте радиоэлектроники и автоматики. 1993-95 – работал декоратором в Малом театре. В 1999 году окончил Университет Истории Культур (Москва).1999 – стипендия "Artists in residence". "Leube Baustoffi". Австрия. В 2002 году окончил курс «Новые художественные стратегии» Института проблем современного искусства.

Сергей Шутов

            С 1978 член Горкома графиков. С 1987 член т/о «Эрмитаж». Член Клуба друзей Маяковского. Первый академик Академии Всяческих Искусств (Москва — Ленинград). С 1989 г. глава отделения графического искусства Свободной Академии (Москва). С 1993 президент Института технологии искусства. С 1994 руководитель практических занятий Московской Художественной Лаборатории Новых Медиа.
            Работал в ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Музее Востока, читал лекции в Московском планетарии, работал в зоопарке. Сотрудничал с радиостанцией 106,8 (Радио Станция) как радио ди-джей, первый ви-джей в России (клуб «Птюч»), художник журнала «Птюч», актёр и художник фильма «Асса». Музыкант, участник «Популярной механики», автор саундтрека к фильму «Кабинет доктора Калигари» совместно с Тимуром Новиковым. Автор диска «1988» (1988 г.).
            В 2001 г. представлял Россию на 49-й художественной выставке Венецианской биеннале (проект «Абак»).
            В 2002 г. номинант             Государственной Премии.
            Живёт и работает в Москве.





   Произведения


   

Видение отроку Варфоломею

Николай Панитков

Коллаж. Бумага, силуэт картины Михаила Нестерова, медицинский пластырь, иллюстрация из пособия <Руководство к фокусам>

Собрание Павла Пепперштейна

1997

Николай Панитков. Не художественная выставка

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Где родился, там и пригодился

Василий Флоренский

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Крестики-нолики

Андрей Филиппов

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Российский триколор

Никита Алексеев

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Без названия

Александр Виноградов, Владимир Дубоссарский

Холст, масло, 4 части.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Вечерняя Москва

Иван Чуйков

Бумага, пастель, цв. фото. 40х60

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Золотые облака

Иван Чуйков

Объект

1974-98

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Голубятня

Игнат Данильцев

Цв. фото, 30х20.

1997

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Монотопия

Борис Матросов

См. техника, 20х30.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Без названия

Даниил Филиппов

Объект

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Революция деревьев

Георгий Литичевский

тушь, кисть, перо, фрагмент дерева, пострадавшего от июньского урагана в Москве.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Россия- родина слонов

Константин Звездочетов

Коллаж, см. техника 23х30.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Без названия

Елена Елагина, Игорь Макаревич

Коллаж, см. техника, 60,5х78,5.

1995

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Площадь Маяковского

Татьяна Панова

Цв. фото. 17,5х13.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Из цикла - Времена года

Айдан Салахова

Ч/б фото, гуашь, 60х80.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






...только верить

Ирина Вальдрон

Объект, см. техника, 42x5,11,5x11,5.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Без названия

Сергей Шутов

Бумага, гуашь, 15х104

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






104-е ку ку орнаментального поезда

Группа "Перцы"

Коллаж, печать, хворост, кукуруза.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Кроссворд - Торжество православия

Мария Константинова

См. техника, 2 части, 30,5x25,5; 20x25.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Раздолье

Станислав Шурипа

2 части, холст, акрил, 45х35,5 (каждая).

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Из серии - Сделано в Росcии

Сергей Мироненко

Объект, см. техника, 40 х60х 16 см.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Комплекс Раскольникова, или Тригонометрия страсти

Сергей Волков

См. техника, 2 части.

1991

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Лето

Михаил Ухов

Коллаж.

1994

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Утепление пейзажа

Евгений Митта

См. техника, 50х50.

1997

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Родина

Владимир Мироненко

Ч/б фото, 10х12.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Без названия

Авдей Тер-Оганьян

Ready-made, 4 части, 14.5х7,5 каждая.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов






Портрет

Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева

Бум. коллаж, см. техника, 60х45.

1998

Родина, Елена Куприна, Андрей Филиппов










   Каталоги



Родина

Елена Куприна, Ольга Чапнина (сост.)

М. 1998.





   Публикации


Русский Журнал

1998-09-12

http://old.russ.ru/journal/odna_8/98-09-22/leibg.htm

Артбурлаки на Волге, или Спасибо «Родине» за высший смысл

Сергей Лейбград

            Концептуализм, казалось бы, давно ставший славной историей нашего нонконформистского искусства, возвращается в своем актуальном, тихом и беспощадном блеске...

            5 сентября в полдень от гостиницы "Россия" на речной ракете "Восход 02" около сорока представителей пишущей, снимающей, читающей и комментирующей самарской интеллигенции отплывали в Ширяево на "Родину". Слова "Россия", "Восход 02", "Родина" полностью соответствуют "разыгравшейся действительности" и одновременно предельно, незабвенно концептуальны, а потому и не могут существовать иначе как в закавыченном виде.

            Самарский художественный музей и московские "Айдан-галерея" с "Е. К. Артбюро" (наименование последней организации больше похоже на аллегорическую фамилию с гиперреалистическими инициалами в булгаковском стиле, хотя если на свете существует С. М. Лейбград, то почему бы в меру своих неординарных возможностей не заниматься где-нибудь искусством и милому или милой Е. К. Артбюро?) без помпы и сенсационного нагнетания эмоций организовали в репинском музее села Ширяево (сие село основано чуть ли не в XVI веке и находится в Жигулях на противоположном от губернского центра берегу) скромную, но очень достойную и замечательную по составу авторов выставку-акцию под квазибанальным, уже не обидным и принципиально стертым тематическим названием "Родина". Тем паче что в селе Ширяево никакая выставка по-другому называться просто не может. Это вечный доморощенный концепт, вызывающий миролюбивую слезу патриотического умиления, а формальное уточнение жанра - "первый сельский вернисаж" - так и просится в отчет об основательной культурно-просветительской работе советской клубной системы по эстетическому воспитанию деревенских жителей. В провокационной добропорядочности вчерашнего московского андеграунда я никогда не сомневался, а присутствие бодрости, мягкосердечия и остроумия в сознании руководителей нашего академического художественного музея делают ему честь уже без всяких шуточек и экивоков...

            Итак, самарцы плыли в гости к московским художникам и культуртрегерам на ширяевскую "Родину". Вот так, а вовсе не наоборот. На сельском причале нас встретили обаятельные, мудрые и удивительно красивые... козлы и козы. Горные, холмистые, береговые и концептуально (то есть даже символически, ибо именно коза гарцует на городском гербе) самарские. Рядом с ними мирно паслись приятномордые собаки Репина - ризеншнауцер и фокстерьер. Акция началась точно, искрометно и ветрено.

            В небольшом, чистом и по-музейному аскетичном домике, именуемом "выставочный зал" и находящимся по соседству с избой, где, вероятно, летом 1870 года жили и работали Илья Репин и Федор Васильев (а также Е. Макаров и В. Репин), нас с нетерпением ожидали московский куратор выставки Елена Куприна, изрядно опьяненный экологически чистым волжским воздухом художник Андрей Филиппов и маленькая, но главная самарская музейная леди Анетта Басс. Помимо них, в пространстве крошечного сельского дворика блаженно улыбались французские журналисты Клодилия и Гийом, корреспондент размашистого и весьма авторитетного российского журнала "Итоги", а также авторы визуальных фактов Татьяна Панова, Игнат Данильцев, группа "Перцы" и Стас Шурипа. Они и представили 30 работ двадцати пяти столичных авторов, составивших ширяевский сельский вернисаж.

            Помните Бориса Гребенщикова: "рок-н-ролл мертв, а я еще нет"? О концептуализме этого, к сожалению, сказать пока нельзя. Время алкаемой мной третьей, а вернее - разоблаченной искренности еще не пришло. Игра представлений и с представлениями, опережающая инерция высокопоставленных штампов и лирических проявлений, как и прежде, доминируют в постсоветском, все еще соцартистическом сознании. Именно поэтому всякая самодостаточность (если она вообще была) выставленных работ растворилась в естественном соблазне драматического действа, где авторские произведения играли и играют роль зависимых от воли режиссера-языка нашего стереоскопического и стереотипного мышления выразительных, но всего лишь актеров. В контексте настоящей, непридуманной и сохранившейся природной родины (прошу прощения за однокорневой дубль) в виде уникальных ширяевских пейзажей и ландшафтов "Родина" рукотворная оказалась уместной и желанной. Штампы патриотического сознания, тонко и как бы небрежно воплощенные Иваном Чуйковым ("Золотые облака"), Константином Звездочетовым ("Россия - родина слонов", прекрасный, кстати, вариант для оформления продукции шоколадной фабрики "Россия-Нестле", тем более что Самара, благодаря даче Головкина, на самом деле родина слонов, пусть и гипсово-цементных), Андреем Филипповым ("Крестики-нолики"), Сергеем Мироненко (из серии "Сделано в России"), настойчиво резонируют с главным и самым мощным штампом, раздольно царствующим за окном музея, - с узнаваемой и классической природой Заволжья. В конце концов процесс резонирования без всякой агрессии и отрицательной нигилистской энергии разрушает общую инерцию восприятия и выталкивает наши скукоженные тела и души один на один с десакрализованной родиной. И Боже мой, вода, леса, горы, козлы и козы (первоначально заставлявшие вспомнить о знаменитом артпровокаторе Кулике), художники и даже (что совсем невероятно) журналисты, освобожденные от заданной установочной любви, обаятельны и небезобразны. Такая нашатырная акция вдвойне полезна на фоне нынешнего финансово-политического психобезумия в стране, когда лозунги, штампы, оппозиционные и реваншистские фразеологизмы в очередной раз застят нам возможность подлинного самоопределения в мире и социуме, в пространстве Родины. Родины уже без кавычек.

            Из самых сильных моих собственно эстетических впечатлений от выставки - работа выдающихся современных визуальных авторов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Их триптих, лаконично размещенный в одной простой древесной раме, отрывается от цельной концепции экспозиции. Он самоценен и полнозвучен вне всякой игры. На трех почти что стеклышках филигранные и вместе с тем едва ли не произвольные акварельные линии создают трагические, тревожные узоры сна-бытия, в центре которого портрет человека как такового. Библейского и универсально современного.

            Выставка открылась 5 сентября, а 6 сентября она... закрылась. Так что приглашать самарцев и гостей губернии посмотреть тексты-инсталляции очень-очень (И. Чуйкова, К. Звездочетова, Д. Врубеля, Никиты Алексеева, И. Макаревича, Г. Литичевского - международных легенд Второго русского поставангарда) и не очень известных мастеров бессмысленно. Я предложил Елене Куприной развесить экспонаты на ширмах, чтобы затем несколько раз установить их для всенародного просмотра в местах массовых гуляний самарцев, но реализация этого проекта - дело будущего, хочется верить, ближайшего. А в этаком кратковременном вернисаже-поступке не хватало, пожалуй, только поэтов - Рубинштейна, Айзенберга, Сухотина, Авалиани и господина Пригова по кличке "Самара". Бессмертными строками Дмитрия Александровича и хочется завершить ностальгические воспоминания о внезапной субботе на "Родине": "Народ, он делится на не народ и на народ в привычном смысле. / Кто не народ - не то чтобы урод, но он ублюдок в высшем смысле". Нежнокожие "ублюдки в высшем смысле" и стали едва ли не единственными зрителями-участниками доброй ширяевской выставки-акции. Спасибо, спасибо организаторам и художникам за высший смысл...

Коммерсантъ

1998-09-10

http://kommersant.ru/doc/204863

Вернисаж в селе Ширяево

МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА

            Художественная жизнь бурлит не только в столицах. Жители села Ширяева на Волге, неподалеку от Самары, получили шанс познакомиться с самым модным московским искусством на вернисаже выставки "Родина". А столичные авангардисты — воочию увидеть, с чего она начинается. Ведь картинку из букваря "Бурлаки на Волге" Илья Репин задумал именно в Ширяево. С тех пор эти места почти не изменились — исчезли только бурлаки.

            Выставку "Родина" московский куратор Елена Куприна вынашивала несколько лет. Сначала проект назывался "Чистая родина" и предназначался для Новой Зеландии. Потом выяснилось, что художников экология интересует гораздо меньше, чем просто родина, и что для избалованных заграничными гастролями творцов сегодня нет места экзотичнее, чем русская глубинка.

            Достаточно экстравагантную идею устроить вернисаж в волжской деревне поддержала директор Самарского художественного музея Анетта Басс. Благодаря ее энергии несколько лет назад в Ширяево был восстановлен дом, в котором Репин делал этюды для своих "Бурлаков". И хотя в Ширяево традиционно паломничают художники, по словам Анетты Басс, ей никогда еще не доводилось принимать у себя столь оригинальную компанию.

            Привычные к пейзажистам местные жители с недоумением обнаружили, что из тридцати участников выставки нет ни одного, кто бы пользовался холстом и масляными красками. Тем не менее во многих объектах они сумели разглядеть что-то родное. Большим успехом пользовалась работа Евгения Митты "Утепление пейзажа" (обложенная ватой открытка с видом зимнего леса) — дрова нынче дороги. С хозяйственным умилением были встречены и воткнутые в стену топоры из белого воска — пластические парадоксы Сергея Волкова — и чурбачок с эпитафиями погибшим в московский ураган деревьям работы Георгия Литичевского. А в старушке, изображенной Дмитрием Врубелем, сельчане тут же признали местную бабу Устью, к которой водят всех туристов — показать деревенское жилье образцового содержания.

            Из дома, где происходила выставка, для чистоты экспозиции были вынесены киоты с иконами. И напрасно: едва ли не треть экспонатов "Родины" составили некие культовые предметы, которые могли бы достойно соседствовать с аутентичными религиозными реликвиями. С православной буквой заигрывали и Мария Константинова, изготовившая объемный кроссворд "Торжество православия", и Василий Флоренский, поместивший деревянный крест в цветочный горшок. Ирина Вальдрон сконструировала миниатюрного механического священника: покрутишь ручку — получишь благословение.

            Но больше всего публику поразил перформанс Андрея Филиппова. Известный московский художник подтвердил свою репутацию почвенника. Впавший в экзальтацию от ухи из свежего осетра, волжского воздуха, "далей" и курганов, на вернисаже с радостными рыданиями он принялся целовать землю, по которой ходили репинские бурлаки.

            Для тех, кто помнит, что московские концептуалисты долгое время рассматривали родину, большую или малую, лишь как объект для исследований и экспериментов — итог выставки поразителен. Для избалованных заграничными гастролями творцов сегодня нет места экзотичнее, чем русская глубинка.