Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   АртМосква - 2007

   Curators :

   16.05.2007

   20.05.2007

   

            11 Международная художественная ярмарка АРТ МОСКВА пройдет в Центральном Доме Художника с 16 по 20 мая 2007 года. Каждую весну с 1996 года этот форум современного искусства собирает весной галеристов, кураторов, критиков, теоретиков, искусствоведов, художников, ценителей и коллекционеров современного искусства со всего мира и становится центром культурной жизни столицы.

            В 2007 в ярмарке примут участие 73 галереи из 15 стран мира - России, Италии, Германии, Франции, Нидерландов, Австрии, Венгрии, Латвии, Великобритании, Люксембурга, Швеции, США, Финляндии, Украины и Сербии. Традиционно на стендах участников будут представлены произведения как классиков мирового современного искусства, так и самых актуальных художников последних лет.

            В этом году на ярмарке, помимо уже зарекомендовавших себя на международной арт-сцене галерей, будут представлены и молодые, начинающие институции, которые, тем не менее, уже успели проявить себя в разнообразных художественных проектах. «Зона молодых» представлена такими галереями как «Цех» и «Киев Файн Арт» (Киев), а также «Glance» (Милан), «RX» и «Studio MAC» (Париж).

            АРТ МОСКВА выходит на мировой уровень по организации мероприятий вокруг основного события, презентаций, дискуссий и неформальных встреч, создавая комфортную и креативную среду, способствующую обмену опытом и рождению планов на будущее. Ярмарка традиционно делает ставку не только на коммерческую часть, но со всей ответственностью выполняет и культуртрегерскую функцию. С каждым годом ее некоммерческие проекты набирают вес и претендуют на музейное качество.

            В 2007 году в рамках ярмарки будет реализована обширная сопутствующая программа художественных мероприятий. Следуя международному опыту, АРТ МОСКВА открывает новый проект для работ, размеры или техника которых не позволяют экспонировать их в формате стендов художественной ярмарки. Проект «Не формат» призван изменить практику экспонирования произведений исключительно на стенде, и предлагает галереям альтернативную платформу для их показа.

            В программу ярмарки 2007 войдут: цикл лекций по инвестициям в искусство, персональная экспозиция победителей национальной премии в области современного искусства «Черный квадрат», выставка из частного собрания Александра Смузикова, программа перформансов французского художника Тристана Фавра и русских художников Ивана Разумова и Дмитрия Файна. Помимо этого, параллельная программа ярмарки объединит и различные художественные мероприятия, которые откроются на других выставочных площадках Москвы.

Участники:
AMTGallery (Милан, Италия), AnnaNovaArtGallery (Санкт-Петербург, Россия), AsaArtGallery (Санкт-Петербург, Россия), AtelierKarasGallery (Киев, Украина), BereznitskyGalleryKiev-Berlin (Украина/Германия), VolkerDiehlGallery (Берлин, Германия), BurkhardEikelmannGallery (Дюссельдорф, Германия), ForsblomGallery (Хельсинки, Финляндия), Gallery 45 (Николаев, Украина), GaryTatintsianGalleryInc (Москва, Россия), GlanceGallery (Турин, Италия), HausSchneiderUschiKolbGallery (Карлсруэ, Германия), HousesofArt (Гаага, Нидерланды), ImageFuriniArteContemporanea (Ареццо, Италия), IraguiGallery(Париж, Франция), KareninaGallery (Вена, Австрия), KievFineArt (Киев, Украина), KnollgalleryVienna-Budapest (Австрия/Венгрия), Lumas (Кельн, Германия), GalleryD'Luxemburg - Nosbaum&RedingArtContemporain (Люксембург), StudioMac (Париж, Франция), MarkHachemGallery (Париж, Франция), NoahGallery (Аугсбург, Германия), NTArtGallery (Болонья, Италия), GAMGalleryObrist (Эссен, Германия), OrelArtGallery (Париж, Франция), PackGallery (Милан, Италия), PaperworksGallery (Москва, Россия), PartnerProjectGallery (Москва, Россия), pop/off/art (Москва, Россия), RamRadioartemobile (Рим, Италия), RavenscourtGalleries (Лондон, Великобритания), RebeccaHossackGallery (Лондон, Англия), RigaGallery (Рига, Латвия), LeonhardRuethmuellerContemporaryArt (Базель, Швейцария), RXGallery (Париж, Франция), SchuebbeProjectGallery (Дюссельдорф, Германия), StefanStuxGallery (Нью-Йорк, США), VPStudio (Москва, Россия), WAM(Москва, Россия), WetterlingGallery (Стокгольм, Швеция), XLGallery (Москва, Россия), ZvonoGallery (Белград, Сербия), Айдан Галерея (Москва, Россия), АртСтрелка Projects (Москва, Россия), Галерея Арка (Владивосток, Россия), Галерея Вместе (Москва, Россия), Восточная Галерея (Москва, Россия), Галерея Елены Врублевской (Москва, Россия), Галерея Марата Гельмана (Москва, Россия), Галерея Герцева (Москва, Россия), Галерея Глаз (Москва, Россия), Галерея ABC (Москва, Россия), Галерея Д137 (Санкт-Петербург, Россия), Галерея Полины Лобачевской (Москва, Россия), Галерея Ханхалаев (Москва, Россия), Е.К.Артбюро (Москва, Россия), Галерея Ковчег (Москва, Россия), Крокин Галерея (Москва, Россия), Галерея Марины Гисич (Санкт-Петербург, Россия), Галерея М'АРС (Москва, Россия), Галерея Пан-Дан (Москва, Россия), Первая Галерея (Махачкала, Дагестан), Риджина (Москва, Россия), Галерея Роза Азора (Москва, Россия), Руартс (Москва, Россия), Галерея Дмитрия Семенова (Санкт-Петербург, Россия), Галерея Стерх (Сургут, Россия), Галерея Триумф (Москва, Россия), Галерея Файн Арт (Москва, Россия), Галерея Цех (Киев, Украина), Якут Галерея (Москва, Россия).

            В рамках Международной художественной ярмарки АРТ МОСКВА запланировано проведение ряда специализированных мероприятий (подробнее – в программе ярмарки) а также выставок и специальных проектов.

            Коммуналка.7 известных российских художников в течение работы ярмарки разделят одно жилое помещение. За время совместного проживания они будут должны выполнить серию стимулирующих задач, предназначенных для того, чтобы освободить их творческие ресурсы и личность. Несколько дней они будут отрезаны от мира в наиболее подходящем для художников пространстве – в здании Центрального Дома Художника. Как и в любом уважающем себя реалити-шоу, жителей «Коммуналки» будут посещать знаменитые гости, а строгое жюри (в том числе состоящее из посетителей ярмарки) будет ежедневно определять «кто из обитателей должен покинуть проект».

            Шаргород. Первый десант. Выставка демонстрирует избранные произведения, созданные на международном Фестивале современного искусства «Арт-Местечко. Шаргород», проходившем в августе 2006 года на Украине, в небольшом провинциальном городе Шаргород. Фестиваль интересен, прежде всего, жанром, который можно обозначить как «жанр художественного десанта». Он принял интересную новую форму уличного фестиваля, в рамках которой жители города невольно становились и зрителями, и субъектами современного искусства. В этом смысле явление – Шаргородский фестиваль – далеко вышло за границы привычной и надоевшей «выездной выставки», а стало проявлением нового варианта, или вернее – нового формата паблик–арта, который содержал в себе смелую попытку осмыслить и оформить содержание провинциальной городской среды, непривычной для актуального столичного искусства.

            Мания Игоря. Глюкля и Цапля. Проект «Фабрика НайденныхОдежд». Участницы группы «Фабрика Найденных Одежд», питерские художницы Глюкля и Цапля, в 2007 году стали победителями национальной премии в области современного искусства «Черный квадрат». Их фильм «Три матери и детский хор» по-настоящему задел большинство из членов жюри. Эстетика телевизионного документализма, успешно разоружившая, если не уничтожившая, не одно произведение искусства в последние годы, в этом произведении была преодолена ради высокой театральности, благодаря чему искусство сохранилось. В своем новом проекте «Мания Игоря», которые Глюкля и Цапля представляют на АРТ МОСКВЕ, художницы продолжают работать с эстетикой документализма. Глюкля и Цапля: «Эта выставка является портретом заблуждения. Заблуждения по поводу того, что равенства в отношениях между людьми нет. Нет понимания, нет радости узнавания себя в другом и радости понимания отличия, нет справедливости и нет любви. Подобный кошмар посещает всех нас время от времени, всех нас живущих на земле, когда мы забираемся в угол, собственноручно запираем свою комнатку на ключик, откуда движение в сторону бессмертия становиться невозможным».

            Beyondthesound/За звук Проект представляет результат работы художника Юрия Календаревас «гранитом, environmentalart и световыми проектами, - SoundPlates (Звуковые плиты). Визуальность самой скульптуры становится в проекте несущественным аспектом по сравнению с "hiddenvoice", тайным голосом звучащей скульптуры. В определенном смысле эти звуковые скульптуры являются "устройствами" чтобыапектом ится здесь слушать тишину. Их сущность выходит за Звук и взаимодействие людей с ними расширяет сознание».

            And Just Enjoy Being/Мясо Инсталляции и перформансы французского художника Тристана Фавра и русских художников Ивана Разумова и Дмитрия Файна представляютвзаимодействие между скульптурной композицией и звуковом процессом. Проект Тристана Фавра представляет сотню декоративных тарелок, иллюстрирующих массовую культуру во Франции. Тарелки представляют из себя идеальную основу для того, чтобы показать вкусы определенного общества. Они также являются способом сохранить дорогое изображение из-за своего декоративного стиля и исторического аспекта, показателем политических убеждений, а также сувениром, хранящим воспоминания.





   Авторы






   Произведения






   Каталоги






   Публикации


Время новостей

2008-05-18

http://www.vremya.ru/2007/83/10/178244.html

Недешевенько и густенько

Сергей Хачатуров

            Современное искусство сегодня в большом почете. Одиннадцать лет назад, во время первой "Арт-Москвы", существовавшей на правах экспериментальной модели не существовавшего еще рынка, несколько галерей продавали работы художников по ценам, за которые сейчас не купишь их же почеркушки на ресторанных счетах. А общая выручка первой "Арт-Москвы" равнялась приблизительно нынешней цене на солидную работу модного тандема Дубосарский-Виноградов. Времена изменились. Вкладывать деньги в искусство теперь выгодно. Подготовленная компанией "Экспо-Парк. Выставочные проекты" и региональным общественным фондом поддержки художественных проектов "Арт-Москва", нынешняя ярмарка убеждает перфекционизмом многих галерейных экспозиций, предлагающих купить искусство качественное и дорогое. Имидж "Арт-Москвы" сегодня мало отличим от ее сестер в респектабельных городах Европы и Америки. Галерей из ближнего и дальнего зарубежья нынешним маем добрая половина. И здорово, что ярмарка до сих пор не утратила энергию экспериментального проекта: она обрамлена некоммерческими программами, благодаря работе экспертного совета из лучших специалистов в области contemporary art она стимулирует творческое отношение к участию как у художников, так и у галеристов. Сегодняшняя "Арт-Москва" просто отличная художественная выставка с парадом звезд, от российских до зарубежных, таких как Микеланджело Пистолетто, Янис Кунеллис, Тони Мателли...

            Мониторинг цен на искусство этого года, возможно, огорчит в сравнении с еще совсем недавним прошлым. Дорожает все стремительно. Изучая прайс-листы на живопись и масштабные инсталляции известных российских галерей XL, "Айдан", "Роза Азора", "Риджина", "АРТСтрелка Projects", "Ковчег", Гари Татинцяна, а также киевской Fine Art, позволю сделать следующее наблюдение: искусство активно работающих мэтров из России и Украины пока еще допустимо приобрести по цене в пределах 10-15 тыс. у.е. Своеобразный рекорд установила живописная инсталляция Николы Овчинникова с имитацией музейной экспозиции русского авангарда, словно увиденной в сильно искажающий пропорции объектив. За стену такой живописи галерея просит 84 тыс. у.е. Работы российских звезд восьмидесятых стоят очень дорого: творения Семена Файбисовича галереей "Риджина" продаются по цене до 40 тыс. Поколение становится музейной историей. Работы западных звезд (уровня Тони Мателли и Вика Муниса) в галерее Гари Татинцяна предлагаются за суммы, исчисляемые уже не десятками, а сотнями тысяч у.е.

            Молодое российское и украинское искусство можно еще купить по щадящим ценам, от 1,5 до 5 тыс. у.е. за картину. Правда, бывают исключения. Огромная имитирующая пиксельные зазубрины картина Натальи Стручковой, чья живопись имеет коммерческий успех на международных ярмарках, галереей "Риджина" оценивается аж в 35 тыс. у.е.

            Некоммерческие проекты достойны отдельного разговора. Один из них посвящен новой биеннале в местечке Шаргород на Украине. Другой, подготовленный объединением М'АРС и куратором Антонио Джеузой, пародирует реалити-шоу формата "Дом-2" и "За стеклом". На все время работы ярмарки семь звезд современного российского искусства (среди них Сергей Шутов, Диана Мачулина, Елена Ковылина, Антон Литвин) будут жить в одной комнате, заниматься решением творческих проблем и испытывать друг у друга нервы на прочность. Кто самый креативный и психически устойчивый, решит жюри в конце ярмарки.

            Отдельный бонус – персональные экспозиции на коммерческих галерейных стендах. Совершенно восхитительной получилась авторская выставка фотографий Владислава Ефимова об антикварной точке зрения на бытовую технику давнего прошлого. Она подготовлена сравнительно молодой лондонской галереей Ravenscourt, второй год успешно участвующей в "Арт-Москве" с проектами российских художников.

            О специфике работы в российских ярмарках современного искусства "Времени новостей" рассказала хозяйка галереи XL Елена СЕЛИНА.

- Лена, "Арт-Москва" сегодня такая успешная и аттрактивная не в последнюю очередь благодаря вашему деятельному участию в нашем артпроцессе на всех его крутых виражах. Умение железную коммерческую хватку сочетать с готовностью быть миссионером-культуртрегером – обязательное для успешного галериста качество?

- Да. Конечно. Если ты открываешь галерею, необходимо учиться мыслить творчески. Легче всего завесить комнату картинами Дубосарского-Виноградова и их многочисленных эпигонов. Только это скучно и даже стратегически неверно. Галерея должна обновлять кровь и стимулировать у зрителя-покупателя новый интерес к нераскрученным еще видам, формам, жанрам. Вот для меня важны сегодня новые технологии, преодолевающие традиционные стереотипы о том, что такое инсталляция, картина, скульптура. Я с удовольствием выставляю мультимедийное искусство Аристарха Чернышева, Алексея Шульгина. А рядом с ними уже совсем иначе, интересно смотрится классический Пивоваров или Мамышев-Монро. Новые манки появляются; и посетителю, и мне интересно!

- Может, неумение творчески мыслить – причина того, что новых галерей на "Арт-Москве" в частности и в Москве вообще появляется не так-то много...

- Согласна. Проблема еще и в том, что новых художников мало. А признанные уже выбрали себе партнеров.

- Уровень представленного в этом году искусства в разных галереях высокий?

- Ровный уровень. В отличие от Айдан (галеристка и художница Айдан Салахова. – Ред.) не считаю, что качество как-то особо повысилось в сравнении с прошлым годом. Меня лично немного шокирует желание галерей биться за каждый квадратный сантиметр на отведенном им пространстве. Все очень густенько упаковано.

Коммерсантъ

2007-05-25

http://www.kommersant.ru/

«Арт-Москва» закрылась на высоких оборотах

            В Москве завершилась 11-я ярмарка современного искусства "Арт-Москва". Разменяв второй десяток лет, она наконец-то обрела коммерческую стабильность. 67 галерей из 73 участвовавших наторговали на $4,5 млн, не считая резерваций. Об итогах ярмарки рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            Общая сумма продаж нынешней ярмарки оказалась ожидаемо рекордной. Общая прибыль ярмарки составила почти $10 млн, из которых $4,541,5 млн составляют продажи, и еще $4,826 млн – зарезервированные работы (в прошлом году общая сумма продаж составила $3,15 млн, а резервации – $1,27 млн). Несмотря на рост цен на выставочные стенды, конкурс на участие в нынешней ярмарке составлял примерно три претендента на место: из 220 заявок совет ярмарки отобрал 73. По словам директора "Экспо-парка" Василия Бычкова, в этом году ярмарка впервые стала прибыльной для ее организаторов.

            Почти половину участников московской ярмарки составляют иностранные галереи как из дальнего, так и из ближнего зарубежья: особенно ощутимо на нынешней ярмарке было украинское присутствие (впрочем, две из украинских галерей оказались в числе шести несчастных, которым не удалось продать ничего). Но вообще гости в нынешнем году продали даже больше, чем хозяева. Совокупная доля прибыли иностранных галерей составила 55% ($2029,5), русских – 45% ($2512), при этом соотношение продаж русского искусства и иностранных художников можно оценить приблизительно как 60% и 40%.

            В число лидеров среди западных галерей попали завсегдатаи московской ярмарки Hans Knoll Gallery (Вена-Будапешт), предлагавшей в том числе скульптуры британского классика Тони Крэгга, знакомого московской публике по выставке, проходившей два года назад в ЦДХ, берлинская Volker Diehl Gallery, чьими звездами на ярмарке были российские авторы – Алексей Калима и "Синие носы", стокгольмская галерея Wetterling, привозящая не надоедающую местным покупателям международную классику 60-х – Роберта Раушенберга, Фрэнка Стелу и наследующего традициям поп-арта Джулиана Опи.

            В число самых успешных гостей также попала нью-йоркская галерея Stefan Stux, представившая только одного художника, а именно американского гиперреалиста одесского происхождения Шимона Окштейна, чья персоналка открылась во время ярмарки в московском ЦСИ М'АРС. А возглавила список самых успешных зарубежных галерей хельсинкская Forsblom, приехавшая на московскую ярмарку впервые. Стенд этой галереи украшали международные звезды на любой вкус – Георг Базелиц, Маркус Люперц, Питер Хелли, Тони Урслер. Однако, как сообщили на стенде, лучше всего продавался довольно молодой финский художник HC Berg, автор эффектных и откровенно декоративных пространственных композиций в стиле этакого компьютеризированного оп-арта.

            Десятку лидеров среди российских участников в этом году возглавила Айдан-галерея, продавшая чуть ли не все представленное на стенде – и один из обтянутых сафьяном автомоторов Оксаны Мась, и панно из искусственных ногтей от Елены Берг, и ремейк классического соцреалистического полотна Гелия Коржева "Поднимающий знамя", в котором по воле художника Александра Савко участвует Человек-паук: видимо, покупатели "Арт-Москвы" неравнодушны к кинопремьерам. А к другому ремейку – инсталляции Николы Овчинникова, перерисовавшего одну из первых выставок Малевича, но как бы увиденную сбоку, приценивался отель "Балчуг".

            За Айдан-галереей следуют Якут-галерея и галерея "Триумф", представившие совместный стенд, но заработавшие на два места в рейтинге. Их общая экспозиция, в которой участвовали в том числе АЕС, Алексей Беляев-Гинтовт и сам Александр Якут в качестве художника, была выдержана в гламурной военно-патриотической эстетике. Востребованной оказалась и эстетика питерских неоакадемистов, обеспечившая место в первой десятке петербургской галерее Д 137. Среди лидеров по-прежнему присутствуют ведущие московские галереи "Риджина", XL и галерея Гельмана (продавшая в том числе и бронзовых совокупляющихся Микки-Маусов Александра Косолапова).

            Успешной неожиданно оказалась и галерея Partner Project, на стенде которой было всего помаленьку – Сергей Шаршун и Ольга Солдатова, Оскар Рабин и Георгий Пузенков, Владимир Янкилевский и даже чешский фотограф Ян Саудек, но не было решительно никакой выставочной концепции. Замкнула десятку лидеров галерея "Роза Азора", распродавшая чуть ли не все представленные на ярмарке минималистские абстрактные полотна Алены Кирцовой. Причем две работы купил в свою коллекцию Дойче-банк. А вот лидер прошлой ярмарки – галерея Гари Татинцяна на этот раз не попала даже в первую десятку, несмотря на роскошную экспозицию и несколько проданных работ.

Московские новости

2007-05-25

http://www.mn.ru/issue.php?2007-20-51

Стремительно дорожаем

Юрий Арпишкин

            В Центральном доме художника проходит одиннадцатая ярмарка современного искусства "Арт-Москва"

            Единственная российская ярмарка современного искусства с каждым годом приобретает все большую и большую респектабельность. В тех же примерно пропорциях, что культивирует в себе европейский лоск само актуальное искусство России. Одиннадцать лет назад "Арт-Москва" начиналась как своего рода экспериментальный проект, резвости мужающих мастеров инсталляции и перформанса воспринимались скорее как модная экзотика. Продавались их работы лениво и довольно дешево, никакого рынка не было и в помине. Произведения современного искусства продавали несколько галерей откровенно случайным покупателям и, как правило, в нагрузку к чему-нибудь экономически надежному. Зафиксированная официально общая выручка первой "Арт-Москвы" равнялась приблизительно нынешней цене на какую-нибудь одну вещицу. И вот все теперь не так. Вкладывать деньги в современное искусство теперь, что называется, принято. Растут ряды коллекционеров и других, не столь последовательных любителей. Внешне "Арт-Москва" уже почти не отличается от европейских или даже американских аналогов. Не случайно в ней все охотнее участвуют галереи из ближнего и дальнего зарубежья. Теперь проблема другая: как сохранить то, что на пряном обозревательском языке именуется "национальными особенностями". Сегодня они более или менее отчетливо выражены в некоммерческих программах, сопровождающих основную экспозицию. Там до сих пор находится место каким-то поискам новых смыслов и нового языка. В сущности, без этих поисков идея "Арт-Москвы" теряет всякий смысл, выхолащивается.

            Что же касаемо сугубо ярмарочной части, про нее, повторим, ничего такого не скажешь. Показатели повышаются, все стремительно дорожает. Прайс-листы известных российских галерей – XL, "Айдан", "Роза Азора", "Риджина", "Ковчег" – свидетельствуют, что работы мэтров в среднем достигают цены в 10-15 тыс. у. е. Уже был отмечен рекорд художника Николы Овчинникова, пародийно изобразившего музейную экспозицию русского авангарда. Ее торгуют за 84 тыс. у. е. Проверенные художественные кадры 70-80-х, вроде Семена Файбисовича, продают свою хорошо знакомую продукцию примерно тысяч по 40. Цены же на работы западных звезд (например, Тони Мателли и Вика Муниса) исчисляются уже не десятками, а сотнями тысяч. Стенд Крокин-галереи привлекает внушительных размеров механической головоломкой-пирамидой. Адскую машину из алюминия собрал скульптор Кирилл Александров. В экспозиции галереи "АРТСтрелка Projects" запоминается кресло дизайна a la 60-е – вместо матерчатой обивки обивки художник Сергей Воронцов обшил его мозаикой с портретом космонавта Гагарина в скафандре. На стенде "Риджины" обосновалась целая свора поролоновых собак, вырезанных Сергеем Шеховцевым. Они обнюхивают поролоновый же банкомат (мягкие игрушки стоят по $10-15 тыс.).

            Некоммерческие проекты достойны отдельного разговора. Один из них посвящен новой биеннале в местечке Шаргород на Украине. Другой, подготовленный объединением МАРС и куратором Антонио Джеузой, пародирует реалити-шоу, похожие на "Дом-2" и "За стеклом". Из сопроводительных аттракционов можно выделить один – семь звезд современного российского искусства (среди них Сергей Шутов, Елена Ковылина, Антон Литвин) будут жить в одной комнате, заниматься решением творческих проблем и испытывать друг у друга нервы на прочность. Кто самый стойкий психически, а также физически и творчески, решит жюри путем демократического голосования.

Газета GZT.RU

2007-05-19

http://gzt.ru/culture/2007/05/17/220007.html

В ожидании круглоголовых

Сергей Сафонов

            Дисциплинированные любители современного искусства явились в Центральный дом художника (ЦДХ) к четырем часам дня в среду – как и было указано в пригласительных билетах, которые в дни проведения "Арт-Москвы" становятся в столице твердой валютой. Билет можно купить и в кассе, но обладание так или иначе добытым фирменным кусочком глянцевого картона означает особую причастность к происходящему.

            За сутки до вернисажа залы ярмарки уже заполняла публика, изучавшая экспозиции на стендах не так внимательно, как это бывает при подобных обстоятельствах на европейских арт-форумах, но все же с заметным интересом к предмету. В списке участников нынешней "Арт-Москвы" много иностранцев – не номинальных, которые на заре существования арт-форума привозили экспонаты в портфеле или свернутыми в рулон и давали устроителям год от года положительную динамику "международности" их начинания, а всамделишных. Трудно сказать, рассчитывают ли участники из Франции, Германии или Финляндии (до Москвы добрались 34 иностранные галереи) на коммерческий успех в российской столице. Возможно, речь просто идет о строке в биографии. Но к показам они подготовились вполне основательно, даже если рассматривать лишь организационные усилия: в ЦДХ доставлены и крупноформатные картины, и скульптура.

            Другое дело, что гости не вполне представляют специфические обстоятельства местного художественного рынка – в частности, не надувают щек по поводу инновационности своих экспонатов и честно пишут цены прямо на этикетках. Скажем, на стенде немецкой галереи Lumas запросто можно узнать, что цена крупноформатных цветных фотографий может быть приблизительно в 10 раз меньше, чем работы сравнимых художественных достоинств на стендах у россиян. Квадратные пейзажи со стороной 60 см продаются по 200 евро, фото чуть более метра – по 380 евро, жанровые "обнаженки" не дотягивают до 600 евро за пару, и даже почти двухметровый отпечаток, на котором панорамно изображены многочисленные пляжные кабинки, чуть перевалил за тысячу евро. Это, впрочем, вовсе не означает желания иностранцев торговать в России исключительно по низким ценам: ранний живописный пейзаж французского дадаиста и сюрреалиста Франсиса Пикабиа (1879-1953), написанный в 1909 году, галеристы из Хельсинки оценили в 675 тысяч евро, а цена его же метровой полуабстрактной композиции, созданной в 1936-м, перевалила за миллион.

            Впрочем, арт-московская публика, даже если обладает такими деньгами, ориентирована на иной, новодельный репертуар. Год назад ярмарка отметила свое 10-летие, а теперь юбилей празднует экспертный совет, который был создан в 1997-м и усердно следит за чистотой рядов участников "Арт-Москвы". Будь работы Пикабиа, автора знаменитого высказывания о том, что "наши головы имеют круглую форму, чтобы мысли могли менять свои направления", предложены не зарубежными участниками, а какой-нибудь продвинутой российской галереей, можно было бы схлопотать и отказ. В отличие от Европы в Москве почему-то не принято смешивать modern art первой половины ХХ века и contemporary art его последних десятилетий. В России новейшая история искусств писалась в специфических обстоятельствах, даже в качестве ответа европейскому поп-арту у нас в свое время случился соц-арт. За время существования "Арт-Москвы" российское современное искусство проделало прихотливый путь от нонконформизма до офисного гламура. Впрочем, никто из экспертов такой эволюцией, кажется, не озабочен. Ну и ладно – до завершения работы очередной ярмарки осталось три дня.

Ведомости

2007-05-19

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/125908/

Искусство в ассортименте

Ольга Кабанова

            Первые лет пять своей жизни "Арт Москва" была похожа на ежегодную выставку современного искусства и ставила вопрос, как это искусство смотреть. Сегодня, открывшись в одиннадцатый раз, "Арт Москва" выглядит настоящей ярмаркой и отвечает на вопрос, как современное искусство продавать.

            Коммерческое искусство успешно отражает жизнь, то, что люди покупают, больше говорит о них, чем безоглядно высказанные в произведении личные муки художников, озабоченных вечно неразрешимыми проблемами. Так что ярмарка современного искусства – гораздо лучший индикатор общественных вкусов, чем выставка. По крайней мере вкусов тех, у кого есть средства искусство покупать.

            "Арт Москва", как любое ежегодное явление, приятна тем, что здесь все как всегда (постоянные участники арендуют одни и те же места), но всегда есть что-то новенькое. Для участников новеньким было повышение арендной платы. Директор компании "Экспо-парк. Выставочные проекты" – бессменного организатора ярмарки – Василий Бычков решил, что хватит работать себе в убыток. Повышение цен на состав участников не повлияло, все равно жюри выбрало только треть галерей из желающих. Избранные не оставили пустым Центральный дом художника.

            Для зрителей, регулярно посещающих "Арт Москву", новенькими были разные мелочи. Например, самые популярные наши художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский были представлены очень скромно, а не на каждом втором стенде, как бывало раньше. Московская галерея Paperworks торговала их рядовыми и не новыми портретами девушек за $12 000. Лет пять назад за эти деньги можно было купить более интересные большие картины арт-дуэта. На стенде Галереи Марата Гельмана приятно было увидеть новые скульптуры Александра Косолапова. Его прежние герои, бронзовые супруги Микки и Минни Маус, перестали стоять в позе рабочего и колхозницы и занялись сексом. Они завязали с идеологией и повернулись попами к коммерции. Смысл из произведений ушел вместе с политикой, цена ($35 000) не пострадала.

            Местами "Арт Москва" видится западной ярмаркой. Например, финская Forsblom Gallery привезла отменную и разнообразную коллекцию с классиком Георгом Базелицем, модной звездой Тони Орслером (один из "пузырей" которого стоит 90 000 евро), эффектными и элегантными объектами малоизвестного, но привлекательного Эйч Си Берга ($6000). Эта же галерея выставляет картины на жести Ирины Затуловской, которые, так же как и все в жизни и в искусстве, дорожают на глазах (11 000 евро). За ту же цену, что у финнов, Тони Орслера можно купить и на стенде московской Галереи Гари Татинцяна, выстроившего свою экспозицию тоже по-западному свободно. Так же поступила Галерея XL, представившая по одной работе каждого из своих художников. Ее директор Елена Селина уверена, что стенд на ярмарке – не прилавок, а лицо галереи. Но большинство участников ярмарки так не считают.

            Авторитетный эксперт в области современного искусства Екатерина Деготь в беседе с корреспондентом "Ведомостей" сказала, что нынешняя "Арт Москва" кажется ей не такой коммерческой, как прошлые, но все равно по сравнению с западными ярмарками здесь мало искусства, не оглядывающегося на рынок. И привела слова своей студентки, удивлявшейся, что художники работают на сегодня и ничего не делают для завтра. Объяснить такое положение нетрудно. Отечественный рынок современного искусства возник недавно и, как всякий молодой рынок, на перспективу не работает. Начинающий покупатель, в отличие от серьезных коллекционеров (таких, как Александр Смузиков – часть его превосходной коллекции открывает ярмарку – или Пьер Броше, который выставил свое отменное собрание в Московском музее современного искусства), ориентируется при любой дорогой покупке на раскрученные марки (имена художников), моду своего круга и предпочитает дорогое дешевому. А раз у нашего арт-рынка есть свои особенности, значит, они должны быть и у наших художественных ярмарок.

            Эти особенности заметны на стенде "Айдан галереи". Самые привлекательные объекты здесь – два "Клапана ягуара" (ценой в $60 000) Оксаны Мась, модели автомобильных двигателей, обтянутые красной и золотой кожей. Незаменимая вещь для интерьера обладательницы коллекции очень дорогих сумочек. Если добавить к ним два панно Анны Берг, составленные из накладных ногтей, то всем будет видно, что жизнь хозяйки этих произведений удалась. В них есть ирония, но гламура больше.

            Но время работает на искусство. Увлечение брендами проходит, привычка покупать делает людей искушенными и свободными. Для таких, свободных, на "Арт Москве" есть выбор. Можно купить замечательную медитативную живопись Алены Кирцовой (галерея "Роза Азора"), трогательную "Дачу" Александра Бродского (у Гельмана) или за сотню-другую долларов приобрести хорошую тиражную современную фотографию (галерея Lumas). А для тех, кто приходит на ярмарку не покупать, а посмотреть, приготовлен аттракцион "Коммуналка". Семь художников все дни работы "Арт Москвы" (до 20 мая) будут жить и работать в огороженной стеклом комнате на глазах у любителей реалити-шоу.

Газета.Ru

2007-05-19

http://www.gazeta.ru/culture/2007/05/16/a_1696652.shtml

Русский аттракционизм

Хаим Сокол

            На 11-й ярмарке "Арт-Москва" можно увидеть Ксению Собчак, лифт для вампиров, художников за стеклом, много джипов и плохой живописи.

            Об очередной, уже 11-й по счету Международной художественной ярмарке "Арт-Москва" можно сказать словами героини видео-проекта Маши Ша "Кому оно надо?": "Это шо-то такое нереальное. Наверное, так сразу не скажу, шо такое искусство".

            Накануне официального открытия был устроен специальный VIP-показ, после которого можно сказать, что "Арт-Москва" – это то же искусство, только для крутых пацанов. Вокруг ЦДХ выстроились джипы всех мастей (хотя "Хаммеров" не было), как будто братва собралась на стрелку. По залам гуляла в вечернем платье Ксения Собчак и другие VIP-барышни, официанты разносили вино, по этажам бродили то ли пьяные художники, то ли их тени. Вообще, все это очень напоминало великий пир у Сатаны. Бесконечные коридоры в массе своей плохой широкоформатной живописи на тему "секс, спорт, политика" от 73 галерей из 15 стран и монотонная, бьющая по ушам музыка.

            У входа стояла железная инсталляция Юрия Ковалева "Sound Sculptures", издающая низкие звуки гонга или колокола. На втором этаже лежали безымянные и бесхозные гигантские гробы со всякими приспособлениями – множеством дверных ручек, стульчаком и даже мышеловкой. Один такой гроб лежал у лифта, на котором висела табличка "Перевозка людей строго запрещена".

            Очевидно, это был специальный лифт для чертей или вампиров.

            В другом месте художник из Уфы Ринат Волигамси представлял "Неофициальный альбом", в котором были собраны семейные фотографии Володи (Владимира) Ильича Ульянова с его братом-близнецом Сергеем Ильичом. Эдакий кошмарный советский вариант "Железной маски". Для усиления инфернального эффекта после гробов и клонов вождя питерские художницы Глюкля и Цапля в своем проекте "Igor's Mania" предлагали женщинам сфотографироваться верхом на мужчинах.

            Зато на самом верху, как и положено, располагался рай в виде арт-местечка Шаргорода и спец-проекта "Коммуналка". Проект Александра Погорельского и Николая Палажченко "Арт-местечко Шаргород" в соответствии с круглым названием перекатывается уже почти год с Винзавода на "Инновацию", а теперь докатился и до "Арт-Москвы". Здесь это оформлено в виде огромной, слегка нелепой инсталляции – как бы Шаргородские домики, напоминающие, скорее, пивные палатки, в которых и вокруг которых экспонируются фото и видео-проекты художников-участников этой экспедиции, среди которых Сергей Братков, Сергей Шабуров, Маша Ша, Алексей Каллима, Борис Михайлов, Юрий Шабельников, группа "ПГ" и другие.

            "Коммуналка" – пожалуй, самый громкий проект на этой "Арт-Москве".

            В нем участвуют семь московских художников, представителей разных поколений и стилей: Вика Бегальская, Владислав Уфимов, Елена Ковылина, Антон Литвин, Владислав Мамышев-Монро, Диана Мачулина, Сергей Шутов. Все они должны будут жить и что-то делать в специально отведенном пространстве в течение "Арт-Москвы" с 16-го по 20 мая. Экспертное жюри и публика будут решать, кто останется в коммуналке, а кто ее покинет. У объединения МАРС, организовавшего все это, очень своеобразное представление о советском быте. Трудно понять, почему это называется "коммуналка". По сути и по форме это, скорее, "Дом" или "За стеклом". Пространство оформлено вполне комфортно – икеевская мебель и коробочки, веселенькие занавесочки, микроволновка, компьютеры с выходом в интернет. На стене висит меню: "Бизнес-ланч. Мусс из копченого лосося с тостом и свежим помидором (40.40.10.10) или салат куриный с грибами и ананасом (130.5), или салат "Оливье" и т. д. Если уж коммуналка, тогда с алкашами, с больными стариками и орущими детьми, плохими запахами от жареной селедки и от мокрого белья.

            Но все это уже было, и некоторые художники, пробив потолок, улетели из своих коммуналок в космос. И сейчас они летают очень высоко.

            А так это просто очередной аттракцион, вряд ли имеющий шанс попасть в историю искусства. Но чтобы в этом убедиться, из настоящего надо попасть в будущее. А пока пишется история советско-русского искусства конца XX века. Известный критик и историк искусства Андрей Ковалев совместно с журналом и издательством WAM представили новый проект "Русский акционизм 1990-2000". Авторы собрали, классифицировали все архивные материалы, существующие на эту тему. Но главное, они создали из всего этого огромную интерактивную электронную базу, которую и выставляют. Первая часть этого проекта была посвящена русскому концептуализму. Альбом называется "Русский концептуализм. Золотая книга". Предполагается нынешнее издание озаглавить "Железной книгой".

            Вот так всегда в русском искусстве – все наоборот. Золотой век сменяется железным. И судя по этой "Арт-Москве", на смену им приходит русский аттракционизм и век каменный.

Московский комсомолец

2007-05-18

http://www.mk.ru/

Жертвы рояля

Марина Овсова

            В Центральном доме художника открылась 11 Международная художественная ярмарка "АРТ МОСКВА". 72 галереи из 15 стран мира – России, Италии, Германии, Франции, Нидерландов, Австрии, Венгрии, Латвии, Великобритании и т.д. представили на суд московских зрителей (и покупателей одновременно) произведения актуального искусства.

            На взгляд журналистов "МК" экспозиция, заполонившая все пространство ЦДХ (от вестибюля до потаенных уголков 3 этажа), получилась вполне респектабельной – без всяких там ужасов, кровищи, трупов детей и экологических катаклизмов. Впрочем, это не означает, что на ярмарке нет достойных вещей.

            Нашим корреспондентам удалось-таки найти покалеченных на ярмарке. Две уродливые фигуры с культяпками пали жертвой...рояля Стенберг, который прилетел прямо на головы несчастной латексной парочки, видимо, из космоса. Удар был такой силы, что рояль снес полголовы когда-то миленькой девчушке, оставив в мозгу изящную ножку (или биту?), и рассыпался почти в прах. Все эти щепки, ножки и исковерканные фигурки, составляющие инсталляцию "Couple" работы Тони Мателли, которые показывает на ярмарке галерея Гари Татинцяна, уже куплена и, видимо, войдет в основную экспозицию нового музея фонда "Екатерина" на Лубянке. Возможно, и там продолжится обсуждения типа "кому это нужно", но на ярмарке прозвучал лишь один "глас народа". Глас принадлежал известнейшему художнику и герою недавних венецианских биеннале Владимиру Кошлякову, который почти возмущался: "Где корчи, где страдания и боль?" Ответа не было, поскольку слушатели уже переключились на соседний стенд галереи "Глаз".

            Там, на фоне огромных ярких фотополотен Юлии Бочковой лобызались герои будущей биеннале – не менее яркие Андрей Бартенев и Юлия Мильнер (она же Бочкова). И здесь, как ни странно, было немало красных кружочков около снимков стоимостью по 3 тысячи у.е. Когда публика успела? Оказалось, что за день до открытия в ЦДХ устроили VIP-прием по всем законам жанра. Вечерние платья с бриллиантами, смокинги, паркинг, забитый эксклюзивными марками машин и сплошь персонажи светской хроники – от олигархов в лице Петра Авена до львиц в лице Ксении Собчак – теперь актуальное искусство достигло такого уровня. Модно, престижно и дорого – эту мысль вколачивали в головы обладателей толстых кошельков долгими годами и "Арт-Москва", и упертые аукционные дома. И добились-таки своего.

            Именно поэтому на ярмарке ощущался недостаток новизны. Большинство галерей на этот раз явно пошли на поводу достигшего высот потребительского спроса и занялись скорей тиражированием уже проверенных временем вещей, чем навязыванием публике новых вкусов и направлений. Айдан-галерея представила парафраз Николы Овчинникова на тему Малевича – своеобразный натюрморт на стенке из полутора десятков черных квадратов, крестов и т.д. У Гельмана – те же косолаповские Микки, только их много и все они спарены в позах Камасутры. Здесь же – картонное видео "Синих носов", где опять же маленькие человечки на дне коробки занимаются чем-то похабным. Беспроигрышный вариант предложила галерея Полины Лобачевской – звезды советского кино в проекте "Русский Голливуд". Скобцева, Макарова, Орлова, Ладынина – советские кинодивы помещены в невероятно блестящие оклады наподобие иконных. Говорят, Федя Бондарчук вознамерился было прикупить иконописное полотно своей мамы Ирины Скобцевой, но не успел – умчался на очередную съемку.

            А еще галеристы решили, что сейчас не до шуток. На ярмарке оказалось не очень много вещей по-настоящему ироничных, прикольных. Иронию на нынешнего президента мы нашли лишь на стенде "Риджины" – здесь за 4500 рублей можно прикупить портрет Путина на картоне в характерном черном берете и подписью "CHE Gevara", где буква "С" почти стерта. И хоругвь, где Владимир Владимирович предстает в образе Георгия Победоносца – в латах и, почему-то, сплошь в наколках, убивающего змия копьем с надписью "Газ". Уж здесь-то публика тормозилась обязательно, как и у инсталляции питерской галереи "Asa Art Group": пол устлан журналами с заголовком "Власть", над которым название работы – "Ходить можно". А из ноу-хау публику привлекли несколько вещей: скульптуры Адама и Евы работы Максима Ксуты на объединенном стенде Якут-галереи и Триумфа – объемные фигуры прародителей получены путем склеивания 26 толстых стекол, на которых в определенном порядке напечатаны тексты из Корана. И возможность посидеть на "среднерусской возвышенности" в павильоне "Арт-Стрелки" – в деревянный каркас кресла 60-х годов художники любезно подложили сиденья из...цельного камня.

            Впрочем, "Арт-Москва" по-прежнему не собирается отказываться от некоммерческих проектов. И их на ярмарке немало. О них – читайте в следующем номере "МК".

utro.ru

2007-05-18

http://www.utro.ru/articles/2007/05/17/648414.shtml

Единообразный арт-ком

Анна Линдберг

            В Центральном доме художника стартовала очередная ярмарка "Арт-Москва", которая, несмотря на активность организаторов Биеннале современного искусства и регулярные обвинения в неподобающей духу альтернативной арт-ярмарки гламурности, неуклонно продолжает "взрослеть" и расширяться. Как показывает элементарная статистика, основанная 11 лет тому назад, она растет и развивается в стремительном темпе: в 2004 г. в ней приняли участие 43 галереи, в 2005 г. – 53, в 2006 г. – 64. В 2007-м в ярмарке принимают участие не менее 73 галерей. Причем, поголовье иностранцев также неуклонно растет с каждым годом, и в нынешнем сезоне зарубежные кураторы изрядно потеснили наших: из вышеупомянутых 73 стендов российским участникам принадлежит всего 39. И в данном случае иностранные галереи оказались – увы! – чуть ли не единственной приманкой, которой может похвастаться экспозиция.

            По традиции, художники не делают специальных проектов для "Арт-Москвы" – как правило, галереи представляют самые удачные работы прошедшего сезона. Поздние полотна Рогинского и замечательные объекты Воронцова на космическую тему, лучшие образцы соц-арта от Косолапова и "вечные ценности", воспетые Виноградовым и Дубосарским, идиотские дешевки в виде портретов Путина и Чебурашки и стильный китч в виде переливающихся серебром и золотом, усеянных стразами изображений известных советских киноактрис, – как любой уважающий себя базар "Арт-Москва" предлагает товары на любой вкус и кошелек.

            Для тех, кто редко выбирается на выставки это прекрасный шанс составить себе представление о состоянии российского арт-рынка, но люди, серьезно интересующиеся современным искусством, едва ли найдут для себя что-то новое. По крайней мере, в коммерческой части "Арт-Москвы". Утешают лишь иностранные галереи. Нельзя сказать, что качество работ наших художников уступает зарубежным коллегам. Как ни странно, при всей внешней противоречивости, современное искусство в России кажется слипшимся в какой-то единообразный ком, так что даже произведения вечных оппонентов стали чем-то похожи, как прожившие много лет бок о бок, пусть и ненавидяще друг друга, старые супруги.

            Определенное чувство удовлетворенности оставляет внеконкурсная программа. На этот случай кураторы запаслись экспозицией "Современное искусство в частных коллекциях", скульптурно-звуковой композицией "Beyond the sound", инсталляцией Тристана Фавра и несколькими альтернативными проектами.

            В одном из самых занятных уголков экспозиции разместился проект "Мания Игоря" замечательных питерских художниц Цапли и Глюкли – нынешних победительниц "Мастерских "Арт-Москвы"". Проект посвящен Игорю Вихореву, фотографу-любителю, жившему в предвоенном Ленинграде. "Был он человеком необыкновенным, и ему даже пиво из ларька приносили на дом, – сообщают художницы. Женщины его любили, а он любил жену свою, красавицу. Он любил ее фотографировать на разных предметах, людях и на себе самом". С фотографий на зрителя действительно глядит волоокая красотка, удобно расположившаяся на различных особях мужского пола. Особи эти, в свою очередь, покорно стоят на четвереньках на полу, на земле и даже в снегу. А прозорливые Цапля и Глюкля предлагают все желающим парам повторить подвиг семейства Вихорева, сфотографировавшись в аналогичной позе, а заодно и проверить, как обстоят дела с проблемой равноправия полов в отдельно взятой ячейке общества.

            Прямо над головой питерских художниц расположились два не мене увлекательных проекта – "Коммуналка" и "Шаргород. Первый десант". В соответствии с генеральным планом куратора "Коммуналки", Антонио Джеуза, семь известных российских художников во время проведения "Арт-Москвы" будут делить одно жилое помещение в экспозиции ЦДХ, которое они, по правилам реалити-шоу, не имеют права покидать. По крайней мере, до тех пор, пока наблюдающие сквозь заплеванное стекло за креативным процессом зрители и жюри не исключат неугодных. Тем временем шаргородская экспозиция демонстрирует избранные произведения, созданные на международном Фестивале современного искусства "Арт-Местечко", которое также грозит превратиться в регулярную биеннале.

            Невзирая на все претензии, ярмарка "Арт-Москва" – чуть ли не единственное мероприятие, которое реально отражает состояние современного искусства на сегодняшний день. По крайней мере, когда речь идет о российских художниках. В конце концов, каждый экспонент платит за свой стенд кровные денежки и никто не отбирает "участников забега" по принципу художественной актуальности. Если в последние годы "Арт-Москва" медленно, но верно превращается в модный салон и не блещет оригинальностью, стало быть, таковы реальные тенденции российской культурной ситуации.

Коммерсантъ

2007-05-18

http://www.kommersant.ru/

«Арт-Москва»-товарная

            В Центральном доме художника открылась международная художественная ярмарка "Арт-Москва". Об ассортименте арт-товаров рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            В этом году "Арт-Москва", укрепившаяся в статусе ведущей российской ярмарки современного искусства, проходит в одиннадцатый раз и бьет собственные рекорды – на этот раз на нее приехали 72 галереи из 15 стран мира против 68 участников в прошлом. Но зато галереи-участницы на ярмарку приезжают теперь уже не столько показывать, сколько продавать искусство – так что никаких особых эстетических потрясений и сюрпризов здесь и не предполагается.

            Верными себе остаются главные отечественные хедлайнеры ярмарки, выставляющие своих постоянных авторов. XL-галерея представила вещи самых разнообразных жанров – объект от Ирины Кориной, живопись от Виктора Пивоварова, новомедийная "бегущая строка" от Аристарха Чернышева, но здесь нет почти ни одной незнакомой по выставкам работы. На стенде Айдан-галереи бросаются в глаза вопиюще роскошные объекты украинской художницы Оксаны Мась – настоящие детали от Jaguar и BMV, обтянутые ярким, алым или золотым, сафьяном. Приобрести предмет роскоши можно за $60 тыс. Тут же представлен новый проект Николы Овчинникова, который целиком воспроизвел одну из первых выставок Малевича. Эта инсталляция предлагается за $84 тыс. Есть ли желающие ее приобрести, пока неизвестно, а вот эротический мобиль Марины Беловой и Алексея Политова "Вечный двигатель", стоящий $12 тыс., вроде бы уже продан. Эротическая тема продолжается на стенде галереи Гельмана, где стоят бронзовые скульптуры классика соц-арта Александра Косолапова, представляющие совокупляющихся Микки-Маусов ($35 тыс.). На этом ярком фоне несколько меркнут отличные работы других постоянных авторов галереи ("Синие носы", Алексей Каллима, Дмитрий Гутов). На стене скрипит и кренится раскачиваемая электромотором картина Георгия Острецова, который на сей раз предпочел героям американских комиксов родного Волка из "Ну, погоди!".

            Стенд Крокин-галереи привлекает внушительных размеров механической головоломкой-пирамидой, напоминающей пресловутую шкатулку из "Восставших из ада". Адскую машину из алюминия собрал скульптор Кирилл Александров. В экспозиции галереи "АРТСтрелка Projects" запоминается трогательное кресло дизайна 60-х годов – только вместо мягкой обивки художник и музыкант Сергей Воронцов обшил его настоящей мозаикой с Юрием Гагариным. А на стенде галереи VP-studio можно увидеть новые произведения одного из самых ярких художников 90-х – Сергея Волкова. После долгого кризиса он вновь вернулся к работе и продолжает свою уже ставшую классической серию картин, нарисованных мелом на школьных досках. На стенде "Риджины" обосновалась целая свора поролоновых собак, вырезанных Сергеем Шеховцевым. Псины обнюхивают поролоновый же банкомат (мягкие изваяния стоят по $10-15 тыс.). Иностранных художников, с которыми "Риджина" регулярно работает, на нынешней ярмарке галерея представлять не стала.

            Но и стенды зарубежных галерей на этот раз не блистали работами звезд и классиков. Правда, стокгольмская Wetterling Gallery опять привезла коллажи Роберта Раушенберга, в которых использованы узбекские шелка. Наиболее эффектно смотрелся стенд галереи Forsblom из Хельсинки – тут были и кислотных цветов абстракции от основоположника нео-гео Питера Хелли, и роскошная видеоскульптура Тони Урслера, напоминающая гроздь разноцветных воздушных шаров, на каждом из которых проступает оживленная видеофизиономия (стоит этот шедевр $60 тыс.). Выставили финны и русских авторов – плюшевое красное знамя, расшитое Сергеем Бугаевым-Африкой и работы Ирины Затуловской.

            Но самую эффектную и звездную подборку западных авторов представила, как и в прошлый раз, московская галерея Татинцяна. Здесь был не только Тони Урслер, но и Вик Муниц, представленный репликой на родченковский портрет Маяковского – вместо растра на сильно увеличенном снимке просматривались черные икринки. А главным аттракционом была гигантская инсталляция Тони Мателли: двое израненных, измочаленных и утыканных всевозможными колющими и режущими орудиями человеческих существ, которые, как в хрестоматийной сцене из "Андалузского пса", волокут на себе останки разбитого в щепки рояля. О ценах представители галереи не распространяются, зато сообщают, что произведение Мателли уже приобретено фондом культуры "Екатерина". Фонд показал и другое произведение Тони Мателли на выставке, открывавшей их выставочное пространство. Так что вполне понятно, что галереи стремятся порадовать своих клиентов уже проверенным товаром, а "Арт-Москва" с каждым годом все больше напоминает роскошный супермаркет искусств, где покупатель может быть уверен в том, что всегда найдет привычного автора на знакомой полке.

Эксперт Online

2007-05-18

http://expert.ru/2007/05/16/art_moscow/

Скука победившего капитализма

"Искусство проигрывает агрессивно лезущему рынку", – так в беседе с "Экспертом Online" директор XL Gallery Елена Селина обозначила свои впечатления от нынешней "Арт Москвы". И добавила, что эта ситуация исправима, надо только о ней говорить.

В ЦДХ стартовала 11−я Международная художественная ярмарка "Арт Москва". Перед торжественным открытием традиционного форума организаторы не скрыли от общественности некоторые разногласия во взглядах на искусство продавать искусство. Сначала генеральный директор компании "Экспо-парк" Василий Бычков объявил необходимую статистику: в ярмарке 2004 года участвовали 45 галерей, в 2005−м – 53, а в 2007−м – уже 73. При этом нынешняя "Арт Москва" объединила гостей из 15 стран, а соотношение российских и иностранных проектов на ней примерно равное. Балансируя на грани между гордостью и самоиронией, организатор множества "культурных выставок" рассказал, что теперь у нас все почти "как у взрослых": есть отдельные площадки для молодых галерей и некоммерческих проектов, но в то же время цены растут, иностранцы приезжают, а экспоненты множатся. На "Арт Москву" хотели попасть около 220 галерей, но две трети из них отверг экспертный совет, правда, по мнению Бычкова, даже среди отсеянных процент откровенно неподходящих претендентов был невелик.

С этим доводом не согласился галерист Марат Гельман. Титан российского рынка современного искусства вспомнил, что его галерея не стала участвовать в первой "Арт Москве", сочтя ее слишком демократичной. Та же претензия была высказана и к 11−й ярмарке. По словам Гельмана, в условиях несомненного развития рынка слишком многие ринулись в арт-бизнес, в результате чего границы оказались размыты. "Экспертному совету не удалось отстоять свои интересы в дискуссии с представителями "Экспо-парка", и на ярмарку попали несколько отвергнутых нами галерей, чьи проекты не имеют особого отношения к современному искусству", – заявил Гельман. Далее арт-менеджер, которого накануне объявили главой предвыборной кампании партии "Справедливая Россия", признал, что в своей сфере вертикаль власти ему отстроить не удалось. В качестве примера несуразности, проникшей на престижный форум помимо воли экспертного совета, был назван проект "За звук", расположившийся в холле ЦДХ.

Полемики не случилось, все свои претензии Марат Гельман высказал исключительно мягко и подчеркнул, что болезни роста неизбежны, рынок диктует свои правила, но организаторы ярмарки все равно радеют за общее дело. "Когда вокруг создаются одна за другой "Единая", "Справедливая" и "Великая" России, наша ниша – это строительство "Современной России", то есть включение страны в современный мировой контекст. На крупных международных форумах мы уже не просто желанные гости, но равноправные члены сообщества", – заключил политтехнолог и галерист.

Арт-рынок, о котором так долго говорили кураторы, критики, искусствоведы, художники и коллекционеры, состоялся. Основное впечатление от открывшейся в ЦДХ экспозиции – все привычно, пресно и неровно. Найти в нагромождении стендов что-то новое и неожиданное возможно только при наличии опытного гида, который оградит тебя от назойливых предложений ознакомиться с давно наскучившими яркими и буднично-смелыми картинками.

            На первый взгляд приятным исключением может оказаться проект "Коммуналка", который представил его автор и куратор Антонио Джеуза. Это первое реалити-шоу с участием художников: семеро из них (Диана Мачулина, Сергей Шутов, Владислав Ефимов и другие) будут в течение шести дней жить в одном из помещений ЦДХ, работать и выполнять разнообразные творческие задания. Как и положено в реалити-шоу, участников постепенно будет становиться все меньше – по результатам голосования жюри и зрителей. В итоге останутся трое финалистов, из которых жюри выберет победителя. Такая нехитрая и в то же время изящная модель бытования современного искусства.

            Всего же "Арт Москва" включила в себя помимо основной программы несколько спецпроектов, раздел "Не формат" – для работ, не вписывающихся в привычный ярмарочный контекст, семинары, дискуссии, презентации и ряд "рамочных" выставок на разных площадках Москвы.

Закроется форум 20 мая.

Коммерсантъ – Weekend

2007-05-17

http://www.kommersant.ru/

Ярмарочная экономика

Милена Орлова

            В Центральном доме художника открывается 11-я художественная ярмарка "Арт-Москва" – от этого известия сегодня веет рутиной, как будто речь идет о черт-знает-каком по счету съезде КПСС. Парадокс в том, что вот эта самая скукота и рутинность – подумаешь, ярмарка, ну открывается, ну современное искусство, ну половина из семи десятков галерей приезжает из цивилизованных арт-стран, ну Уорхолы с Херстами на стендах, ну очередь из коллекционеров – и есть главная сенсация и достижение "Арт-Москвы". Достаточно вспомнить, как все начиналось, чтобы оценить буквально байконурский какой-то по стремительности прогресс нашего современного худрынка.

            У первой ярмарки даже и имени никакого не было – так, проба. Одиннадцать лет назад, весной 1996 года, горстка амбициозных товарищей, пионеров российского галерейного бизнеса, уселась на третьем этаже ЦДХ, прямо над уже тогда кипучим антикварным салоном, и объявила себя ярмаркой современного искусства "Арт-Москва", ориентирующейся не на местные вкусы и авторитеты, а исключительно на западный контекст. Эта могучая кучка – Айдан, Марат Гельман, Елена Селина – ввела уже тогда жесточайшую эстетическую цензуру, смешно вспоминать, но экспертный совет тщательно отбирал близких по духу из десяти с половиной претендентов. Как ни странно, целеустремленным галеристам поверил устроитель антикварного салона, а ныне директор ЦДХ Василий Бычков – еще долгое время спустя он твердил журналистам, что делает "Арт-Москву" не за деньги, а за совесть, дескать, если цивилизованного рынка нет, то его следует выдумать.

            Только ленивый тогда, в 1996 году, не иронизировал над пустыми залами и скучающими в них галеристами – и конкуренты из "Арт-Манежа", под завязку набитого продукцией членов еще советских творческих союзов и соответствующей публикой, и антиквары, хихикавшие в свои жилетки, и даже сочувствующие критики, называвшие это мероприятие "моделью рынка в натуральную величину". Наверное, сегодня многие из тех, кто покупал в 1996-м на втором этаже ЦДХ карельскую березу и всякую чепуху с патиной, кусают локти – тогда за какие-нибудь тысяч десять условных единиц можно было бы скупить всю "Арт-Москву", всех Куликов золотого "собачьего" периода, всех Дубосарских с Виноградовыми и спокойно ждать обеспеченной старости, потихоньку распродавая свои шедевры на "русских торгах" "Сотбис" и "Кристис". Сегодня за такие деньги можно приобрести разве что парочку работ начинающих художников – да и то если дадут скидку.

            Но таких прозорливых инвесторов тогда не было, а случайных клиентов было так мало, что галеристы боялись спугнуть их, как бабочек, любым неосторожным движением. Помнится, как все они ополчились на казахскую галерею "Коксерек", решившую щегольнуть в столице национально-актуальным акционизмом – художника, зарезавшего на стенде барашка, едва самого не зарезали. И это люди вроде Марата Гельмана, никогда до этого (да и после) не боявшиеся самых отчаянных жестов, но даже они ради еще эфемерных рыночных успехов готовы были пожертвовать и корпоративной солидарностью, и своей репутацией бескомпромиссных галеристов.

            Казалось, что дефолта "Арт-Москва" не переживет – и так редкие коллекционеры затянули пояса, а с большим трудом приманенные западные партнеры в 1998 году отказались от участия под предлогом неодобрения войны в Чечне. Ярмарку отменили. Но уже в 1999-м она бодро рапортовала об успехах – совокупные продажи составили целых 54 тысячи долларов! Спустя пять лет, в 2004-м, столько стоила одна купленная на "Арт-Москве" работа "мухомора" Сергея Мироненко, а годом раньше даже сам президент Академии художеств Зураб Церетели поддался ажиотажу и лично закупил в свой новый музей современного искусства на Петровке инсталляцию из глиняных голов еще ничего не строившего архитектора Александра Бродского за 30 тысяч у. е. В прошлом году сумма продаж на ярмарке подобралась под 4 миллиона долларов, а самой дорогой проданной работой стала инсталляция британской звезды Дэмиена Херста (полмиллиона). Впрочем, и некоторые наши звезды в ценах отстают не намного.

            Стало окончательно ясно, что "модель" превратилась в исправно работающую машину, а то, что было упертым подвижничеством, стало нормальным, обыкновенным бизнесом. Но чтобы это получилось, должна была произойти революция в не чуждых прекрасному умах. "Арт-Москва" состоялась потому, что отказалась от привычных интеллигентских представлений о коммерческом и некоммерческом искусстве, доказав, что то, что вроде бы и невозможно продать, и есть самое дорогое. В общем, получилась парадоксальная вещь – конкуренты "Арт-Москвы", делавшие ставку на искусство, которое априори нравится публике, оказались в пролете, а пестующая (после той истории с казахом) радикалов всех мастей, часто несимпатичных, "Арт-Москва" набирает обороты.

            Но парадоксом это выглядит только на нашей почве: западный опыт диктовал – не бойтесь скандалов, дары приносящих. Вдохновляющим примером и ролевой моделью для нового поколения наших творцов послужил как раз опыт Дэмиена Херста и его компании, сначала скандализировавших публику своей выставкой "Сенсацией" – всеми этими расчлененными животными, Богородицами из навоза, портретами детоубийц и заваленными использованными презервативами кроватями, - а потом взлетевших в первые строчки ценовых рейтингов. Не зря недавний визит в Москву Херста стал для здешней художественной среды почти такой же сенсацией, как концерт Пола Маккартни на Красной площади.

            Естественно, показатели "Арт-Москвы" трудно сравнивать с "Арт-Базелем" или парижским ФИАКом – главными мировыми ярмарочными тусовками, но, скажем, с новым и модным "Фризом" в Лондоне – запросто. 70 галерей в Москве – это примерно четверть базельских участников. Но в Швейцарии половина резидентов представляют дорогущую классику модернизма первой половины и середины XX века – Пикассо, Мондрианов, Поллоков, к которым без миллиона в кармане лучше даже и не приближаться, а на "Арт-Москве" все же преобладает искусство последних лет двадцати, максимум тридцати, и привозимые еще пару лет назад в расчете на девственность нашей публики иностранцами Уорхолы и Раушенберги постепенно уступают место более свежим мировым арт-звездам вроде Тони Оуслера, чьи глазастые видеообъекты, глядящие этакими живыми инопланетянами, - талисман многих западных ярмарок.

            Будем честными – основной контингент "Арт-Москвы" составляют галереи, которые на том же "Базеле" в лучшем случае группируются в специальном "розовом" отсеке для начинающих и подающих надежды. Монстры мирового галерейного бизнеса предпочитают если и приезжать в Россию, то не в ЦДХ, а на не так давно учрежденный международный Салон изящных искусств в Манеже, более склоняющийся к антиквариату, чем к современности. Да и отцы и матери-основатели "Арт-Москвы" не прочь перебраться в высшую мировую лигу, хотя удалось это пока лишь одной XL-галерее, прошедшей зверские фильтры базельских экспертов и уже третий год представляющей там русское современное искусство. Но "Арт-Москва" для них по-прежнему святое, а сами эти галереи – витрина ярмарки.

            В то же время отсутствие ауры слишком уж больших денег должно льстить "Арт-Москве" в глазах тех, кто по старинке относится к ярмарке как к просто большой выставке. И в этом смысле "Арт-Москва" с ее разнообразными сопутствующими вернисажами и с участниками из 16 стран мира вполне способна затмить недавно отшумевшую Московскую биеннале современного искусства – ведь, как правило, на ярмарку попадает самое лучшее некоммерческое искусство.

Afisha.ru

2007-05-17

http://msk.afisha.ru/exhibitions/exhibition/?id=20801000

XI Международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва»

Александра Рудык

            16 мая – 20 мая ЦДХ (Центральный дом художника) 238 96 34, 238 98 43 (автоответчик), Крымский Вал, 10/14 XI Международная ярмарка современного искусства "Арт-Москва" Вторая биеннале современного искусства, если оставить за скобками ее художественное содержание, оказалась веселым аттракционом и разбудила массовый интерес к этому самому искусству. Публика ждет следующий аттракцион – "Арт-Москву". Может, зря ждет?

            Ярмарка – коммерческая. На первом месте здесь – рынок, и о развлечении праздношатающихся на "Арт-Москве" практически никто не думает. Здесь миссия иная: продать побольше работ, побить прошлогодние сборы, завести новых платежеспособных знакомых, подружиться с иностранными галеристами.

            Можно не разбираться в современном искусстве – зато не разобраться в табели о рангах на "Арт-Москве" невозможно. Ее проходят ногами. Ближе всего ко входу на "Арт-Москву" в ЦДХ расположились галереи-старожилы: стенды Айдан Салаховой, Марата Гельмана, XL, Елены Врублевской. Из их ряда выбыла галерея Стеллы Кей, превратившаяся в этом сезоне в фонд. За ними и вокруг них стенды поскромнее – "Глаз", Paperworks, "Е.К.Арт-Бюро". Этажом выше, как правило, гости и новички. В этом году на "Арт-Москве" появилось сразу три новых украинских галереи – "Цех", "Карась" и "Киев. Файн Арт". Любое перемещение в пространстве служит показателем успеха или поражения. Например, участвующая в ярмарке всего во второй раз "Арт-стрелка" набрала баллов и переместилась в этом году на шаг ближе к лидерам, на шаг дальше от сортира, заняв место выбывшей из игры Лизы Плавинской.

            Так вот, галеристы думают о продажах и коллекционерах, и только коллекционеры, которые ничего не продают, думают о зрителях. На десятой "Арт-Москве" в самом первом павильоне на всеобщее обозрение свое собрание выставлял фонд "Екатерина", на этот раз пятый зал второго этажа заполнило музейное "Современное искусство в частных коллекциях". Другой некоммерческий проект – это выставка украинского фестиваля "Шаргород", объединившая целых три поколения художников, к тому же работающих в самых разных жанрах. Еще один украинец, предприимчивый Николай Маценко, собирается развлекать публику "Черными квадратами". Каждая его картина снабжена печатью: "Копия с "Черного квадрата" Малевича номер такой-то". Копии с оригиналом расходятся только в размере (у Маценко квадраты на квадратный сантиметр меньше). Самое смешное в этих квадратах – цены: всего 990 рублей.

            Главный аттракцион еще впереди. В прошлом году таким стала группа в красных купальниках: дамы безвылазно сидели в витрине второго этажа. В этом году за дело взялся итальянский куратор Антонио Джеуза. На третьем этаже в 23-м зале (стенд "Коммуналка") он поселит семерых художников: трех мальчиков, трех девочек и Мамышева-Монро. У художников будет доступ к воде и туалету, остальное время они обещали отдавать профессии. Джеуза уверяет, что за шесть дней участники проекта действительно из "мастерской" не отлучатся.

            Может, это и правда – по крайней мере если судить по "Собутыльнику". Так в народе называют премию "Соратник", которую художники художникам по традиции вручают под финал "Арт-Москвы". В этом году церемония откладывается на неопределенное время: один из ее учредителей, художник Антон Литвин, участвует в реалити-шоу Джеузы.

TimeOut

2007-05-17

http://www.timeout.ru/text/display/71352/

11-я Международная художественная ярмарка «Арт-Москва»

Фаина Балаховская

            Наша главная ярмарка давно обрела стабильность, солидность и, исчерпав, казалось бы, все ресурсы, все же год от года становится сильнее – в основном ценами. Новые галереи вроде бы и втискивать уже некуда, но развиваться надо, и молодежное пополнение в этом году прибыло из Киева, Милана и Парижа. Зрители традиционно воспринимают "Арт Москву" как огромную выставку, возможность увидеть все сразу: и наше, и заграничное, и новые книги, и свежие журналы. Галеристы готовятся, припасают все самое интересное: здешняя экспозиция – лицо галереи не только для тех, кто других не видел, но и для искушенного зрителя. Покупки тут может сделать каждый, и, если нет денег на большую картину раскрученного художника на стенде именитой галереи, услуги предлагает ежедневно меняющая экспозицию галерея "Пальто" – имена те же, работы некрупные, цены щадящие.

            В некоммерческой программе пополнение: по примеру мощнейших западных коллег в этом году выделили специальную территорию "Не формат" для произведений, по разным причинам не попадающих на стенды галерей. Вновь начинают показывать новые проекты лауреатов премии "Черный квадрат" – в этом году приз получила "Фабрика найденных одежд". Веселым анекдотам минувшего посвящен спецпроект о старом русском акционизме – буйных денечках начала 1990-х. Еще одна выставка рассказывает о более свежих упражнениях художников на свежем воздухе – на Украине в Шаргороде прошлым летом сделано немало прекрасного, для продажи не предназначенного.

            Для тех, кто покупать не собирается, но хочет поучаствовать, в этом году куратор Антонио Джеуза организует натуральное реалити-шоу. Семь известных отечественных художников, в том числе несколько участников Венецианской биеннале и номинантов на главную нашу премию "Инновация", всю ярмарку проведут в "Коммуналке", где будут изготавливать произведения прямо на глазах у зрителей. Мы наконец узнаем точно, кто как умеет рисовать, живописать и работать с видеокамерой. Предусмотрены испытания – вроде работы над портретом очень важной персоны, рискнувшей позировать художникам с весьма разнообразной репутацией. Как положено на таких шоу, решать судьбу участников – кому уйти, а кому остаться, – будут зрители. Художественный комментарий к традиционной народной забаве таит массу неожиданностей: так сильно художники у нас миру давно не открывались.

Журнал

2007-03-01

http://www.tg-m.ru/img/mag/2007/3/094-101.pdf

АРТ-МОСКВА 2007: начало энтропии

Евгения Кикодзе

            Как всегда, работал экспертный совет ярмарки, в который входили владельцы отечественных галерей – Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман, а также участвовали наши коллеги – австриец Ханс Кнолль и немец Фолькер Диль, один из основателей Арт-Форума в Берлине. Несмотря на значительное удорожание выставочной площади в этом году, в оргкомитет было подано заявок больше обычного – 220, из которых отобрано тоже больше обычного – 73. В результате на ярмарку попало множество галерей и проектов очевидно низкого уровня, как считает Марат Гельман. Подтверждение тому дает, например, откровенно слабый проект «За звук» у самого входа на выставку – скульптуры Юрия Календарёва, поразительно напоминающие гигантский ксилофон, на котором обычно играют в «Коломенском», только в ЦДХ они гордо именовались “sound plates”.

            Но, конечно, несмотря на подобный художественный балласт, лицо ярмарки определяли ведущие отечественные галереи, ставшие заодно и лидерами продаж: Галерея Айдан, Галерея Гельмана, Галерея Гисич, «Партнер Проджект», Галерея Риджина, «Роза Азора», Галерея Гари Татинцяна, «D-137», «XL», галерея «Триумф», Якут-Галерея. Из западных участников надо отметить Volker Diehl Gallery (Берлин), “Forsblom” (Хельсинки), Hans Knoll Gallery (Вена–Будапешт), “Stefan Stux” (Нью-Йорк), “Wetterling“ (Стокгольм). Также впервые очень заметным стало присутствие украинских галерей.

            В отношении ассортимента и качества представленного искусства в целом неожиданностей не было, ситуацию определяли скорее акценты: лихая психоделическая симуляция соцреализма Дубосарского–Виноградова уступила место «серьезной» имитации его в работах Семена Агроскина. В целом же самые качественные примеры постсоветской живописи представили все же не отечественные, а украинские художники: Александр Гнилицкий и Максим Мамсиков.

            Альянс галерей Якута и «Триумф» явно пошел на пользу первому: откровенное кокетство с тоталитарной эстетикой теперь смягчено прозападными работами Максима Ксюты из «Триумфа». Не очень заметным было на сей раз творчество группы «АЕС+Ф» – вероятно, много сил у авторов отняла подготовка к персональной выставке в Русском музее и к Венецианской биеннале. Зато эстафетную палочку «детской» эстетики подхватил Олег Кулик, показав абсолютно аутентичный медийный образ улыбающегося ребенка без капли иронии. Приятное отступление от «джентльменского набора» наблюдалось со стороны галерей «XL» и Гельмана: обе представили очень любопытные объекты молодых художниц Ирины Кориной и Дианы Мачулиной соответственно. Наконец, мощным, цельным и убедительным было участие «Розы Азора» с эффектной моноэкспозицией Алены Кирцовой.

            Что касается западных галерей, то возглавляющая список наиболее успешных финская “Forsblom” в качестве козырных карт показала живопись Георга Базелица и Питера Хэлли, скульптуру Маркуса Люпертца и Кита Херинга, а также видеоинсталляцию Тони Урслера. Туринская галерея “Glance” под руководством бывшей нашей соотечественницы Надежды Степановой привезла мультинациональную команду авторов, объясняя это вкусами итальянской публики, любящей разнообразие и далекой от культурного шовинизма. Забавно, что некоторые работы здесь, такие как шелкографии по вышивке Кента Хенриксена, где неизвестные в масках крадут очаровательных пастушек, напоминали произведения русских младо-концептуалистов, например группу «Фенсо». Дружбой с последним «медицинско-герменевтическим» поколением славится парижская галерея “Iragui”, на стенде которой были графика Павла Пеперштейна и Ивана Разумова, фотографии групп «ПГ» и «Четвертая высота», почему-то не слишком популярные среди отечественных галерей.

            Итак, «Арт-Москва» стала вполне достойным инвестиционным проектом, приносящим прибыль. Но почему-то видимых следов инвестиций со стороны организаторов не наблюдается. Изменилась только арендная плата, но не качество освещения, ковровых покрытий, временных стенок, мебели. Ничего нового нет ни в дизайне каталога, ни в оформлении ярмарки в целом. Не установлен беспроводной Интернет Wi-Fi. Если у прошлых ярмарок обычно была обширная некоммерческая программа: когда-то здесь организовывал конференции Виктор Мизиано, устраивали перформансы группа «Радек» и акции – флэш-моб, наконец, делались блестящие выставки, – то на этот раз альтернативы холодному чистогану почти не было.

            Счастливым исключением сталтолько один проект – «Арт-Коммуналка», объявленный как версия реалитишоу с участием актуальных художников. Однако куратор Антонио Джеуза признал, что формат проекта может меняться под влиянием самих художников – и вместо «Дома-2» зрители получили обновленную версию художнического сквота эпохи 1990-х годов с необычно радушной и творческой атмосферой, исключавшей зависть и конкуренцию, насаждаемые массмедиа. Семь участников: Вика Бегальская, Владислав Ефимов, Елена Ковылина, Антон Литвин, Михаил Мутаев (соавтор заболевшего Владислава Мамышева-Монро), Диана Мачулина, Сергей Шутов – жили вместе пять дней, никто не был «отправлен домой», и призы в конце получили все художники. Наталья Косолапова, директор Центра современного искусства М’АРС, который был организатором проекта, пообещала показать произведения, созданные художниками во время пребывания в «Коммуналке», на выставке в Центре М’АРС в октябре. Самое главное, что организаторам и участникам «Арт-Коммуналки» удалось донести до зрителей, – это большие скрытые возможности искусства, его сплачивающую силу, способность сопротивляться готовым рецептам массовой культуры. Подобного единения среди организаторов и участников ярмарки нет. Явное пренебрежение организационной стороной мероприятия со стороны устроителей привело к тому, что среди галеристов распространяются «эмигрантские» настроения и надежды на Московский международный салон изящных искусств. Однако респектабельность нельзя заимствовать, ее следует нарабатывать самостоятельно, иначе, как в поговорке, получится, что «от гусей отстали, а к павам не пристали».Как всегда, работал экспертный совет ярмарки, в который входили владельцы отечественных галерей – Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман, а также участвовали наши коллеги – австриец Ханс Кнолль и немец Фолькер Диль, один из основателей Арт-Форума в Берлине. Несмотря на значительное удорожание выставочной площади в этом году, в оргкомитет было подано заявок больше обычного – 220, из которых отобрано тоже больше обычного – 73. В результате на ярмарку попало множество галерей и проектов очевидно низкого уровня, как считает Марат Гельман. Подтверждение тому дает, например, откровенно слабый проект «За звук» у самого входа на выставку – скульптуры Юрия Календарёва, поразительно напоминающие гигантский ксилофон, на котором обычно играют в «Коломенском», только в ЦДХ они гордо именовались “sound plates”.