Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Art-Athina 2007

   Curators :

   31.05.2007

   03.06.2007

   

Экспозиция проекта Art-Athina





   Авторы






   Произведения






   Каталоги






   Публикации


Коммерсантъ

2007-06-04

http://www.kommersant.ru/doc/771130/print

Россию взяли в почетные гости

            В столице Греции проходит международная ярмарка современного искусства "Арт-Афины". В этом году почетным гостем афинской художественной ярмарки стала Россия — нашу страну представлял десант галерей, а также несколько специальных проектов. Из Афин — ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            "Арт-Афины" проходят уже в тринадцатый раз, что для ярмарки довольно солидный возраст. В Греции есть и музеи современного искусства, и галереи, и биеннале (одна проходит в Фесалониках, другая осенью этого года стартует в Афинах), и солидные частные коллекции. Гостям ярмарки показывали частное собрание одного из крупнейших греческих коллекционеров современного искусства Дакиса Жоанну, чья вилла буквально ломится от топовых произведений современного искусства. Но несмотря на налаженную художественную жизнь, ярмарка "Арт-Афины" до сих пор не была по-настоящему заметным событием. Поэтому в этом году она проходила под девизом Restart и при внушительной государственной поддержке.

            Собственно коммерческий аспект происходящего был отодвинут на второй план. "Арт-Афины" стремились не столько продавать, сколько пропагандировать современное искусство. В этом году афинская ярмарка впервые стала приглашать страну-гостя, и первым таким гостем стала Россия. В оргкомитет ярмарки с российской стороны вошли Stella Art Foundation и куратор Виктор Мизиано. По словам директора Stella Art Александра Рытова, Россию пригласили в том числе и потому, что полагают, что наши художники уже интегрировались в международный контекст и теперь могут поделиться опытом с греческими коллегами.

            Немеркантильность нынешних "Арт-Афин" считывалась немедленно. На фасаде выставочного центра зрителей встречал огромный плакат старейших активисток феминистического искусства Guerilla Girls. Послание, словно бы только что вышедшее из-под пера, сжатого в лапе гориллы с покрытыми алым лаком когтями, призывало потенциальных покупателей возместить недостаток произведений женщин-художниц, который наверняка наблюдается в их коллекциях. А сновавшая у входа молодежь под руководством российского арт-левака Дмитрия Виленского раздавала листовки, призывающие вообще ничего не покупать и требовать бесплатного искусства. Господин Виленский был одним из участников проекта Виктора Мизиано "Critically in Between", критикующего арт-рынок изнутри самой ситуации ярмарки — между строк и галерейных стендов.

            Акционистка Елена Ковылина, например, представила псевдогалерею, не нуждающуюся в художниках,— на ее стенде висел только фотопортрет самой "галеристки". А украинские художники из группы РЭП предлагали всем желающим приобрести за пятьдесят евроцентов красные бумажные кружки — такими на стендах отмечают проданные произведения. Особенно хорошо их перформанс смотрелся на стенде парижской Cosmic Gallery, на котором не было ни одной работы. Пустые стены украшали только граффити, имитирующие подписи самых знаменитых художников современности. Даже галереи—участники основной, коммерческой программы "Арт-Афин" выглядели вполне немеркантильно. Стопроцентных бестселлеров, например, американских поп-артистов, на ярмарке не было. Зато попадалась вполне модная современная живопись неизвестных авторов по демократичным ценам в €2000-3000.

            Если и встречались звездные имена, то предельно неинтерьерного толка. Так, бельгийская галерея Mulier Mulier предлагала классиков концептуализма Джозефа Кошута и группы Art&Language. А разместившаяся напротив венская Charim Gallery выставила еще более эзотерического гуру московского концептуализма Андрея Монастырского: авторский повтор объекта 1970-х "Палец" (оригинал хранится в Третьяковке) можно было купить за €100 000. На стенде парижской галереи Art:consept время от времени оживал и начинал кататься туда-сюда на колесиках безумный механизм абсурдистского изобретателя Романа Сингера. Еще в одной парижской галерее в движение приходил сам пол — стоило ступить на стенд, и почва буквально качалась у тебя под ногами.

            Российское искусство было представлено как в некоммерческой обзорной выставке, так и на торговых стендах. В панораме искусства со всех концов мира гэги "Синих носов" от Марата Гельмана соседствовали с фотографиями женщин в паранджах, карабкающихся на пальмы от галереи из Бахрейна. Stella Art Fondation выставила серию работ Александра Джикии, вдохновленную учебником греческого языка и скрещивающую эстетику античной вазовой росписи с комиксом, что выглядело понятным жестом вежливости к культурному наследию хозяев. Что до стендов восьми российских галерей (в их числе — московская "Айдан", питерская Дмитрия Семенова, владивостокская "Арка"), то они на всякий случай привезли понемножку всего, что оставалось в закромах, не зная заранее, что придется по вкусу незнакомой публике. Самый широкий выбор — от Константина Звездочетова до Константина Батынкова — предлагала московская VP Studio. Но в целом стенды российских галерей на фоне всеобщего "неформата" смотрелись, пожалуй, чересчур буржуазно.

            Абсолютный неформат демонстрировал еще один кураторский проект Виктора Мизиано, показанный в музее Бенаки. Его выставка называлась "On Geekdom" и была посвящена всевозможным художественным чудачествам. В видео "Сизиф" бесконечно переливал воду из стаканов в тазик и обратно Дмитрий Александрович Пригов, автор ставших народными строк "только вымоешь посуду, глядь, уж новая стоит". Перед входом в зал нервно металась на шарнире, пытаясь высветить что-то неуловимое, лампочка — произведение Вадима Фишкина. А всех стремящихся попасть на выставку вежливо останавливал Юрий Альберт, требующий, чтобы каждый зритель положил себе в ботинок камешек. Если "Critically in Between" опротестовывала искусство как товар, то "On Geekdom" могла бы посеять сомнения в состоятельности искусства как коммуникации. Если бы не таланты и остроумие участников выставки, все же позволявшие надеяться, что и искусство вообще, а значит, и еще одна художественная ярмарка — все же не совсем бесперспективное занятие.

Время новостей

2007-06-04

http://www.vremya.ru/print/179506.html

А вот грек и увидел наши игры!

Сергей ХАЧАТУРОВ

            Самым главным потрясением от первого визита в центр Афин было лицезреть Акрополь в башенных кранах и строительных лесах. Неужто для полной глобализации и Парфенон решили достроить? Все-таки оказалось, что речь пока идет о реставрации и укреплении руин. Второй Москвой (с Царицыном) в отношении древнего искусства Афины вроде пока стать не собираются.

            Но вот в области современного искусства Греция на Россию очень даже хочет равняться. Тринадцатая международная выставка-ярмарка современного искусства «Арт-Афины» проходила в первые дни июня в напоминающем большинство мультифункциональных экспозиционных центров мира (в том числе Экспоцентр в Москве) дворце Хелэкспо. В этом году специальным гостем «Арт-Афин» стала Россия. Одиннадцать русских галерей приняли участие в работе ярмарки. Виктор Мизиано представил два кураторских проекта -- диверсии в отношении рынка искусства и общества потребления. Участие России во многом состоялось благодаря поддержке фонда Stella Art и туристического агентства Panteon Travel. Однако главные расходы по приглашению галерей взяло на себя греческое государство. Условия были такие: даже если ничего не продастся, дорогу, перевозку, проживание оплатим. Только приезжайте! Продалось в самом деле немного. Однако жест оргкомитета свидетельствует о том, насколько велико желание организаторов «Арт-Афин» вытащить ярмарку на качественно новый уровень. За тринадцать лет существования авторитет греческой ярмарки оставался низким. Понять причину можно, походив по стендам местных галерей, коих, понятное дело, большинство. Выставлено там искусство, у которого большие проблемы с образованием. Целые периоды истории XX века благополучно миновали, Грецию не задев. На этом общем фоне как-то пугающе шедеврально выглядят стенды западных галерей из Вены с коллекцией классиков мирового концептуализма (кстати, в венской Charim Galerie выставлена на продажу авторская реплика объекта Андрея Монастырского «Пушка» по цене 100 тыс. евро, завсегдатаи международных ярмарок говорят, что перемещается «Пушка» по миру не первый год) или боксы французов, где можно увидеть кинетические объекты Романа Зигнера, к примеру. Не мудрено, что самое сильное впечатление от современного искусства в Греции связано с посещением частного особняка бизнесмена Дакиса Иоанну. Собрания такого уровня в России смотреть не доводилось: по лестницам, в коридорах, комнатах, на верандах расставлены объекты и развешаны картины мегазвезд мирового искусства, одного Джефа Кунса объектов двадцать, и те все хрестоматийные. Господин Иоанну увлечен культуртрегерскими идеями: основал фонд Deste, ежегодно поддерживающий на конкурсной основе шесть молодых художников греческого происхождения. В планах фонда Deste сотрудничество с фондом Stella Art. Знамо дело, таких коллекционеров, как Дакис Иоанну, ярмарка Афин в ее привычном виде не вдохновляет.

            Вот ради улучшения бренда «Арт-Афин» в этом году пригласили Россию. России было сделано лестное предложение: быть образцовым на предмет того, как можно, выйдя из маргинального постсоветского невежества, стать полноправным и интересным игроком на международном артполе. Приглашенные за счет греческого государства галереи (за исключением студии Веры Погодиной и Е.К.Артбюро) шанс не использовали. И Айдан-галерея, и «Кино», и Файнарт, и другие, участвующие в коммерческой программе ярмарки, сделали случайную подборку случайных вещей. Многие авторы привезенных работ -- художники, достойные уважения, однако в бездарном ассорти их работы выглядят едва ли не хуже опусов греческих галерей. Там хоть милая дремучесть подкупает, а здесь соскоблена и она -- сплошь жертвы глобализма. Сами того не понимая, российские галереи показали Греции антипример того, как опасны глобализация и интеграция с потерей внятных параметров диалога и критериев обсуждения.

            В такой компании лучшими как раз оказались программы, в которых сделан акцент на традицию. Фонд Stella Art показал персональную выставку Александра Джикии: живопись маслом на бумаге -- иллюстрации учебника греческого языка, написанного священником. Вдохновленные греческой вазописью картинки с эллинами и мифическими существами вполне оправдывают свое происхождение. Они тоже могут быть приняты учебником языка современного искусства, рожденного в диалоге с традицией и оттого полнокровного, живого, спасшегося от амнезии. Именно эти опусы Джикии позволяют мудро мыслить о том, как в сущности близки миры раскопанных афинских руин и ползущие по защищающим руины заборам тэги граффитистов, какую Одиссею может предпринять язык культуры в странствиях от древнего Гомера к Гомеру Симпсону. Вот в такой презентации всякая культура хороша.

            Самая интересная интеграция в мировую культуру современности выходит тогда, когда художники не пренебрегают понятием «идентичность» (владея при том современным языком общения). В пользу этого довода высказались программы галерей Веры Погодиной и Елены Куприной, показавшие опусы точно формулирующих свои концептуальные претензии к родимой истории Андрея Филиппова, Марии Константиновой, Виктора Скерсиса, Константина и Ларисы Звездочетовых, Бориса Матросова, Павла Пепперштейна... Эти предъявленные в коммерческой, продажной части опусы нашли чутких собеседников -- художников альтернативной программы, придуманной для «Арт-Афин» независимым куратором Виктором Мизиано. Молодые радикалы устроили настоящую интервенцию в пространство Хелэкспо. Программа называется «Критикуя между», и стенды размещены в буквальном смысле между обычными коммерческими боксами. Замысел наглой выставки соответствует большому проекту Виктора Мизиано «Прогрессивная ностальгия» с анализом искусства постсоветского пространства на территории бывших республик СССР. Среди москвичей «критика между» лучше удалась Елене Ковылиной. Художница сидела между боксами галерей в своем собственном апартаменте в образе галеристки, которая продает себя саму -- свой фотопортрет в лайтбоксе. Ярче всего выступили украинцы. Группа «Р.Э.П.» в образе уличных ряженых продавала красные кружочки, что ставят под резервированными на ярмарке экспонатами. Один кружочек -- пол-евро. Лучшее видео показала группа «SOSka» из Харькова. Вот где тема местечковости дает глобализации хорошую затрещину. Показывают документальный фильм «Бартер». На «Ниве» художники приезжают в глухую деревню. Выносят из машины принты картин звезд современного искусства, среди которых Энди Уорхол, Сэм Тэйлор Вуд, Синди Шерман. Среди местных жителей устраивают свой бартерный аукцион. Предлагают обменять понравившиеся работы на продукты сельского хозяйства. В каждом случае цена устанавливается покупателями. Бабульки за ведро картошки или три десятка яиц берут поп-арт просто на ура. А потом находят ему место в своей системе ценностей: на комоде у фотографий родственников или на цветном коврике на стенке. И они радуются. И понимают это искусство совсем не так, как принято (в сознании деревенских жителей модернистские работы простодушно берут ответственность за вечные ценности красоты, природы, семьи). Фильм с удивительным изяществом, вместе с тем простотой обозначил глобальную проблему общения "арта" с сознанием. Проблему отказа от монополии на «ученую истину» и готовности к диалогу с тем миром, о котором юные интеллектуалы, ненавидящие высокие эпитеты и искренние эмоции, говорят сквозь зубы; который они клеймят «совком».

            Постсоветское сознание стало темой другой выставки куратора Виктора Мизиано в новом, отлично спроектированном музее -- выставочном зале Афин «Бенаки». Называется выставка On Geekdom (что-то вроде «Помешательство»). Это любопытная демонстрация дисперсности, расфокусированности, абсурдистской безбашенности сознания людей, чьи руинированные сегодня ценности (не обязательно общественные, но и частные) формировались в том самом нелюбимом нынешними ироничными мальчиками и девочками из хороших семей «совке». Это собственно фиксация посредством видео, фото, живописи и перформансов кривозеркальной пластики социального пространства, в котором частный человек хочет вернуть себе историю (свою выстраданную историю) между ее фальсификациями внутри двух режимов -- коммунистическом (левом) и неоконсервативном (правом). Жаль только, что этот интересный проект (еще одна часть «Прогрессивной ностальгии»), несмотря на участие хороших художников, среди которых Виктор Алимпиев, Д.А. Пригов, Сергей Братков, мало манков дает тем, кто не жил в СССР периода его полураспада и распада. Экспозиция с беспокойно суетящимися на экранах фриками вышла скорее заумной, нежели общительной. Все-таки равновесие между местным и всечеловеческим хрупкое. Вот древние эллины придумали модуль -- архитектурный ордер. Сдается мне, нам свой модуль без оглядки на античных греков не изобрести.

РИА Новости

2007-05-31

http://news.mail.ru/economics/1346399/

Россия стала гостем крупной ярмарки современного искусства в Афинах

            В обширных павильонах афинского центра Hellexpo российские участники разместились все вместе на обширном выставочном пространстве. Представители галерей охотно рассказывают о тех работах, которыми они рассчитывают произвести впечатление на коллекционеров, галеристов и художников со всей Европы, собравшихся в греческой столице.

            АФИНЫ, 31 мая — РИА Новости, Алексей Богдановский. В четверг в Афинах начала работу крупная международная ярмарка современного искусства «Арт-Афина». Россия впервые представлена на форуме в качестве специального гостя, так что целому ряду российских галерей представилась возможность познакомить посетителей ярмарки с тем, как развивается современное искусство в России. На ярмарку приехали представители восьми отечественных галерей.

            В обширных павильонах афинского центра Hellexpo российские участники разместились все вместе на обширном выставочном пространстве. Представители галерей охотно рассказывают о тех работах, которыми они рассчитывают произвести впечатление на коллекционеров, галеристов и художников со всей Европы, собравшихся в греческой столице.

            На стенде галереи Pop/off/art собраны работы нескольких художников, отличающихся крайне редкой техникой. Например, работы Кирилла Челушкина только кажутся слегка размытыми фотографиями города, на самом же деле они нарисованы, вернее, созданы путем кропотливейшего наложения слоев графита на пластик, объясняет галерист Сергей Попов. Не менее оригинальна техника Аладина Гарунова, который взял за основу древнерусские фрески, перевел их в черно-белую гамму, подчеркнул выразительность силуэта, а затем нанес изображения серебром по трафарету на холст и резину. Получившаяся реплика деисусного чина — ряда икон православного иконостаса — конечно же, совершенно нетрадиционна, но парадоксальным образом она сохраняет в себе серьезность и мистическую отстраненность оригинала.

            Здесь же представлены и фотоработы Григория Майофиса из серии под греческим девизом «Познай себя», среди которых, например, саркастическая фотография медведя, читающего произведения Ленина.

Разнообразие техник отличает работы, представленные галереей Дмитрия Семенова из Санкт-Петербурга. Здесь выделяются причудливые тарелки японца Энрю Кано, работающего в смешанной технике с керамикой и металлом. А Штефан Шпихер создает свои абстрактные работы при помощи лака и листов золота, наносимых на алюминий. Эта же галерея представляет серию фоторабот Ксении Никольской, фотографировавшей заброшенный особняк Старого Каира, свидетельство былой роскоши и современного упадка. Сама автор определяет этот дом как «загадочное пространство, которое оказывается больше, чем просто винтажный интерьер, а скорее является отдельным, параллельным миром».

            На стенде Fine Art Gallery выделяется серия черно-белых фотографий Сержа Головача: обнаженная мужская натура и участницы конкурса красоты в деловых костюмах и роскошных галстуках, с подрисованными усиками. Эти фото далеки от эротического подтекста, автор скорее стремится показать, что, по его мнению, «сильным полом» в наше время стали женщины, в то время как мужчины оказались хрупкими и в чем-то беззащитными, объясняет куратор выставки. Здесь же выполненный в близкой к традиционной технике маслом на холсте автопортрет художницы Маши Шубиной, одновременно несколько вычурный и ироничный.

            Галерея Кино представила в Афинах несколько совершенно разных художников. Сергей Шутов создает реплики обложек советских грампластинок в меховом обрамлении. Андрей Колкутин экспериментирует с иконографией, «загоняя» ее в рамки геометрической абстракции. Андрей Бисти дает новую жизнь всевозможным предметам повседневности из металла, перековывая их в необычные формы. Наконец, почти классические полотна Владимира Брайнина представляют серию архитектурных фантазий о старой Москве.

            Проект К.У.Б. художницы Алены Аносовой представлен видеофильмом, снятым в Калужской области. В центре — одинокая, задрапированная в черное фигура на фоне реки, находящаяся в сложном хореографическом взаимодействии с огромной восьмиконечной звездой, сбитой из дерева. «Это моноаструм, куб в кубе, врата мира горнего и дольнего», — так загадочно объясняет автор смысл восьмиконечной звезды.

            Галерея Айдан представила целый ряд своих известных проектов, в том числе пародийные версии Александра Савко на знаменитые картины прошлого с участием мультипликационных персонажей, вариации Владимира Колесникова на темы графики художников Возрождения, известные постановочные фотографии-полиптихи Рауфа Мамедова.

            А на стенде галереи Е.К.Артбюро выделяются фотоколлажи Андрея Филиппова, где фигурирует десятиметровая стальная пила. Сама пила сейчас находится на биеннале в греческих Салониках, а до Афин доехала серия коллажей с той же пилой, вздымающейся посреди всевозможных городских ландшафтов как символ политических разделений и раздоров.

            Есть на выставке и совсем необычные объекты. В центре экспозиции галереи VP Studio Веры Погодиной — сияющая нержавеющей сталью «Галатея», внушительное металлическое тело, принимающее в руках посетителей всевозможные формы. Создатель «Галатеи» известный московский архитектор Борис Стучебрюков поясняет, как устроен этот весьма необычный объект. Постоянно меняющийся эллипсоид «Галатеи» на самом деле является многогранником с двенадцатью вершинами, и собран он более чем из 22 тысяч бритвенных лезвий, торцы которых образуют поверхность тела, а лезвия повернуты внутрь и поэтому неопасны. Колышущаяся под руками посетителей «Галатея» производит странное впечатление, будто является живым существом.

            Наконец, курирующий российскую экспозицию фонд Stella Art Foundation представил художественный проект Александра Джикии «Кафаревуса», посвященный старому литературному стилю греческого языка. Художник задался амбициозной целью проиллюстрировать учебник кафаревусы, написанный в 50-е годы в Лондоне Софоклисом Андреадисом.

            «Этот учебник — сплав тысячелетнего времени в единый набор понятий, создающий мир без времени, мир доброты. Он дает человеческие образцы поведения», — рассказывает Александр Джикия. Он признает, что иллюстрировать грамматические упражнения было непросто. «Я нахожусь на грани между вербальным и визуальным», — говорит художник. Впрочем, несмотря на серьезность его слов, картины-силуэты, отчасти вдохновленные древнегреческой вазописью, подчас глубоко ироничны и далеки от пыльной атмосферы зубрежки, с которой обычно ассоциируются учебники иностранных языков. Например, изображение трех скачущих в беспорядочном веселье фигурок иллюстрируют глубокомысленную фразу учебника: «Мудрым людям учение не нужно, ибо, будучи от природы разумными, они и без учения счастливы».

Телеканал

2007-04-13

http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=146650&cid=46

Россия - официальный гость ярмарки «Арт-Афины»

            Россия будет официальным гостем крупной международной ярмарки искусства "Арт-Афины", которая пройдет в Греции с 30 мая по 3 июля. Об этом сообщили организаторы ярмарки на пресс-конференции в посольстве России в Греции.

            "Мы учли уровень связей между нашими странами в политике и экономике, эти связи находятся на подъеме. Мы работаем в культурной области и можем способствовать тому, чтобы культурное измерение добавилось к другим аспектам взаимоотношений двух стран", – сказала представительница оргкомитета ярмарки.

            "Это первое в истории подобное приглашение. Восемь ведущих российских галерей современного искусства будут представлены в Афинах. Греческая публика, которая не очень избалована произведениями российского искусства сможет оценить пути его развития. Есть новые люди, новые художники, которые, может быть, впоследствии прославятся в мировом масштабе", – сказал, в свою очередь, посол России в Греции Андрей Вдовин.

            Греческая сторона взяла на себя основные расходы по участию в «Арт-Афинах» восьми галерей современного искусства. Среди них - галерея Веры Погодиной «VP-studio», галерея Айдан, Fine Art Gallery, "Кино", Е.К.АртБюро, Pop/off/art, а также галерея Дмитрия Семенова из Санкт-Петербурга и Владивостокская Арка.

            В Афинах российские художники представят несколько проектов, которые организаторы назвали инновационными. На центральной выставочной площадке Афин будет представлен проект "Кафаревуса". В российском посольстве в Афинах будет показаны работы Евгении Емец и Стаса Полнарева. Также в Музее современного искусства откроется российско-австрийский проект Евгении Емец и Маркуса Прошека "Elements of light". Куратором выставки будет Борис Маннер, профессор Университета прикладных искусств в Вене.