Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   APTART. 1982-1984. История

   Группа «Мухомор»
   Наталья Абалакова
   Никита Алексеев
   Юрий Альберт
   Сергей Ануфриев
   Леонид Войцехов
   Свен Гундлах
   Анатолий Жигалов
   Вадим Захаров
   Константин Звездочетов
   Георгий Кизевальтер
   В. Куприянов
   Андрей Монастырский
   Н/Х
   Николай Панитков
   Лариса Резун-Звездочетова
   Михаил Рошаль
   Группа СЗ
   ТОТАРТ
   Андрей Филиппов

   Curators :

   

Фонд культуры ЕКАТЕРИНА


   24.01.2005

   28.02.2005

   

«АПТ-АРТ» является частью проекта «Квартирные выставки. Вчера и сегодня».

            Музей «Другое искусство» Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

            Со временем, квартирные выставки стали основой своеобразных коммунальных институций искусства. Сегодня эта ситуация выглядит маргинальной или утопичной. Тем не менее, в ней сложилась традиция отечественного современного искусства.

            Специфика квартирных выставок – в формировании «кругов» общения близких по своим взглядам художников, отсутствие кураторской деятельности и рыночных отношений. На территории приватной жизни первостепенное значение приобретали разговоры об искусстве и саморефлексия, активно развивалось акционное по своему характеру артистическое проживание реальности. Практики квартирных выставок многообразны: от салонных персональных выставок до групповых акций и тотальных инсталляций. Их невозможно отделить от семинаров, обсуждений и поэтических чтений. Нередко квартирные выставки превращались в тотальный перформанс, а их посещение – в радикальную акцию.

            В разделении понятий «общественное» и «коммунальное», впервые заявленном Жаном-Люком Нанси, усматривается разница между социально ангажированными практиками художественной индустрии и искусством коммунальных институций. В своем проекте мы не только реконструируем исторически наиболее важные квартирные выставки, представляя произведения музейного уровня в их аутентичной среде. Мы также прослеживаем диалектику развития этого феномена, проводя параллели и находя преемственность с аналогичными явлениями на современной артсцене. Мы стремимся акцентировать историческую и художественную значимость коммунальных институций как полноценного явления искусства.

Юлия Лебедева, Оксана Саркисян.





«АПТ-АРТ», 1982 – 1984.

Место проведения: Е. К. АртБюро.

            Выставка осуществлена совместно с фондом «Художественные проекты» и «Е. К. Артбюро» в рамках программа «Москва. 1980-е» при поддержке Фонда культуры «Екатерина» и РИА «Сделано в России», а также Юрия Альберта, Вадима Захарова и Георгия Путникова. Произведения из частных коллекций и фондов музея «Другое искусство», РГГУ.

            Выставки «АПТ-АРТА» проходили в квартире художника Никиты Алексеева. «АПТ-АРТ» был чисто художественным жестом, концептом и реализовывал хорошо продуманные проекты, каждый из которых имел свое название. Симбиоз из нарочитой серьезности концептуализма, красочных, хулиганских работ «Мухоморов» и ироничности группы «СЗ». «Экспозиционное пространство создавало своего рода инвайромент, когда зритель оказывался в почти полностью искусственной среде, где [все] можно было трогать, перелистывать, дергать и т. д.» (Свен Гундлах).

            Художники: Н. Алексеев, А. Монастырский, Г. Кизевальтер, группа «Мухомор» (К. Звездочетов, С. и В. Мироненко, С. Гундлах, А. Каменский), М. Рошаль, группа «СЗ» (В. Захаров, В. Скерсис), В. Куприянов, С. Ануфриев, Л. Резун, Н. Абалакова и А. Жигалов и др.





   Авторы



Группа «Мухомор»

Создана в 1978 в Москве Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским, Сергеем Мироненко, Владимиром Мироненко, Свеном Гундлахом. В 1982 выпустила музыкальный «Золотой диск», вскоре запрещенный властями. В 1984 прекратила существование.

Наталья Абалакова

Абалакова Наталья Борисовна. Р. 1941, Горький (Нижний Новгород). В 1964 году окончила филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. С конца 70-х вместе с Анатолием Жигаловым разрабатывает проект «Исследование существа искусства применительно к жизни и искусству» (ТОТАРТ). Активно участвовала в деятельности галереи APTART. Живет и работает в Москве.

Никита Алексеев

Алексеев Никита Феликсович. Р. 1953, Москва. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (1972, отделение промышленной графики и рекламы) и Московский полиграфический институт (1976, факультет художественно-технического оформления печатной продукции). Сначала 70-х выпускал самиздатовские книги, альбомы, выступает как художественный критик и публицист. Участник группы "Коллективные действия". Один из основателей галереи APTART, которая функционировала в его квартире (1982-1984). Живет и работает в Москве.

Юрий Альберт

Альберт Юрий Феликсович. Р. 1959, Москва. Учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (художественно-графический факультет, 1977-1980). Член-основатель "Клуба авангардистов" (КЛАВА, 1987). С 2008 член группы "Купидон". Живет и работает в Москве и Кельне.

Сергей Ануфриев

Ануфриев Сергей Александрович. Р. 1964, Одесса. Участник выставок APTARTа. В 1985 переехал из Одессы в Москву, но неоднократно появлялся в качестве художника и куратора в Одессе и Киеве. В 1987 возглавил московский "Клуб авангардистов" (КЛАВА). В том же году совместно с П. Пепперштейном и Ю. Лейдерманом образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Живет и работает в Москве и Одессе.

Леонид Войцехов

Родился в 1955 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище им. Грекова, Одесском педагогическом институте, Одесском архитектурном институте. В начале 80-х – член одесской группы авангардных художников, организатор выставок одесского АПТ-АРТа. В 1987 году переехал в Москву. Работал в мастерских Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Одессе.

Свен Гундлах

Родился в 1959 году в Москве. Учился в знаменитой московской спецшколе № 16. Вместе со своими бывшими одноклассниками Владимиром Кара-Мурзой, Сергеем Мироненко, Владимиром Мироненко, а также примкнувшим к ним Константином Звездочетовым и Алексеем Каменским в 1978 году создал знаменитую арт-группу «Мухомор». Окончил Московский полиграфический институт.

Искусством в настоящее время не занимается. Работает в собственной консалтинговой фирме. В 2009 году выступал одним из руководителей сетевого энциклопедического проекта «Руниверс».

Анатолий Жигалов

Жигалов Анатолий Иванович. Р. 1941, Арзамас. В 1961 окончил Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской. С начала 1970-х работает совместно с Натальей Абалаковой, вместе с которой они осуществляют проект «Исследование существа искусства применительно к жизни и искусству» (ТОТАРТ). Участник выставок в галерее APTART. Член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Вадим Захаров

Захаров Вадим Арисович. Р. 1959, Душанбе. Окончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина. В 1980 вместе с Виктором Скерсисом создал группу «СЗ». Участник выставок APTARTа. Член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Участник первого русского аукциона Sotheby’s в Москве (1988). С 1992 издает в Кельне русскоязычный журнал «Пастор», в котором публикует материалы художников московского концептуализма. С 2008 участник группы «Капитон». Живет и работает в Москве и Кельне.

Константин Звездочетов

Звездочетов Константин Викторович. Р. 1958, Москва. Учился на постановочном факультете Школы-студии МХАТ. Один из основателей группы «Мухомор» (1978). Один из организаторов галереи APTART (1982). Инициатор создания группы «Чемпионы мира» (1986). Один из основателей «Клуба авангардистов» (КЛАВА, 1987). Живет и работает в Москве.

Георгий Кизевальтер

Кизевальтер Георгий Дмитриевич. Р. 1955, Москва. Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1978). Один из основателей группы «Коллективные действия» и участник большинства акций группы с 1976 по 1989. Участник выставок галереи APTART. В 1988-1996 член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). В 1977-1980 жил и работал в Якутии, в 1998-2006 – в Канаде. Автор передач на радио «Свобода», книг, альбомов и других публикаций по современному искусству и истории фотографии. Живет и работает в Москве.

В. Куприянов

Родился в в Москве в 1954 году.
В 1976 году окончил Институт культуры по специальности театральный режиссер.
В 1984-94 гг. – доцент Московского полиграфического института.

Андрей Монастырский

Монастырский (Сумнин) Андрей Викторович. Р. 1949, пос. Печенга Мурманской обл. Окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1980). Один из основателей и идеолог группы «Коллективные действия». Один из создателей МАНИ (Московский архив нового искусства). Автор составитель томов «Поездок за город» - сборник документаций акция «КД», «Словаря терминов московской концептуальной школы (1999). Участник выставок APTARTа. Член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). С 2008 участник группы «Капитон». Живет и работает в Москве.

Н/Х

Неизвестный художник

Николай Панитков

Панитков Николай Семенович. Р. 1952, Вена, Австрия. В 1983 окончил Московский государственный институт культуры по специальности "библиотечное дело". Один из создателей и участник группы "Коллективные действия". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Основоположник, первый директор и хранитель Музея МАНИ. Живет и работает в Москве.

Лариса Резун-Звездочетова

Звездочетова-Резун Лариса Юрьевна. Р. 1958, Одесса. Окончила художественно-графический факультет Одесского педагогического института им. К.Д. Ушинского. В середине 80-х участвовала в выставках московского и одесского АРТАRТа. В 1985 переехала в Москву. Работала в мастерских Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Москве.

Михаил Рошаль

Рошаль (Федоров) Михаил Георгиевич. 1956, Москва - 2007, Москва. В 1974 посещал художественную школу, где преподавали Виталий Комар и Александр Меламид. В 1979 окончил Московский полиграфический институт. Участник группы "Гнездо". Один из организаторов галереи APTART (1982). Его объекты "Коммуникативная труба" и "Железный занавес" получили известность благодаря фильму Сергея Соловьева "Асса" (1987).

Группа СЗ

Создана Вадимом Захаровым и Виктором Скерсисом в 1980. Первая персональная выставка состоялась в галерее APTART. После распада группы в 1984 Скерсис и Захаров сделали лишь один совместный проект - "Братья Карамазовы" (1990).

ТОТАРТ

Совместный проект Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова "Исследование Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству", разрабатываемый с конца 70-х. В рамках проекта делаются акции, перформансы, создаются инсталляции, кино- и видеофильмы, а также осуществляется литературная и критическая деятельность.

Андрей Филиппов

Филиппов Андрей Станиславович. Р. 1959, Петропавловск-Камчатский. Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1981). В 1982-1984 принимал активное участие в деятельности галереи APTART. Один из соорганизаторов и активный участник "Клуба авангардистов" (КЛАВА). С 2008 член группы "Купидон". Живет и работает в Москве.





   Произведения


   

В Галерее АPTART

Георгий Кизевальтер

Стоят (слева направо): Лариса Резун-Звездочетова (?), Константин Звездочетов, Михаил Рошаль, Андрей Филиппов (?) (за Рошалем), Алена Кирцова, Владимир Мироненко, Генрих Сапгир, неизвестная, Елена Романова, Вадим Захаров, Тод Блудо, Юрий Альберт, Ирина Сорокина, Сергей Мироненко, Никита Алексеев, неизвестный, Мануэль Алькайдэ.

Сидят: Андрей Монастырский, Свен Гундлах, Наталья Абалакова, Владимир Сорокин, Анатолий Жигалов

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. Специальная версия для Фонда Калверт 22, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович, Дэвид Торп

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

APTART. 1982-1984. История






Альбом «Битлз»

Группа «Мухомор»

Картон, тушь, фотография, аппликация, 29,5 × 21

Собрание Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича

1982

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. Специальная версия для Фонда Калверт 22, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович, Дэвид Торп

Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70 - 80-е годы ХХ века, Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

Чемодан. Выставка произведений из «чемоданной» коллекции группы «Перцы»

APTART. 1982-1984. История






“Островерхие ели шумели…”

Группа «Мухомор»

На выставках в галерее APTART работа не экспонировалась. В технике произведения очевидно влияние эстетики объектов группы "Коллективные действия" (точнее, Андрея Монастырского, автора документационных объектов "КД"), сформировавшейся и актуальной именно в 1983 году – использование бархатной бумаги, металлической фурнитуры в сочетании с машинописным текстом. Благодаря этой формальной связи и сделана датировка “мухоморского” коллажа-объекта. Собрание В.Мироненко.

1983

APTART. 1982-1984. История






“Бумажник”

Сергей Ануфриев

1-ая выставка галереи APTART. Собрание В.Захарова.

1982

APTART. 1982-1984. История






Фрагмент инсталляции "А хули дао?"

Свен Гундлах

Выставка "APTART в натуре". Известно, что фигурка оленя на прозрачной пленке изготовлена Константином Звездочетовым – только он владел техникой нанесения изображений с помощью тюбика. Инсталляция Свена не сохранилась. Ее можно увидеть на киносъемке, сделанной во время выставки Владимиром Кара-Мурзой (сюжет включен в видеосборник группы "Мухомор", изданный в 2004 году продюсерским центром Е.К.АртБюро при участии Фонда "Художественные проекты" и РИА "Сделано в России"). Собрание Ю.Альберта.

1983

APTART. 1982-1984. История

APTART. 1982-1984. История






Работы группы “Мухомор” и группы “Тотальное художественное действие” в экспозиции 1-й выставки галереи APTART

Группа «Мухомор», ТОТАРТ

Практически вся графика “мухоморов”, показанная на 1-й выставке, находится в коллекции The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum. The Norton and Nancy Dodge Collection, Rutgers, the State University of New Jersey, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США. Лозунги ТХД (с 1983 – группы ТОТАРТ) не сохранились. Фотография предоставлена Натальей Абалаковой и Анатолием Жигаловым.

1982

APTART. 1982-1984. История






Фрагмент экспозиции 1-й выставки галереи APTART

Никита Алексеев, Георгий Кизевальтер

Коридор, перед 0входом в комнату. Над дверью – работы Никиты Алексеева (по-видимому, не сохранилась) и Георгия Кизевальтера (см. настоящую экспозицию в Е.К.АртБюро). Фотография предоставлена Натальей Абалаковой и Анатолием Жигаловым.

APTART. 1982-1984. История






Михаил Рошаль, Свен Гундлах и Сергей Мироненко в галерее APTART во время акции группы “Тотальное художественное действие”

Н/Х

“Ретро I (Эти славные 60-е – 70-е)”, 28 декабря 1982 На стенах квартиры – фотокомпозиция ТХД, посвященная недавней истории советского неофициального искусства. Фотография предоставлена Натальей Абалаковой и Анатолием Жигаловым.

APTART. 1982-1984. История






Фрагмент инсталляции "А хули дао?"

Свен Гундлах

Выставка "APTART в натуре". Известно, что фигурка оленя на прозрачной пленке изготовлена Константином Звездочетовым – только он владел техникой нанесения изображений с помощью тюбика. Инсталляция Свена не сохранилась. Ее можно увидеть на киносъемке, сделанной во время выставки Владимиром Кара-Мурзой (сюжет включен в видеосборник группы "Мухомор", изданный в 2004 году продюсерским центром Е.К.АртБюро при участии Фонда "Художественные проекты" и РИА "Сделано в России"). Собрание Ю.Альберта.

1983

APTART. 1982-1984. История

APTART. 1982-1984. История






Пригласительный билет на выставку “APTART в натуре”

Н/Х

Автор рисунка кураторами настоящей выставки пока не идентифицирован. Собрание Ю.Альберта.

1983

APTART. 1982-1984. История






Афиша выставки “Дальние, дальние страны”

Никита Алексеев

Фотокопия. Дизайн афиши – Никита Алексеев. По воспоминаниям Никиты, выставка имела и оригинальное английское название, связанное с творчеством Джозефа Конрада: “Faraway Isles”.

1984

APTART. 1982-1984. История






“События галлюцинации...”

Сергей Ануфриев

Возможно, объект экспонировался на 1-ой выставке галереи APTART. Предположение кураторов определило возможную датировку работы. Собрание В.Захарова.

1982

APTART. 1982-1984. История






“Чемпион мира Иванов”

Группа «Мухомор»

Б/г. На выставках в галереях APTART работа не экспонировалась. Собрание В.Мироненко.

APTART. 1982-1984. История






“Тотальное художественное действие”

ТОТАРТ

Из серии “Аналитические коллажи”. Тотальное художественное действие. 1-ая выставка галереи APTART. Эта работа – часть серии больших коллажей, в которых художники анализировали московскую ситуацию в современном/неофициальном искусстве. Другие коллажи посвящены группам “Коллективные действия”, “Мухомор” и другим явлениям столичной художественной сцены.

1982

APTART. 1982-1984. История






Ат(т)ракцион

Группа «Мухомор»

1-ая выставка галереи APTART и выставка “Дальние, дальние страны”.

1982

APTART. 1982-1984. История






Светская дама

Андрей Филиппов

Выставка “Дальние, дальние страны”. Собрание Ю.Альберта.

1984

APTART. 1982-1984. История






Антоний и Клеопатра

Константин Звездочетов

Персональная выставка К.Звездочетова “Декоратор и жизнь”. Собрание Л.Резун-Звездочетовой.

1983

APTART. 1982-1984. История






Портрет Сергея Батова

Константин Звездочетов

Персональная выставка К.Звездочетова “Декоратор и жизнь”. Холст изрезан Сергеем Батовым. Собрание Л.Резун-Звездочетовой.

1983

APTART. 1982-1984. История






Скамейка

Константин Звездочетов

1-ая выставка галереи APTART. Музей МАНИ.

1982

APTART. 1982-1984. История






Без названия

Никита Алексеев

На выставках галереи APTART не экспонировалась. Музей “Другое искусство” / коллекция Л.Талочкина, Москва.

1981

APTART. 1982-1984. История






Хороший художник – мертвый художник

Сергей Ануфриев

На выставках галереи APTART не экспонировалась. Собрание В.Захарова.

1984

APTART. 1982-1984. История






Без названия

Георгий Кизевальтер

1-я выставка APTART. Собрание Ю.Альберта.

1976

APTART. 1982-1984. История






Свое – чужое

Николай Панитков

1-я выставка APTART. Музей МАНИ.

1976

APTART. 1982-1984. История






Искусство для искусства

Михаил Рошаль

Диптих. 1-я выставка APTART. Авторское повторение 2005.

1982

APTART. 1982-1984. История






Art for sale

Михаил Рошаль

1 часть. 1-я выставка APTART Автор.

APTART. 1982-1984. История






Я не Вадим Захаров

Юрий Альберт

Собственность автора.

1983

APTART. 1982-1984. История






Парадный портрет зайчика на коньках

Лариса Резун-Звездочетова

Собрание Ю.Альберта.

1984

APTART. 1982-1984. История






Конец авангарда

Лариса Резун-Звездочетова

Фрагмент инсталляции. Собрание Ю.Альберта.

1983

APTART. 1982-1984. История






Бананас

Никита Алексеев

Фрагмент инсталляции. APTART за забором. Собрание Ю.Альберта, В.Захарова, Е.К.АртБюро.

1983

APTART. 1982-1984. История






Все хорошо

Никита Алексеев

Фрагмент проекта.

1983

APTART. 1982-1984. История






Листовка акции “Окно”.

ТОТАРТ

26 сентября 1983. Собрание Ю.Альберта.

1983

APTART. 1982-1984. История






Хороший художник – мертвый художник

Сергей Ануфриев

Начало 1980-х. Собрание Ю.Альберта.

1980

APTART. 1982-1984. История






Явление – почва…

Сергей Ануфриев

Собрание В.Захарова.

APTART. 1982-1984. История






Событие – пять пространственных явлений

Сергей Ануфриев

Собрание В.Захарова.

APTART. 1982-1984. История






Вчера, проходя переулком...

Сергей Ануфриев

Собрание В.Захарова

APTART. 1982-1984. История






Мне, порой, кажется…

Сергей Ануфриев

Собрание В.Захарова.

APTART. 1982-1984. История






Оборванец – сорванец

Лариса Резун-Звездочетова

Собрание В.Захарова

1984

APTART. 1982-1984. История






Спасибо

Лариса Резун-Звездочетова

Собрание В.Захарова

1983

APTART. 1982-1984. История






Прейскурант

Сергей Ануфриев

Бумага, фломастер, типографская печать. 29 х 20,3. Собрание В.Захарова.

APTART. 1982-1984. История






Две фигуры

Лариса Резун-Звездочетова

Бумага на картоне, тушь, коллаж. 37,8 х 28,8 см. Собрание В.Захарова.

1984

APTART. 1982-1984. История






Цельнокройная игрушка

Лариса Резун-Звездочетова

Собрание В.Захарова.

1984

APTART. 1982-1984. История






Абстракция

Лариса Резун-Звездочетова

Собрание В.Захарова

1984

APTART. 1982-1984. История






Маше и Вадику на память

Юрий Альберт

Собрание В.Захарова.

1984

APTART. 1982-1984. История






Морской альбом

Андрей Филиппов

Нач. 1980-х. Собрание В.Захарова.

1980

APTART. 1982-1984. История






Хвостики

Леонид Войцехов

Собрание В.Захарова.

1983

APTART. 1982-1984. История






Дневник

Вадим Захаров

Из серии Дневник. Собственность автора.

1982-1983

APTART. 1982-1984. История






Триумфальная арка

Никита Алексеев

Собрание В.Захарова.

1983

APTART. 1982-1984. История






Евангельская серия

Вадим Захаров

Собственность автора.

1984

APTART. 1982-1984. История






Ты спрыгнешь со стула…

Вадим Захаров

Серия. Собственность автора.

1984

APTART. 1982-1984. История






В.Захаров просит вас сделать наброски с его работ

Вадим Захаров

Серия. Собственность автора.

1983

APTART. 1982-1984. История






Страхи

Вадим Захаров

Из серии Страхи. Собственность автора.

1984

APTART. 1982-1984. История






В.Захаров просит вас нарисовать…

Вадим Захаров

Серия. Собственность автора.

1984

APTART. 1982-1984. История






Пират в зоопарке

Вадим Захаров

Серия. Собственность автора.

1984

APTART. 1982-1984. История






Дракончики

Леонид Войцехов

Собрание В.Захарова.

1984

APTART. 1982-1984. История






Стимулирование

Вадим Захаров

Серия. Собственность автора.

1980

APTART. 1982-1984. История






Зондирование (“Слоники”)

Вадим Захаров

Собственность автора.

1980

APTART. 1982-1984. История






Жизнь животных (по Брэму)

Никита Алексеев

Из серии Жизнь животных (по Брэму). Серия экспонировалась на выставке “Дальние-дальние страны”. Музей “Другое искусство” / коллекция Л.Талочкина, Москва. 1-я выставка APTART. Из собрания Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова.

1981

APTART. 1982-1984. История










   Каталоги






   Публикации


Газета «Культура»

2005-03-17

http://other-art.rsuh.ru/kv-art/kultura-2.html

Квартирные сообщники

Рома Грецкий

            Среди бесконечного стилистического и концептуального разнообразия десятков выставок Первой Московской биеннале современного искусства безусловный интерес вызвала ретроспекция недавнего прошлого российского искусства. Сразу несколько кураторов независимо друг от друга представили ряд проектов, поднявших статус специальной программы биеннале от формального приложения к основной экспозиции до уровня серьезного ее конкурента. Речь идет о выставке "Сообщники" в Третьяковской галере, работе "Информбюро. Современное искусство России" и проекте "Квартирные выставки".

            Подготовленные Отделом новейших течений Третьяковской галереи "Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960 - 2000", наглядно представившие коллективное творчество российских художников последних сорока лет, стали крупнейшим показом отечественного неофициального искусства со времен проведения Андреем Ерофеевым двух выставок в ЦДХ из Государственной коллекции современного искусства при музее-заповеднике "Царицыно". "Сообщники" включили в себя все значительные художественные московские течения: от групп "Движение" и "Коллективные действия" - к "Мухоморам" и "Гнезду", через "Инспекцию "Медицинская герменевтика", сквот на Трехпрудном - к "Радеку" и тусовкам уличных граффитистов... Кроме того, впервые в столице объемно представлено современное петербургское искусство: от позднесоветских "новых художников" и "Поп-механики" до работающей по сей день Фабрики найденных одежд и осиротевшей Новой академии изящных искусств. Выставка вызвала повышенный интерес у публики, готовой простить устроителям все недостатки и досадные ляпы экспозиции - наконец-то появился шанс увидеть масштабную историю отечественного искусства. Ведь постоянная экспозиция "другого искусства" в ГТГ постепенно сошла на нет, уступив свои помещения временным выставкам. Те же, кто не стал стоять в многометровых очередях в кассу во время работы "Сообщников", смогут приобрести достаточно полный 150-страничный каталог, изданный Третьяковской галереей к закрытию выставки.

            Прекрасным теоретическим пособием и дополнением к нему может послужить толстенный позолоченный том "Московский концептуализм", подготовленный издательством WAM, и архивная программа Александры Обуховой "Вспомнить все", предоставившая в рамках проекта "Информбюро" полновесные досье шестидесяти художников, - документы, биографии, статьи, фотографии упакованы в аккуратные коробочки и ждут своих исследователей.

            Еще одна историческая реконструкция оказалась посвященной феномену квартирных выставок. Проект проходил в двенадцати местах, каждое из которых раскрывало одну из граней этой специфичной формы проведения выставок. Приставка к названию - "вчера и сегодня" - уточняла хронологические рамки: от советских кухонных посиделок с их полудиссидентским флером до действующих сегодня частных выставочных пространств в мастерских современных художников. Костяк искусствоведческой ретроспективы, с тщательностью архивариуса восстанавливающий художественную атмосферу того времени, составили экспозиции "APTART" в галерее "ЕК Артбюро", "Детский сад и другие" в ГЦСИ и "Квартирные выставки. 1956 - 1979" в музее "Другое искусство", причем работа последней выставки была продлена на две недели. Слишком много оказалось желающих самолично увидеть увлекательные архивные артефакты вроде машинописного листка текста с описанием квартирных весенних выставок мая 1976 года или трогательно выглядящих под музейным стеклом семейных трусов, в которых в 1978 году шутники из группы "Гнездо" совершали "Забег в сторону Иерусалима на 1 метр 42 см". Помимо рядовых зрителей, захаживали вспомнить боевую юность и некоторые изрядно постаревшие и полысевшие участники. "Да, были люди в наше время", - удовлетворенно говорили они молодому поколению. "Молодые", впрочем, не отставали. Добрая половина "Квартирных выставок" посвящена действующим сегодня домашне-выставочным институциям. В проекте задействованы мастерские в доме "Россия", квартира художников Нины Котел и Владимира Сальникова, галерея Врубеля в квартире Дмитрия Врубеля, "Галерея одного зрителя" в съемной коммунальной квартире. Попасть туда с улицы невозможно, кураторы строго предуведомляли любопытствующих: "Выставка проходит в приватном пространстве. Пожалуйста, согласуйте время своего визита". Этот аттракцион, порождающий чувство вовлеченности посетителя непосредственно в художественный процесс, пользовался наибольшей популярностью у посещающих Московскую биеннале иностранцев. Все-таки не каждый день выпадает возможность попасть в святая святых художника.

            Никита Алексеев, один из отцов-основателей APTART, признался, что, организовывая выставки в своей малогабаритной однокомнатной квартире, он мечтал о настоящей галерее. Времена изменились, большинство фигурантов "квартирных выставок" выставляются теперь в несравненно более презентабельных помещениях. Но при этом обозначился парадокс: Первая Московская биеннале наглядно показала, что квартирные выставки снова оказались и живее, и интереснее, и актуальнее...

Gazeta.ru

2005-02-02

http://www.gazeta.ru/2005/02/02/oa_147027.shtml

Хроника нехороших квартир

Игорь Чувилин

            Известно, что колбаса раньше была вкуснее, тараканы больше, а кухни уютнее, несмотря на то что колбасы там было мало, а тараканов много. А уж разговоры на кухнях были душевнее, смелее и глубже, чем в некухонной жизни. К тому же разговоры перебивались анекдотами, которые в других местах не расскажешь. Ненароком созданная Страной Советов конфиденциальная привлекательность домашнего, приватного пространства затягивала в себя все, что было чуть более живое, чем политинформация и концерт ко Дню милиции. «Квартирники» – это наше ноу-хау. То есть были, конечно, до революции такие дома, где собиралось «общество», но концерт «Аквариума» или «Кино» на стандартной советской жилплощади – это, согласитесь, другое. Художественное сообщество тоже вжималось в дружественные хрущебы и прочие укрытия. Особенно плотно полюбила квартирники та часть художников, которой не светили выставки на нормальных площадках.

            Нынешняя биеннале, не полагаясь на молодых, в противовес заграничным звездам выставила ветеранские полки: экспозиция «Сообщники» в Третьяковке, проект «Информбюро» – это все ретроспекции нашего недавнего, но славного прошлого. Архивирующую тенденцию поддержали музей РГГУ и еще одиннадцать разных площадок. Они обратились именно к теме квартирных выставок. Первой открылась APTART в галерее «Е. К. Артбюро» – своего рода ревизия того, что происходило в квартире Никиты Алексеева в 1980-х. Гребенщиков и Цой, кстати, там тоже бывали. Но квартира давно продана, поэтому деятельность «домашней» галереи APTART (apt – от apartment, квартиры то бишь) вспоминают на галерейной территории Елены Куприной.

            Однако центральный проект программы, посвященной квартирным выставкам, открылся в музейном центре РГГУ. Согласно идее, здесь находится базовая точка, от которой должны раскатиться волны квартирников по Москве. Большинство из них не столько реанимируют старые места подпольных занятий искусством, сколько публично засвечивают мирно существующие сегодня «нехорошие квартиры».

            В РГГУ показывают немного, но достаточно, чтобы защемить сердце ностальгией или разжечь интерес к феномену. Тем, кто захочет глубже проникнуть в тему, на сайте биеннале (www.moscowbiennale.ru) в разделе «Специальные проекты» выложен список из двенадцати площадок этой программы. А в залах гуманитарного университета – только набросок ретроспекции: тушевые «Материи» Бориса Турецкого, «Сигнальные системы» Юрия Злотникова, «Стена с розеткой» Михаила Рогинского, цветы Владимира Яковлева, «Пьяная кукла» Оскара Рабина и прочие знаменитые артефакты. От каждого – по одной-две работы, но под любой картинкой, кроме названия, пропечатано место, где она экспонировалась: мастерская Боруха (художника Бориса Штейнберга), квартира художника Алексея Каменского или, например, «квартира Николая Андреевича». Кто такой Николай Андреевич, теперь, может, и не помнит никто.

            Есть и перечень квартирных выставок 1956–1979 годов. Леонид Талочкин, чья коллекция нонконформистов теперь хранится в РГГУ, записывал все тщательно. Его даже «архивариусом» за это звали. Так вот список. Начинается он с квартиры физика Рокотяна. Может, были и другие – раньше, но физик – это то, что надо. Для 1956 года – как раз. С него и начнем. 1960 год – выставка Плавинского в квартире Цырлина (Цирлина увольняют из ВГИКа и из издательства «Искусство», переизбирают с поста председателя бюро секции критики МОСХа). 1962-й – выставка Краснопевцева в квартире Рихтера. Перечень длинный, наверняка не полный, но трогательный. Доходит до концептуалистов, Комара и Меламида, группы «Гнездо». А дальше будет та самая квартира Никиты Алексеева – APTART. Но это уже на другой площадке. Совсем как в 1975-м, когда проходили «Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке», или в 1976-м, когда продавили «Экспериментальную» выставку на Беговой. Тогда это напоминало целые квартирные фестивали. Их участники с ветеранским блеском в глазах разглядывают собственные фотографии – еще все волосы на голове, и тут рядом раздается окрик кого-то из начальственного состава РГГУ: «Почему у вас люди в верхней одежде?!». Жуть, как натурально. Лучше не придумаешь.

            Музейный центр РГГУ, музей «Другое искусство». Ул. Чаянова, 15. «Квартирные выставки 1956–1979 гг.» – до 26 февраля.

Время Новостей

2005-01-26

http://www.vremya.ru/print/116877.html

Искусство в квадрате

Федор РОМЕР

            Одним из самых амбициозных спецпроектов открывающейся завтра Московской биеннале современного искусства станет программа «Квартирные выставки. Вчера и сегодня», инициированная Музейным центром РГГУ. Впечатляют и исторический (с 1956 года по наши дни), и территориальный размах (задействована дюжина площадок -- от университетских кабинетов до офиса художественного руководителя Государственного центра современного искусства), и радикальность затеи (большинство экспозиций занимают приватные пространства студий еще живых художников, согласившихся на время впустить посторонних в святая святых). Важно и то, что исключительно российский феномен «квартирников», вызревший не от хорошей жизни в недрах андерграунда, до сих пор не был осмыслен во всей своей полноте и социальной значимости.

            Началась же программа сколь неожиданно, столь и закономерно -- с выставки «APTART. История. 1982--1984» в продюсерском центре «Е. К. Артбюро» (в ее организации также принял активное участие фонд «Художественные проекты»). Неожиданность в том, что квартирная галерея APTART (от английского apartment art -- "квартирное искусство»; лингвистическая игра еще и в том, что их APT может читаться по-русски как наше АРТ и в итоге искусство словно бы «удваивается») возникла как дерзкий полемический ответ нового поколения неофициальных художников на установившуюся традицию подпольных вернисажей.

            Начинать историю «квартирных выставок» с профессиональной пародии на них немного странно. Закономерность же в том, что «Е. К. Артбюро», взявшееся за осуществление серьезной академической программы «Москва. 1980-е» (до APTART в ее рамках уже показывали ретроспективы групп «Мухомор», «Коллективные действия» и «СЗ»), делает экспозиции почти музейные, обстоятельные, собранные по недоступным частным коллекциям, подкрепленные роскошными каталогами. И именно солидному и финансово состоятельному «Е. К. Артбюро» законно досталось право начать биеннальский «квартирный» марафон.

            Выставка впрямь удалась. В одном из залов куратор проекта Александра Обухова попыталась даже воссоздать атмосферу «аптартовских» вернисажей, проходивших в однокомнатной квартире художника Никиты Алексеева. На первой из них, открывшейся 20 сентября 1982 года, один из углов был задрапирован зеленой бумагой. И именно на планшетах зеленого цвета выставлена сейчас графика художников-«аптартовцев». А их живопись развешана над зеленым же фанерным подиумом с пестрыми подушками, имитирующим хозяйский диван. Алексееву в самом деле приходилось спать посреди искусства. «Поутру становилось дурно», -- как-то признался он.

            Одного из создателей галереи (кроме Алексеева в придумывании концепции участвовали его сосед Михаил Федоров-Рошаль и член «Мухомора» Свен Гундлах) можно понять. APTART был прежде всего местом художественного дуракаваляния с искусством, исполненным по принципу «Чем хуже -- тем лучше». «Роман-холодильник», весь исписанный шутливыми текстами. Портреты «мухоморцев» в виде римских кесарей. Картина с изображением кавалерист-девиц с лесбийскими наклонностями. Объекты -- «тыкалки», «трыкалки» и «бодалки». Инсталляция из дикого вида советских женских прокладок. Самодельные книжки-раскладушки. И все это -- густо, вперемешку, шпалерной развеской. В итоге выставки APTART походили на «тотальные инсталляции» Кабакова или декорации к какой-нибудь дадаистской или обериутской пьесе. Если «диссидентский модернизм» шестидесятников, что создали институт «квартирников», наследовал классическому авангарду с его духоподъемностью и демиургичностью, то «ньювейверство» молодых художников начала 80-х скорее опиралось на эстетику абсурдистов, а то и панков. Искусство стало игрой, в которую играли свободные, внутренне раскрепощенные, незакомплексованные и ироничные люди. Искусство стало альтернативным стилем жизни, а не площадкой для игр в поддавки с тупой и косной властью.

            И власть этого не простила. В феврале 1983 года на квартирах Алексеева и Рошаля КГБ провел обыск, а самих хозяев вызвали на Лубянку. Проходившую в то время в галерее выставку группы «СЗ» сотрудники органов закрыли, а часть экспонатов изъяли, хотя в шутовских работах членов группы Виктора Скерсиса и Вадима Захарова не было никаких политических подтекстов.

            Но APTART не сдался. Галерея просуществовала еще больше года, проведя в общей сложности почти два десятка выставок и акций, в том числе дачно-выездных. При этом выставки уже делались как в настоящих галереях или музеях -- по тематическому принципу, с оригинальной (хоть и дурашливой) концепцией. Так возникли проекты «Победы над солнцем» (посвящен сбитому корейскому самолету), «Дальние-дальние страны» (ироническая география), «Для души и тельца» (про высокое и низкое в искусстве), «Москва--Одесса» и т.д.

            Сейчас, глядя на черно-белые фотографии, развешанные на стальных лесках-струнах по стенам «Е. К. Артбюро», сложно представить ту удивительную атмосферу APTART, оказавшуюся подлинным островком свободы в застойной Москве. Но уверяю, квартира Алексеева на улице Ульянова в самом деле была колдовским местом.

            Уже в середине 90-х, однажды заночевав в ней в отсутствие хозяина, все следующее утро я провел в попытках вернуть в дом Никитиного кота, оказавшегося... на козырьке соседнего подъезда. И мне тоже было дурно. Так что APTART продолжался. Это праздник, который всегда с тобой.

Музей «Другое искусство»

2005-01-25

http://other-art.rsuh.ru/kv-art/aptart.html

«APTART», 1982-1984 г.г.

            Проект реализуется совместно с фондом «Художественные проекты» в рамках программы «Москва. 1980-е» в галерее «ЕК-Артбюро» (директор – Елена Куприна). Художественный руководитель проекта Александра Обухова.

            Выставки APTART проходили в квартире художника Никиты Алексеева. «APTART» был чисто художественным жестом, концептом и реализовывал хорошо продуманные проекты, каждый из которых имел свое название. Симбиоз из нарочитой серьезности концептуализма, красочных, хулиганских работ «Мухоморов» и ироничности группы «SZ».

            «Экспозиционное пространство создавало своего рода инвайромент, когда зритель оказывался в почти полностью искусственной среде, где [все] можно было трогать, перелистывать, дергать и т. д.» (Свен Гундлах).

            Никита Алексеев. «Жизнь животных (по Брэму). Прометеева мышь». 1981. Бумага, тушь, акварель. Произведение с выставки APTART «Дальние-дальние страны». Из коллекции музея «Другое искусство», РГГУ.

            Художники: Н. Алексеев, А. Монастырский, Г. Кизевальтер, группа «Мухомор» (К. Звездочетов, С. и В. Мироненко, С. Гундлах, А. Каменский), М. Рошаль, группа «S-Z» (В. Захаров, В. Скерисис), В. Куприянов, С. Ануфриев, Л. Резун, Н. Абалакова и А. Жигалов и др.

           Произведения из частных коллекций и фондов музея «Другое искусство», РГГУ.

ArtToday.ru

2005-01-25

http://other-art.rsuh.ru/kv-art/arttoday.html

Галерея в галерее

Максим Шульц.

            За время существования галереи «Е. К. АртБюро» художественные критики, в том числе автор этих строк, никак не могут истратить запас меда, который является едва ли не обязательным ингредиентом рецензий на проходящие здесь выставки. Разумеется, это говорит не об изворотливости критиков, а о высоком уровне галереи. В рамках параллельной программы 1 Московской биеннале «Е. К. АртБюро» представила выстроенную на архивном материале выставку «APTART». Работа «от архива» уже давно стала фирменным стилем «Е. К. АртБюро», и, как всегда, все сделано «с чувством, с толком, с расстановкой».

            Под экспозиционное пространство «Е. К. АртБюро» была переоборудована обычная московская квартира (ныне комнаты – залы, ванная переделана под запасник, а кухня – под своеобразную приемную), что дает дополнительный повод для демонстрации APTART'а именно здесь. Аббревиатура «APTART» происходит от слияния английских apartment (квартира) и art (искусство); соответственно, APTART – «квартирное искусство», а точнее – искусство, предназначенное для экспонирования в приватных пространствах. В первой половине 80-х власть, мягко говоря, недолюбливала актуальное искусство, поэтому квартирные выставки были единственным способом компенсировать отсутствие официальных экспозиционных площадок. И хотя квартирные выставки к тому моменту давно вошли в обиход, да и продолжались они едва ли не до 1991-го года, APTART – отдельная страница истории отечественного современного искусства. Во-первых, сам термин придумал художник Никита Алексеев и только потом стали применять ко всем похожим проектам. Именно в квартире Алексеева по большей части проходили выставки APTART'а; многие считают это место первой художественной галереей, появившейся в Советском Союзе. Во-вторых, под APTART'ом понимается и определенное сообщество художников, пусть, подчас, с разными художественными устремлениями, но, при этом, объединенных неким общим пафосом. Все это хорошо видно на выставке в «Е. К. АртБюро»: предельно концептуально нагруженное «ТХД» («Тотальное художественное действие») соседствует с «СЗ» (Скерсис и Захаров), часто делавших ставку на подчеркнутую пустоту и бессодержательность своих объектов.

            Фото выставок APTART удачно дополняют фрагменты альбомов группы «Мухомор», объекты Сергея Ануфриева, работы Никиты Алексеева, Андрея Филиппова (особое внимание привлекает его «Аромат степу», посвященный одноименному напитку – ужасному алкоголю, по вкусу напоминавшего крепленое красное вино), многих других. В общем, можно представить себе атмосферу APTARTовских выставок, об одной из которых Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов писали: «На не успевшего переступить порог посетителя обрушивалась лавина неудобочитаемых текстов, надписей, лозунгов, плакатов. Тот же, кто дерзал перевернуть «страницы» (планшеты 125х86) Книги-Объекта ТХД, отступал, пошатываясь, и пытался присесть на единственный стул, но в ужасе отскакивал, прочитав мудрое назидание: «Стул не для Вас, стул для всех». И тут же натыкался на «Бодалки» СЗ. Пнув ногой «Черный квадрат», он устремлялся в мухоморский «Парадиз», где и находил оскорбленному чувству и смущенному уму уголок».

Time Out Москва

2005-01-24

http://www.timeout.ru

APTART. 1982-1984

Василиса Соловьева

            Легендарную галерею, размещавшуюся в крошечной однокомнатной квартире Никиты Алексеева, в начале 80-х придумали несколько человек из подрастающего поколения неофициальных художников: Михаил Рошаль, Никита Алексеев и Свен Гундлах. Активное участие (за давностью лет никто не помнит, какое конкретно) принимал Константин Звездочетов. Юнцы создавали альтернативное пространство, противопоставляя себя и официальному искусству – молодежной секции МОСХа, и полуофициальному – метафизикам с Малой Грузинской, и неофициальному – концептуалистской зауми Ильи Кабакова и группы «Коллективные действия».

            Организовано все было просто – сами отбирали, сами делали, сами решали кого звать на выставку. Искусствоведы в штатском приходили без приглашения. Посмотреть было на что – двадцать квадратных метров забивали произведениями искусства снизу доверху. Молодые художники гнали «новую волну» - сплав концептуализма, результатов мощного интеллектуального напряжения и юношеского (почти подросткового) легкомыслия.

            APTART был не просто выставочным помещением – в образцовом социалистическом городе, как стало понятно позже, он возник зародышем ночного клуба – здесь устраивали перформансы, выступали рок-группы, поэты читали стихи.

            Поскольку невозможно вернуться в прошлое (одни участники занимательной истории уехали, другие ушли в бизнес, третьи спились), и все стали старше и скучнее, то реконструкцию решили не устраивать. Попробовали воспроизвести нетрадиционные экспозиционные методы APTART а и показать то, что удалось найти в московских коллекциях: чудом сохранившиеся вещи с уличных выставок, полотна Звездочетова с персональной выставки «Декоратор и жизнь», ранние работы Андрея Филиппова – знями «Аромат в степу» и объект «Умри» и непочтительные рисунки Алексеева, посвященные политическим деятелям.