Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Искусство на войне

   Curators :
Елена Куприна-Ляхович

   09.05.2005

   04.06.2005

   

Фотографии с выставки «Искусство на войне»:





   Авторы






   Произведения






   Каталоги






   Публикации


Известия

2005-06-01

http://www.proektfabrika.ru/press.php?nid=6

Показали войну

Николай Молок

            Сложно сказать, как показывать войну. Можно помпезно, с орденами и парадом. Можно, как Иосиф Кобзон, благодарить мэра за то, что разрешил провести концерт на площади Белорусского вокзала. Можно смотреть салют и радоваться победе. Это официальное празднование - шумное, оптимистическое, в большой степени лицемерное. Это праздник не людей, а власти. Власть не вспоминает жестокостей войны, ей важен пафос: страна-победительница. А есть неофициальное празднование - тихое и искреннее. С переживанием утрат, драм и трагедий. Обе выставки такие. Выставка в МДФ показывает войну с разных сторон. Здесь есть снимки и повешенных партизан, и кокетливо улыбающихся медсестер, и смущенных фотокамерой солдат. Уникальные фотографии (они вошли и в альбом, выпущенный "Интерросом"), многие из которых прежде не выставлялись, показывают войну во всем объеме - с боями и отдыхом, на фронте и в тылу, в самом начале (ошарашенно слушающие громкоговоритель люди на улице 22 июня) и в конце. На выставке в "Проекте Фабрика" (новой артплощадке в здании бумажной фабрики) войны нет вообще. В том смысле, что нет выстрелов и ранений. Даже врага нет. Враг превратился в друга: в одном из фильмов пленные немцы вместе с нашими солдатами смотрят концерт военной самодеятельности. Тихие военные будни - все очень устали, и эта усталость снимает классовые, национальные, идеологические, какие угодно противоречия. Всего на выставке девять экранов, на которых крутят смонтированные кадры военной кинохроники. Монтировал художник Сергей Мироненко, поэтому получилась не просто хроника, а видеоарт. Оттого эти кадры кажутся еще более пронзительными.

Время новостей

2005-05-18

http://www.proektfabrika.ru/press.php?nid=8

Амнезия -- анамнезис -- архетип Тема войны в интерпретации XXI столетия

Сергей Хачатуров

            Из многочисленных выставок о войне две запомнились особенно. Открылись они в один день. И складываются в общий диптих. Первая -- «Искусство на войне» в новом выставочном центре «Проект Фабрика». Вторая -- «1418 дней» в залах Московского Дома фотографии. Над обеими работали сильные команды кураторов («бригадиром» в МДФ была Ольга Свиблова, в «Фабрике» -- Елена Куприна). Обе выставки оформляли отличные художники. Экспозицию в МДФ -- Юрий Аввакумов и Алена Кирцова. Выставку в зале «Проект Фабрика» -- Сергей Мироненко. Проект в МДФ посвящен фотоархивам войны, и о нем наша газета уже писала (см. «Время новостей» от 16 мая). Организованная при участии МДФ, Российского госархива кинофотодокументов, фонда культуры «Екатерина», при поддержке FosterGroup выставка в «Фабрике» посвящена кинодокументации военных лет. Искусствовед и критик Фаина Балаховская в Красногорском киноархиве отобрала материалы на тему «Искусство на войне». В пуристском и сумрачном цехе «Фабрики» фильмы проецируются прямо на стены длинной анфилады. Не менее десяти сюжетов одновременно. Звуки сливаются в общий гул из обрывков сводок информбюро, песен военных лет, рапортов, приказов и призывов. По длине зал разделен надвое вереницей минималистских объектов-композиций. На кирпичах уложены крышки для патронов. На них стоят лампы в закопченных абажурах, напоминающих гигантские самокрутки. Свет падает на фотографии военных лет с документацией выступлений артистов. Среди запечатленных удалось, например, разглядеть бреющегося перед выступлением Сергея Михалкова. Подписи к фото наклеены на стоящих рядом с каждой лампой консервных банках из армейского пайка. На экранах показывают хроники выступлений фронтовых бригад, хор, поющий на фоне декорации с почти античными колоннами, которые по окончании песни вдруг опускаются на зрителя и оказываются стволами гигантских артиллерийских установок, передачу Театром Вахтангова самолета советскому фронту, торжественные речи, работу военных фотографов, изготовление наградного оружия, учения в рамках НВП... Художник-концептуалист Сергей Мироненко признается, что желал приблизить восприятие своей видеоинсталляции к «состоянию, близкому ко сну или, если хотите, к взгляду на потусторонний мир». Вышло. Стерильное техницистское пространство. В полутьме светится ряд похожих на микроскопы настольных ламп. На стенах калейдоскоп из кинокартинок. В ушах шелестит аудиофон военного времени. Очень стильно. И очень остраненно. Бывшая для многих поколений незарубцевавшейся раной война оказалась темой концептуального исследования. В частности, о восприятии времени и пространства, связанных с ними диахронном и синхронном понимании Истории. Обращаясь к лингвистической теории Фердинанда де Соссюра, мы вправе предположить, что мироненковская «лабораторная» инсталляция о второй мировой отметила смену вех в коллективном сознании, от синхронической модели (когда память и язык собирают элементы в единую систему и «чужое» все еще «свое») к диахронической (когда язык и память не упаковывают элементы в целое, когда появляется понятие исторической дистанции и бывшее «своим» начинает восприниматься далеким, «чужим»). В принципе подобный рафинированный интеллектуальный проект украсил бы международный фестиваль современного искусства формата биеннале. Тактичен ли он по отношению к общей памяти? Ответ утвердительный хотя бы потому, что выставка сделана в оппозиции к дежурным юбилейным программам, -- на языке сегодняшнем, с учетом психологии восприятия людей XXI века. Если официозные выставки о войне атрофируют восприимчивость до полной амнезии (беспамятства), то концептуальный ракурс темы в оценке истории дает надежду анамнезиса -- пробуждения памяти архетипической.

Газета.ru

2005-05-14

http://www.proektfabrika.ru/press.php?nid=7

Военные будни и военные галлюцинации

Велимир Мойст

            Торжества по случаю 60-летия Победы чем-то напоминали ковровую бомбардировку – укрыться было практически невозможно. Пожалуй, сетовать не на что: по-другому и быть не могло. Как всякая война есть продолжение политики экстраординарными средствами, так и любое всенародное празднество отражает рутинное положение дел. Какую культурную программу заслужили, такую и получили. Теперь, когда кульминация позади, начинает казаться, что не так уж все и прискорбно. Ветеранов уважили, домохозяек растрогали, подрастающему поколению ввели овердозу исторической памяти, а всем прочим по-любому не угодишь, пережили – и ладно. Впрочем, попытки отметить юбилей неказенным образом время от времени возникали и даже до сих пор не оставлены. Одну из них представляет «Проект Фабрика» – сравнительно новый выставочный зал, разместившийся в бывшем производственном цехе. Здешняя выставка «Искусство на войне» позиционируется как «инициатива снизу» и противопоставляется валу официоза. Альтернативной формой избрана инсталляция: 9 видеопроекций и 20 фотографий демонстрируются в едином пространстве, что должно приводить в зрителя в «состояние, близкое ко сну». Для пущей психоделики клипы, смонтированные из кинохроники военных лет, крутятся в замедленном режиме на белых простынях – это еще и декорационный момент, намек на стилизацию. Фотографии расположены под ногами, на постаментах из битого кирпича, и освещены тусклыми лампочками с абажурами a-ля «фронтовая газета». Тема, как и положено сновидению, несколько расплывчата: вроде бы речь об агитбригадах, о культуре военно-полевого образца, но картинки – и движущиеся, и статичные – постоянно уводят куда-то в астрал. В принципе эффект полусна-полуяви достигается, только не слишком ясно, для чего он нужен. Ждешь катарсиса, а тот не наступает – именно как во сне, когда нечто назревает и никак не случается. Вполне возможно, впрочем, что подобное состояние зрителя и есть конечная цель всего зрелища. Более традиционно обошелся с визуальными документами военной поры Московский дом фотографии. Все залы на Остоженке отданы сейчас выставке под названием «1418 дней» – надо полагать, расшифровка не требуется. Здесь же прошла презентация одноименного альбома издательства «Интеррос» – увесистой антологии фронтовой фотографии, где в качестве текстового сопровождения даны выдержки из сводок Совинформбюро. С текстами решено концептуально: все сводки датированы, и можно отыскать сообщения, касающиеся любого дня Великой Отечественной. Фотографии выбраны по вкусу, среди них немало хрестоматийных, но есть и совершенно неизвестные. Значительной частью этот набор совпадает с экспозиционным рядом в МДФ, только на выставке кадры расфасованы по разделам – «Начало», «Битва», «Оборона» и т. п. Тут уж никакой психоделики, сплошная суровая правда. Разумеется, отсутствие игровых моментов лишало кураторов маневра, да и от зрителей требуется определенная сосредоточенность, чтобы не выпадать из заданных контекстов. В общем-то извечная дилемма: если преподносить войну через аттракцион, будет неадекватно, а если держаться пафосной серьезности, выйдет не слишком увлекательно. Универсального рецепта насчет того, как надо, не существует. Разве что от обратного: достаточно было примеров того, как не стоило бы. Хотя подобным размышлениям все равно суждено законсервироваться – как минимум на год. А там все сценарии опять так или иначе воспроизведутся. Или нет? «Искусство на войне». В выставочном зале «Проект Фабрика» (Переведеновский пер., 18) до 20 июня. «1418 дней». В МДФ (Остоженка, 18) до 6 июня.