Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Никита Алексеев. Монтаж. Часть первая

   Никита Алексеев

   Curators :

   03.06.2004

   03.06.2004

   

Фотографии выставки Монтаж. Часть первая





   Авторы



Никита Алексеев

Алексеев Никита Феликсович. Р. 1953, Москва. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (1972, отделение промышленной графики и рекламы) и Московский полиграфический институт (1976, факультет художественно-технического оформления печатной продукции). Сначала 70-х выпускал самиздатовские книги, альбомы, выступает как художественный критик и публицист. Участник группы "Коллективные действия". Один из основателей галереи APTART, которая функционировала в его квартире (1982-1984). Живет и работает в Москве.





   Произведения






   Каталоги






   Публикации


Независимая газета

2004-07-28

http://www.ng.ru/culture/2004-07-28/7_alekseev.html

Пятьдесят метров воспоминаний Инсталляция Монтаж Final Cut Никиты Алексеева в галерее Е.К. АртБюро

Павел Голубев

            Можно писать мемуары, а вот художник Никита Алексеев свои воспоминания нарисовал. И не просто нарисовал, а сделал нечто вроде рисованной киноленты, где каждый "кадр" (рисунок и подписи к нему) посвящен определенному периоду жизни автора. Мемуары художника в оригинале - длинный графический свиток, склеенный из 51 листа бумаги разных цветов (размер каждого листа 70x100 см). Каждый лист - год жизни - разделен по вертикали на зиму, весну, лето и осень.

            На листах - рисунки. Телевизор на длинных тонких паучьих лапках - не иначе как странный плод любви слонов Сальвадора Дали и архетипов современного медийного общества. Многочисленные морковки, окурки, трубы и деревья, которые предоставляют простор для многочисленных интерпретаций наиболее истовым последователям дедушки Фрейда. Алексеев играет с образами своей жизни - где-то уклоняется, где-то идет напрямик. Грустные коты и собаки сменяются расплывчатым белым тигром, которому не хватает лишь загадочной дзенской улыбки. Разделять текст и изображение нельзя, равно как невозможно строго "отсортировать" те или иные события. Все идет вместе - это же воспоминания.

            Алексееву есть что вспомнить. Автор - ни много ни мало - видный деятель "московского романтического" концептуализма, придумавший "апт-арт" (Алексеев устраивал выставки в собственной квартире). На протяжении пяти лет (1975-1980) сотрудничал с Андреем Монастырским в "Коллективных Действиях". После "Коллективных Действий" были "Мухоморы" (первые нью-вэйверы в Советском Союзе), а во второй половине 80-х Алексеев участвовал в группе "Среднерусская Возвышенность" в компании со Свеном Гундлахом - "Мухоморы" к тому времени распались. Затем - эмиграция во Францию, из которой художник вернулся в 1993-м.

            Собственно, в "Е.К. АртБюро" проводится только вторая часть проекта. Первый этап, "предварительный монтаж" ленты, прошел полтора месяца назад в подмосковной Сосновке, когда в лесу, прямо на траве, был развернут многометровый свиток. Гости вырезали фрагменты свитка рисунка, и Алексеев дарил их приехавшим на вернисаж. Теперь же каждый посетитель галереи может купить любой "кадр", продолжая этот "монтаж". Окончательный вид работа примет без участия автора.

            Судя по словам самого Никиты, "Монтаж / Final Cut" дался ему немалым трудом. Художнику постоянно приходилось вспоминать, придумывать подписи к рисункам и, наоборот, картинки - к определенным текстам. Именно поэтому встречаются фразы вроде "Ничего не помню", "Все забыл", "Наверное, это было в другой раз"; в какой-то момент художник признается: "Вспоминать можно по-разному, но пока самое простое - по поездкам". Есть и другое: "Родился 12 января 1953 года в Москве, в Институте акушерства и гинекологии. Говорят, горло семь раз было обмотано пуповиной. Долго не дышал. Потом начал. "Зачем?" Чтобы "познакомиться и рисовать" (познакомиться - с Кабаковым, Комаром, Герловиными etc.; рисовать - рассвет, Сократа либо просто рисовать по инерции)? Известно это, разумеется, одному автору.

КоммерсантЪ

2004-07-17

http://www.kommersant.ru/

Художник Никита Алексеев распродает свою жизнь по кускам

            В московской галерее "ЕК 'Арт-бюро'" открылась выставка Никиты Алексеева "Монтаж / Final cut". Представленные на ней рисунки пастелью на цветной бумаге стали результатом глубокомысленной художественной акции, в которой принимала участие ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            Миновав пятидесятилетний юбилей, художник решил подвести предварительные итоги своей жизни. Автобиографию он представил в виде гигантского рисованного "фильма" – бумажного свитка длиной более 50 метров, по метру на каждый год жизни. Понятно, что получившаяся летопись не могла вместиться ни в одну галерею, так что месяц назад художник устроил предварительный показ на пленэре. Сам жанр акции на природе отсылал к традиции "поездок за город" концептуалистской группы "Коллективные действия", участником которой в конце 1970-х был господин Алексеев. Прибывшие на живописную подмосковную поляну получили право отрезать любой понравившийся кусочек свитка, таким образом невольно отредактировав жизнеописание художника. На выставке в галерее "ЕК 'Арт-бюро'" показано не избранное, а то, что после него осталось. Осталось, впрочем, немало, биография у художника Алексеева богатая.

            На разноцветных листах, сплошным фризом протянувшихся по стенам галереи, чередуются сезоны и десятилетия, улицы, города и страны, друзья и подруги, кошки и собаки. В надписях поминаются Стромынка и Беляево, цикады в Лангедоке, цикламены на Кипре, вино на берегах Луары, дождь в Париже, Рождество в Стамбуле и дефолт в Москве, возникновение "Коллективных действий" и конец "Апт-арта" (первой домашней галереи современного искусства, в начале 1980-х годов действовавшей в квартире автора). Правда, это не столько кропотливое изложение фактов биографии, сколько смутные образы: скажем, из своего младенчества художник помнит луну и клизму.

            В разлаженности и спутанности воспоминаний следует винить не только прихоти коллективного монтажа. Чем внимательнее вглядываешься в автобиографический свиток, тем отчетливее понимаешь, что изображения отнюдь не всегда совпадают с подписями и фактами. Здесь все те же условные собаки и зайцы, облака и церкви, супрематические фигуры, христианские кресты и исламские полумесяцы, которые Никита Алексеев неустанно рисует в течение последних лет. При этом предлагая зрителю увидеть в этих нарочито необязательных картинках то экзистенциальные "Предсмертные рисунки", то, как теперь, мемуары.

            После первой акции проекта "Монтаж" Никита Алексеев сетовал на то, что друзья и коллекционеры слишком рьяно растащили его воспоминания на сувениры, существенно сократив его жизнеописание. Но их вмешательство дало художнику возможность уверять, что, сколь бы фрагментарными и случайными ни казались его рисунки, на самом деле ему удалось вспомнить все, а право стереть из памяти те или иные фрагменты своей биографии он предоставил другим.

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

2004-07-02

http://kommersant.ru/doc/486515

Никита Алексеев «Монтаж»

            Пройти вдоль земной жизни Никиты Алексеева — классика московского концептуализма и основоположника российской "новой волны" — можно было при первом показе проекта на большой поляне в сумрачном лесу. Тогда многометровая лента воспоминаний, склеенная, подобно пленке, из листов-фрагментов, была еще цела и невредима. Листы, отмечающие прожитые годы, следовали друг за другом, как в календаре, без пропусков. Чередованием темных и ярких лет, не очень веселых, грустных и совсем мрачных рисунков и текстов, отмечающих бесцельно прожитые художником, но общественно-значимые годы (и наоборот).

            Резать свои воспоминания на части, чтобы смонтировать потом новую версию, Никита Алексеев предложил всем желающим. Унести кусочек его истории — единственной и неповторимой — может каждый. Автор готов восстанавливать ткань своей жизни снова и снова, пропуская года и десятилетия, соединяя куски раннего темного детства с фрагментами тревожной нонконформистской юности, украшенной обысками и романами, заметками о парижской эмиграции и возвращении, листами, отмечающими встречи с женщинами и утраты любимых животных. Склеенные из остатков воспоминания — еще не окончательный монтаж. Посетителям выставки в "ЕК АртБюро" предоставляется возможность изымать куски на свое усмотрение — автор же останется с тем, что никому не понадобится.