Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Группа СЗ

   Вадим Захаров
   Группа СЗ
   Виктор Скерсис

   Curators :

   27.11.2004

   22.12.2004

   

            Группа СЗ была создана в 1980 году двумя молодыми московскими художниками – Виктором Скерсисом и Вадимом Захаровым.

            Оба принадлежали к кругу так называемого "неофициального искусства"; до возникновения СЗ Скерсис работал в составе соцартистской группы "Гнездо", В.Захаров сотрудничал с Игорем Лутцем.

            СЗ проводили перформансы, писали картины, делали графику, сочиняли манифесты и "дилетантскую музыку".

            СЗ сразу выделились в среде московских концептуалистов своим новаторским подходом к жанру квартирной выставки – их экспозиции не были пространством пассивного созерцания, они превращались в развернутый во времени процесс, вовлекающий самих зрителей.

            В действиях СЗ было и много других авангардных для того времени приемов. Первые уличные акции Скерсиса и Захарова стали прообразом вылазок современных граффитистов – в 1980-м на стенах домов и фонарных столбах благодаря СЗ появились абсурдные надписи: "вот", "ой", "как", "шляпа!" и т.д. Свою 1-ю персональную выставку в подпольной галерее APTART художники каждый день пополняли новыми работами и расписывали оклеенные желтой бумагой стены. Именно на эту выставку вломились с обыском сотрудники доблестного КГБ. Тогда были изъяты провокативные фотографии художников из серии "Ласки и поцелуи делают людей уродливыми" и бумажная конструкция "Танк Парфенон", созданная под лозунгом "Использование искусства в военных целях", а авторы чудом избежали обвинений в порнографии и антисоветчине.

            Еще один пародийный проект СЗ назывался "Защита и курсы самообороны от вещей". В фотографиях и интерактивных перформансах СЗ обучали своих друзей и коллег методам борьбы с вещами (запугивание шкафа, стола и двери, стравливание стула и унитаза и т.д.)

            Среди известных объектов СЗ были безумно смешные изделия из спичек "Ковырялки "Радость души" и "Трыкалки "Мечта", а также джеймс-бондовские "Информационные сборники" для тайной переписки, сделанные из молочных пакетов и напоминающие кормушки для птиц, которые СЗ развесили в разных точках города. СЗ провели несколько персональных выставок (одна из которых была передвижной – приезжала к зрителям на дом), осуществили множество акций. После распада группы Скерсис и Захаров собрались вместе только один раз – в 1990 году, чтобы реализовать совместный проект, посвященный шедевру Ф.Достоевского "Братья Карамазовы".

            На выставке в Е.К.АртБюро будут показаны подлинные работы СЗ (1980-1983), никогда ранее не выставлявшиеся вместе. В рамках программы "Москва. 1980-е", которую проводят Е.К.АртБюро и Фонд "Художественные проекты", собран уникальный материал, открывающий еще одну легендарную страницу истории московского искусства 1980-х.





   Авторы



Вадим Захаров

Захаров Вадим Арисович. Р. 1959, Душанбе. Окончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина. В 1980 вместе с Виктором Скерсисом создал группу «СЗ». Участник выставок APTARTа. Член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Участник первого русского аукциона Sotheby’s в Москве (1988). С 1992 издает в Кельне русскоязычный журнал «Пастор», в котором публикует материалы художников московского концептуализма. С 2008 участник группы «Капитон». Живет и работает в Москве и Кельне.

Группа СЗ

Создана Вадимом Захаровым и Виктором Скерсисом в 1980. Первая персональная выставка состоялась в галерее APTART. После распада группы в 1984 Скерсис и Захаров сделали лишь один совместный проект - "Братья Карамазовы" (1990).

Виктор Скерсис

Скерсис Виктор Атанасович. Р. 1956, Москва. В 1974-1977 учился в Московском полиграфическом институте. В 1974-1979 участник группы «Гнездо» (совместно с Михаилом Рошалем и Геннадием Донским). В 1980 вместе с Вадимом Захаровым создал группу «СЗ». С 2008 член группы «Купидон». С 1984 живет и работает в США.





   Произведения


   

Рекламный плакат СЗ

Группа СЗ

Картон, гуашь, золотая краска, 200 × 280

Собрание Музея МАНИ

1980

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. Специальная версия для Фонда Калверт 22, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович, Дэвид Торп

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Фотодокументация акции

Группа СЗ

Фото из архива Вадима Захарова

1981-1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Фотодокументация акции "Защита и курсы самообороны"

Группа СЗ

Фото из архива Вадима Захарова

1981-1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Фотодокументация акции "Запугивание двери" из серии "Защита и курсы самообороны"

Группа СЗ

Фото из архива Вадима Захарова

1981-1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Группа СЗ ( Вадим Захаров, Виктор Скерсис)

Группа СЗ

Фото из архива Вадима Захарова

1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Фотодокументация акции "Защита и курсы самообороны"

Группа СЗ

Фото из архива Вадима Захарова

1981-1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Пояснительный текст Виктора Скерсиса

Группа СЗ

Собрание Вадима Захарова

1983

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Рисунок к проекту

Группа СЗ

Фото из архива Вадима Захарова

Бумага, темпера, 29,7 х 21

1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Группа СЗ






Проект Надписи

Вадим Захаров

Москва, набережная около Третьяковской галереи

1980

Группа СЗ






Проект Упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак

Вадим Захаров, Юрий Альберт

Москва, развешивание тряпочек около станций метро "Кропоткинская" и "Киевская"

1980

Группа СЗ






4-я персональная выставка СЗ (передвижная)

Группа СЗ

Москва, квартира Никиты Алексеева

1983

Группа СЗ






4-я персональная выставка СЗ (передвижная)

Группа СЗ

Москва, квартира Дмитрия Пригова; квартира Александра Юликова

1983

Группа СЗ






2-я персональная выставка СЗ

Группа СЗ

Москва, квартира Михаила Федорова-Рошаля

1983

Группа СЗ






Акция Бруклинский мост (во время выставки APTART за забором)

Группа СЗ

Тарасовка, Московская область.

1983

Группа СЗ






От автора (Рождество)

Группа СЗ

Фрагмент проекта Братья Карамазовы.

1990

Группа СЗ






Анатомия спичек

Группа СЗ

1982

Группа СЗ






Рисунки, сделанные молоком на эскизных вариантах Вестника СЗ

Группа СЗ

Коллекция Вадима Захарова

1980

Группа СЗ






Информационный сборник. Проект Заполнение ниш

Группа СЗ

Фото Юрия Альберта

1980

Группа СЗ






4-я персональная выставка СЗ (передвижная): атрибуты

Группа СЗ

1980–1983

Группа СЗ






Танк Парфенон. Проект Использование искусства в военных целях

Группа СЗ

Макет изготовлен в 2004 году в мастерских Государственного центра современного искусства. Коллекция ГЦСИ.

1980–1983

Группа СЗ






Из серии: Ласки и поцелуи делают людей уродливыми

Группа СЗ

Экспозиция 1-й персональной выставки СЗ. Галерея APTART.

1983

Группа СЗ






Ковырялки Радость души. Тыкалки Интим. Трыкалки Мечта. Из серии Продукция СЗ

Группа СЗ

Коллекция Вадима Захарова

1980

Группа СЗ






Порнографическая серия

Группа СЗ

Папка МАНИ №1 (1981), конверт 18. Архив Юрия Альберта.

1980

Группа СЗ






Документация проекта Надписи

Группа СЗ

Папка МАНИ №1 (1981), конверт 18. Архив Юрия Альберта

1980

Группа СЗ






Документация проекта Упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак

Группа СЗ

Папка МАНИ №1 (1981), конверт 18. Архив Юрия Альберта

1980

Группа СЗ






Экспозиция 1-й персональной выставки СЗ

Группа СЗ

Галерея APTART.

1983

Группа СЗ






Штамп СЗ

Группа СЗ

Дерево, резьба. Коллекция Вадима Захарова.

1980

Группа СЗ






Для носа

Группа СЗ

Плитка Для носа. Из серии Продукция СЗ. Коллекция Вадима Захарова.

1980

Группа СЗ






Вестник СЗ

Группа СЗ

Папка МАНИ №1 (1981), конверт 18. Архив Юрия Альберта.

1980

Группа СЗ






Документация акции Lieblich

Группа СЗ

Коллекция Вадима Захарова

1983

Группа СЗ






Из серии Фантомы и Симуляция в культуре

Группа СЗ

Конверты с произведениями вымышленных персонажей Кати Шницер, Лены и Игоря Володиных. Папка МАНИ №4 (1982). Архив Вадима Захарова.

1982

Группа СЗ






Портреты персонажей романа Ф.М.Достоевского

Группа СЗ

Проект Братья Карамазовы

1990

Группа СЗ










   Каталоги



Группа СЗ

Вадим Захаров (сост.)

М. 2004.





   Публикации


Коммерсантъ Weekend

2004-12-10

http://kommersant.ru/doc/531518

Группа СЗ в «Е.К. АртБюро»

            Галерея "Е.К. АртБюро" и фонд "Художественные проекты" вспоминают одну из страниц московского неофициального искусства 1980-х — деятельность группы СЗ. Она была создана художниками Виктором Скерсисом и Вадимом Захаровым (на фото) и сразу выделилась среди московских концептуалистов своим новаторским подходом к жанру квартирной выставки. Все их экспозиции нужно было не просто рассматривать со стороны, они превращались в увлекательный и завлекающий зрителя процесс. Свою первую персональную выставку группа устроила в подпольной галерее APTART, туда вломились сотрудники КГБ и конфисковали фотографии из серии "Ласки и поцелуи делают людей уродливыми" и бумажную конструкцию "Танк Парфенон", сделанную под лозунгом "Использование искусства в военных целях". Как авторам удалось избежать обвинений в порнографии и антисоветчине, до сих пор непонятно. Еще один пародийный проект СЗ назывался "Защита и курсы самообороны от вещей" — художники учили своих друзей методам борьбы с вещами, например запугиванию шкафа или стравливанию стула и унитаза. Среди самых известных объектов СЗ — безумно смешные изделия из спичек "Ковырялки 'Радость души'" и "Тыкалки 'Мечта'". Теперь подлинные работы группы, никогда раньше не выставлявшиеся все вместе, будут показаны в "Е.К. АртБюро".

Время новостей

2004-12-06

http://www.vremya.ru/2004/223/10/113817.html

Сезам, зажгись. В галерее «Е.К. АртБюро» показывают работы группы «СЗ»

Фаина БАЛАХОВСКАЯ

            Выставка в галерее «Е.К. АртБюро» встречает веселеньким желтым цветом. Серой московской зимой он удивляет и веселит, как десятилетие назад, когда все вокруг было бледненьким. Радует огромный яркий рекламный плакат и странный, выше человеческого роста танк «Парфенон» («Использование искусства в военных целях»). В витринах -- пища для ума: огромное количество спичек совершенно разного назначения (ковырялки, трыкалки, тыкалки), отдельно -- «порнографическая» серия тех же спичек, разнообразные бодалки (сковородка, коробка с бутылкой, керамическая плитка), фотографии акций и выставок. Для говорящих на птичьем языке концептуализма -- связный текст. Для стороннего зрителя -- бойкий абсурд. Выставка -- изящный перевод на язык простого зрителя деятельности «профессионалов для профессионала от изобразительных искусств», ведь в узком кругу не посвященных в темы и не погруженных в контексты просто не было. Сочлены группы «СЗ» Вадим Захаров и Виктор Скерсис говорили на нормальном таком концептуальном языке. На нем шутили, его нормы и правила нарушали.

            В московском неофициальном искусстве группу «СЗ» почитали западниками -- в основном потому, что сами художники по молодости и лихости границы не особенно ощущали и странным образом впиливались в чуждые нам контексты, а объекты свои производили с выдающейся для принципиально мусорной московской школы тщательностью. Они были первыми писавшими на стенах домов загадочные слова -- включились в тогда только разворачивавшуюся борьбу футбольных фанатов. «СЗ» сделали чуть не первую «квартирную выставку». Принципиально важный некогда формат странным образом оказался востребованным теперь -- в варианте небольшой, но внятной галереи. Квартирные выставки «СЗ» даже привозили на дом. Услуга невиданная в современном мире доставки чего угодно и особенно эффектная на фоне нерыночных отношений. Будущие эмигранты эти отношения предчувствовали и в своих работах активно развивали.

            Куда шли Скерсис и Захаров в 80-х, секрет и поныне. В основном потому, что сами авторы точно не знали направление своих ударов. Кипела молодая кровь -- появлялись на свет странные творческие продукты: «Упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак под созвездием Большого Пса», «Защита и курсы самообороны от вещей», «Сборники информации» в форме молочных пакетов... Изъятая искусствоведами в штатском серия фотографий «Ласки и поцелуи делают людей уродливыми и некрасивыми» могла сделать художникам интересную биографию, но как-то обошлось. Зато у российского «бодиарта» появилась точка отсчета».

            Молодому поколению 80-х теперь за сорок -- период творческой зрелости. Выставки легендарных групп их молодости отлично показывают, откуда ноги растут и что из чего вышло. Вадим Захаров -- художник известный. И даже опять почти российский, хоть и живет за границей. Столичная галерея «Стелла» показала его выставку «Охота на мышь» и обещает еще. Виктор Скерсис от высокохудожественных дел отошел.

            Выставки 80-х в «Е.К. АртБюро» идут параллельно с другим сериалом -- ретроспективами классиков андерграунда в Третьяковке и Русском музее. По статусу все вроде бы правильно: мэтру -- мэтрово, тогдашним юнцам -- пока галереи. На деле же все наоборот -- выставки в национальных сокровищницах последовательно и методично опускают классиков до самого пола. Готовят их там как продукт в советской столовой, где первое блюдо от второго отличалось консистенцией, но совпадало по виду и запаху. Выставки наливают будто из одного котла -- часто, плотно, в одних и тех же залах, с предельным минимумом ухищрений-разносолов. Часто без главных произведений, доставать которые слишком сложно и дорого.

            В «Е.К. АртБюро» -- наоборот. Перечислявшиеся через запятую группы, деликатные отличия в которых хорошо известны были лишь их участникам и зрителям (количество которых почти совпадало), показывают, тщательно продумывая акценты, фиксируя важные детали, тщательно подбирая (когда надо -- реконструируя) работы. Эффектные дизайнерские решения раскрывают суть выставки с порога -- для особо впечатлительных и непонятливых. Бессмысленно сетовать, что у национальных сокровищниц не хватает денег. Сличить затраты вряд ли кому удастся, но наверняка сметы в Третьяковке превышают те, что в «Е.К. АртБюро», где над выставками трудятся два человека -- хозяйка галереи Елена Куприна и куратор Александра Обухова. Потому кажется, что не хватает в национальных музеях не денег, а чего-то другого. Классиков все равно жалко. Зато за поколение «темных» 80-х душа спокойна. Не пропадет их скромный труд: выставки описаны, творения каталогизированы, истории спасены. Очень вовремя -- не все детали пропали в историческом тумане и несовершенной человеческой памяти.

Коммерсантъ

2004-12-06

http://kommersant.ru/doc/531105

Археология абсурда

            В галерее "Е.К. АртБюро" открылась выставка, посвященная истории арт-группы "СЗ" — дуэту художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, работавших в паре с 1980 по 1990 год. Редкостные документы и реликвии новейшей истории искусства рассматривала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            Группа "СЗ", то есть соавторство художников Вадима Захарова и Виктора Скерсиса, сложилась в Москве в 1980 году, дуэт просуществовал до 1984-го и возобновлял совместную деятельность в 1988 и 1990 годах — несмотря на то что господин Захаров к тому времени жил в Германии, а господин Скерсис — в США, где помимо собственно современного искусства занимается столь экзотической областью дизайна, как разработка протезов. В неофициальном московском искусстве 1970-1980-е годы были настоящим расцветом всевозможных художественных групп и соавторств.

            Надписи "Вот!", "Как?" и т. п. появились в Москве в 1980 году. На выставке в "Е.К. АртБюро" можно увидеть не только фотографии этих реликтовых граффити, но и документ, заверяющий, что надписи были концептуальной акцией группы "СЗ". "С чувством глубокого удовлетворения СЗ сообщают, что появившиеся в разных концах г. Москвы надписи: 'ОЙ!', 'АЙ!', 'ВОТ!', 'КАК!', 'ШЛЯПА!' и другие функционируют нормально",— заверяет отпечатанный на машинке циркуляр.

            Среди прочих, представленных на выставке в "Е.К. АртБюро", есть рекламный плакат "Продукция 'СЗ'", где две комиксные физиономии художников вкупе с разудалым логотипом на золотом фоне пропагандируют столь загадочный продукт, как "бодалки", "ковырялки", "тыркалки" и "тыкалки" (больше всего похожи на обычные спички). Фотографии из серии "Защита и курсы самообороны от вещей" демонстрируют, например, запугивание шкафа и стола или стравливание между собой стула и унитаза. Есть импозантная модель Парфенона чуть выше человеческого роста, относящаяся к проекту "Использование произведений искусства в военных целях" и претендующая на то, чтобы быть моделью танка, неуязвимого для снарядов противника, ибо они пролетают между его колоннами.

            Есть наброски персонажей "Братьев Карамазовых", сделанные на обломках оргалита и снабженные изящными белыми фаянсовыми табличками без надписей не то музейного, не то могильного вида. На самом деле таблички — часть изысканной столовой сервировки, на таких подобает писать имена гостей. А идея собрать героев Достоевского на званый обед возникла, когда в 1990 году "СЗ" решили основывать все свое дальнейшее творчество на "Братьях Карамазовых". Правда, идея оказалась не слишком продуктивной — все ограничилось несколькими работами, после чего дуэт художников распался.

            К моменту появления "СЗ" свое место в арт-контексте уже занимали не только эзотерически концептуальные акции "Коллективных действий", но и панково-хулиганские хеппенинги "Мухоморов". Деятельность "СЗ" странным образом балансировала на грани того и другого — художники словно бы исследуют различные виды бессмыслицы. Философский нонсенс тут может обернуться туповатой шуткой, а глупая выходка — дзенским коаном. А сама деятельность этого художественного соединения оказывается точнейшим прибором, тестирующим и настраивающим арт-процесс и проверяющим, какие из механизмов порождения смысла или избавления от него уже прокручиваются вхолостую, а какие еще действуют.

            Сегодня трудно понять, какой изощренной системой самонастройки и саморефлексии обладал тот сложнейший художественный организм, который представляло собой отечественное современное искусство в свой "катакомбный" период. При публичном существовании многие из этих функций отпали и атрофировались. Выставка группы "СЗ" является уже третьей (после "КД" и "Мухоморов") из проводимых галереей "Е.К. АртБюро" в сотрудничестве с фондом "Художественные проекты" "археологических" экспозиций, посвященных недавней истории отечественного современного искусства.

            Истории, казавшейся почти невосстановимой. Экспонаты квартирных выставок или свидетельства андерграундных перформансов, в лучшем случае они должны были оказаться в зарубежных собраниях, в худшем — сгинуть в архивах КГБ, в те годы, как известно, активно интересовавшегося художественной жизнью. Тем не менее "Е.К. АртБюро" в очередной раз ухитряется не просто показать архивы, но сделать удивительно эффектную экспозицию. Примечательно, что эти музейные, исследовательские выставки проводит частная галерея. Впрочем, дело не только в альтруизме. Искусство "с историей" в любом случае выглядит интереснее и ценнее, чем чистая актуальность.

Журнал

2004-12-02

Бесконечный праздник

Фрида Бок

            Первые интерактивные выставки появились в Москве в начале 1980-х. Молодые художники Виктор Скерсис и Вадим Захаров, объединившиеся в "Группу СЗ", превратили серьезное неофициальное искусство в бесконечный праздник.

            В отличие от другого, более многочисленного арт-объединения "КД", совершавшего свои акции на лоне природы, "Группа СЗ" предпочитала работать в городе. Нынешнее поколение трудно удивить монументальными настенными рисунками, но еще четверть века назад "СЗ" впервые украсили каменные джунгли гигантскими надписями. Квартирные выставки "СЗ" проходилив жанре хеппенинга: экспозиция непрерывно пополнялась новыми работтами, а одна из них, "передвижная", путешествовала вместе со своими авторами с квартиры на квартиру. Художники не ограничивали себя в выборе материалов. Из бумаги сделали "Танк "Парфенон", из спичек - "Ковырялки "Радость души", из молочных пакетов - сверхсекретные "Информационные сборники", замаскированные под кормушки для птиц. А еще они рисовали картины, писали остроумные манифесты, сочиняли "дилетантскую музыку" и проводили "курсы самообороны от вещей", обучая коллег методам борьбы с бытовыми предметами. На выставке "Группы СЗ" в галерее "Е.К.АртБюро" впервые экспонируются работы, созданные в 1980-1983 годах.

Time Out

2004-12-02

Группа СЗ

            Пока на поверхности расцветал застой, в подполье шла напряженная работа: один из фрагментов этой странной жизни в рамках программы "Москва. 1980-е" представляют Е.К.АртБюро и Фонд "Художественные проекты" - Елена Куприна и Александра Обухова.

            Объединившиеся в группу "СЗ", молодые художники Вадим Захаров и Виктор Скерсис изготавливали непонятные объекты, загадочные фотографии и чудные граффити. То, что выдержало испытание временем чисто физически, покажут на выставке: танк "Парфенон" из проекта "Использование искусства в военных целях", фотосерию "Порнография" про жизнь двух спичек, бодалки (сковородки с загнутыми ручками, голубенькие грабли, кафельные плитки с надписью "для носа", мочалка, доска, о которую бились лбом), тыкалки, трыкалки и ковырялки (все из спичек), фотографии из серии "Ласки и поцелуи делают людей уродливыми" (ими в свое время очень интересовались искусствоведы в штатском, вооруженные статьями, карающими за порнографию и гомосексуализм), фотоснимки опередивших свое время абсурдных граффити, а также огромную картину "Братья Карамазовы".

            Интеллектуальные - как концептуалисты, радикальные - как соц-артисты, без поллитра невыговариваемые - как настоящая советская аббревиатура, "СЗ" недолго радовали своих малочисленных зрителей: их первая выставка состоялась осенью 1982 года, последняя, пятая, прошла в 1989-м в Будапеште.

            "СЗ" были самыми веселыми среди умных, самыми загадочными среди веселых и самыми умными среди загадочных. От других пересмешников, резвившихся в Москве в 1980-х, "СЗ" отличалась завидным, почти неприлично высоким качеством производимого продукта. Эту редкую привычку сохранили и поныне - спустя годы перфекционист Захаров радует нас "Охотой на мышь" в галерее "Стелла".

L'officel Россия

2004-12-01

Группа СЗ

            Начиная с 1980 года художники Виктор Скерсис и Вадим Захаров вели бурную арт-деятельность: расписывали стены домов и фонарные столбы надписями "вот!", "ой", "как", "шляпа", обучали своих друзей методам борьбы с вещами (например, запугивали шкаф), создавали смешные изделия из спичек "Ковырялки "Радость души" и "Трыкалки "Мечта"... Все это и еще многое другое составляет одну из самых ярких страниц московского концептуального искусства.