Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Энвиль Касимов. Я люблю их

   Энвиль Касимов

   Curators :

   29.04.2008

   04.05.2008

   

            Выставка произведений Энвиля Касимова «Я люблю их» на первый взгляд вполне укладывается в рамки наших представлений об анималистическом жанре, теме в искусстве довольно редкой. Неслучайно анимализм как самостоятельная тема в истории искусства сформировался лишь два столетия назад, заявив о себе в живописи и мелкой пластике начала XIX века. Однако в представленных в экспозиции произведениях не найти ни драматизма охотничьих сцен, ни умильного любования домашними питомцами, ни натурализма исследователя, столь характерных для произведений этого жанра. В образах «братьев наших меньших» Энвиля Касимова привлекает совершенно иное, изображения зверей и птиц оказываются для автора лишь поводом для постановки сложных философских и психологических проблем. Ведь каждый из экспонируемых образов, независимо от зоологической дифференциации, - это, прежде всего, портрет, тонкий, проникновенный. Собаки и олени, мухи и бегемоты видятся автору как независимые самостоятельные личности. Они обладают собственным внутренним миром, собственным характером. В их глазах бесконечная грусть, словно лишь им открыты тайны бытия. Вглядываясь в души зрителя своими «собачьими глазами» они задевают самые тонкие, самые сокровенные струны нашей души. «Бессловесные твари», по воле автора наделенные знанием Гессе и Достоевского, погружены в философское осмысление онтологических проблем.

            Начав со станковых картин, автор расширяет рамки творческого эксперимента, обращаясь к использованию новых материалов и художественных приемов. Разрушая границы картинного пространства, художник увеличивает масштаб своих произведений. В недавно созданной серии монументальных декоративных панно на ткани мастер, использует разнообразные живописные манеры, от свободно экспрессивной до вычурно педантичной. Автор создает пространство диалога между художественным образом и тиражным рисунком фона. Иногда, эффектно вписывая изображения животных в орнаментальную раму ковров и покрывал, он словно пародирует стилистику массовой продукции, охотно обращающейся к анималистической тематике. То, напротив, практически абстрагировавшись от повторяющегося штампа, сосредотачивает внимание на свободе живописного жеста и экспрессивности композиции. Художник демонстрирует достаточно широкий спектр возможностей этого диалога, превращая текстильный орнамент в важнейший элемент символической структуры живописного произведения.

            Выполненные в разное время, в различных техниках работы Энвиля Касимова складываются в единую серию, поскольку в каждый образ автор вкладывает частицу своего «я». Каждое из его произведений можно воспринять как автопортрет, но в то же время - это и легко узнаваемый характерный типаж. В «зверином» обличие глупость, надменность, преданность, душевная теплота приобретают характер универсальных категорий. «Человек никогда не волновал моих чувств, животные казались мне красивее и чище» - признавался в начале ХХ столетия немецкий экспрессионист Франц Марк, полагавший, что только животным дано постичь космические законы. Его романтический призыв «видеть мир как животные, существовать как растения и камни» нашел современное продолжение – «Я люблю их».

Александра Данилова


Фотографии с выставки «Я люблю их»





   Авторы



Энвиль Касимов

            1988-1993 годы участие в деятельности первого независимого творческого объединения «Лодка», которое было создано художниками Удмуртии для развития актуального современного искусства.
            С 1990 по 1992 годы учеба на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета, на факультете живописи в Московском государственном художественном институте имени Сурикова, работал художником московского кооператива «Глобус».
            С 1992 году стал одним из создателей и председателем общественной организации «Ижевский клуб», которая занималась различными проектами в области искусства.
            В начале 90-х годов Энвиль Касимов занимался продюсированием различных арт-проектов, один из них – проект «Новые песни древней земли» состоялся в 1992 году. Занимался организацией этнографической экспедиции в Юкаменский район Удмуртии, где были сделаны записи аутентичного фольклора, а затем выпущен виниловый диск «Бесермян-крезь».
            В 1993 году работал в ижевском муниципальном выставочном центре «Галерея» заместителем директора, а затем – руководителем дизайн-группы ТОО ПГ «Ижевский завод», занимался реализацией творческих проектов.
            В 1993 и 1994 годах Энвиль Касимов стал организатором праздников «День города» в Ижевске.
            В 2003 году Энвиль Владимирович стал главным редактором газеты «Известия Удмуртской Республики». В 2004 году Энвиль Владимирович и редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» принимали активное участие в реализации программы «Ижевск – Культурная столица Поволжья». По итогам этой деятельности он получил благодарственное письмо мэра города Ижевска за организацию и проведение программы «Ижевск – Культурная столица Поволжья» за 2004 год. В 1988 году он принимал участие в выставке «Молодость нашей страны» в Москве, в 1989 году его работы экспонировались на первой ижевской выставке авангардного искусства «Да!». В 1990 году состоялось несколько выставок с его участием: «Лодка» в Ижевске, «Нагота глазами XX века» в Ижевске и Москве, «Lines soft and hard» в Москве, перформанс «Белый флаг черного шамана» в Ижевске, «Mastaba» в Москве, «Druo» в Париже. В 1991 году художественные работы, созданные Энвилем Владимировичем, экспонировались в Ижевске, Москве и Берлине на выставке «Монохром», на выставках «X-Annet» в Ижевске, «Танатос» в Москве, в Ижевске прошла персональная выставка «Росомаха». В 1992 году он принимал участие в московских и ижевских выставках «10 уровней», «Tanatos-Murt», в московской выставке в Музее палеонтологии, и на аукционе «Druo» в США и Франции. В том же году им была создана галерея уличных скульптур, которые украсили парковую зону Дворца детского и юношеского творчества в Ижевске. Созданные Энвилем Владимировичем художественные работы находятся в частных коллекциях во Франции, Германии, США, Норвегии, Австралии и России. В настоящее время занимается реализацией в Ижевске крупномасштабных проектов в сфере современного искусства - арт-форум «День Удмурта» и арт-ассамблея «Ижевский Арсенал (Все из дерева)».
            В апреле 2008 года прошла персональная выставка «Я люблю их» в Москве (Центральный дом художника). Организатором выставки являлось Е.К.Арт-Бюро
            2009 год – организация и реализация проекта «Куриный Рай. Куриный Край» (январь – «Арт-Пермь», февраль – «Арт.Галерея - Казань», март-апрель «Сити-галерея Ижевск» май – Ночь Музеев арт стрелка Москва, июнь – Ижевск, август – Ширяевское Биеннале)
            Март 2009 – персональная выставка «Детское» в Е.К.Арт.Бюро (Москва)
            Сентябрь-Октябрь 2009 – участие в выставке «Omne animal» 3-я Московская Биеннале – параллельная программа, Московский зоопарк.
            2010 год – Участие с проектом «Круг Чайковского» на «Арт.Галерея-Казань-2010», персональная выставка «Волки» - галерея «Известия Удмуртской Республики», издание книги «Правдивые рассказы из жизни знаменитого композитора П.И.Чайковского (Быль)». Курирование выставок в г. Ижевске (С. Орлов, П. Аксенов)
            Организация и проведение церемонии присвоение звания «Почетный Удмурт» Эмиру Кустурицы и проведение концерта EMIR KUSTURICA and «TNSO» в г. Ижевске
Участие в литературном сборнике «Ижевская тетрадь» презентация в Москве (декабрь 2010)





   Произведения






   Каталоги






   Публикации


Время новостей

2008-05-05

http://www.vremya.ru/2008/76/10/202969.html

Нитроанималистика

Федор Ромер

           В предпраздничной суете как-то затерялось открытие выставки Энвиля Касимова «Я люблю их» в Центральном доме художника, хотя она приметна хотя бы по формальным признакам. Картинам внушительных размеров тесно даже в четырех отведенных залах, а одним из организаторов проекта стало «Е. К. Артбюро» -- известная и уважаемая столичная галерея.

            Дело, наверное, не только в общем каникулярном настроении. Просто Касимова у нас или забыли, или уже не знают. Выпускник Суриковского института и активный участник московской артжизни, он в середине 1990-х вернулся на родину в Удмуртию и отошел от непосредственной художественной деятельности, с головой окунувшись в политику и журналистику. Вот и нынешнюю выставку поддерживают лично президент Удмуртской Республики Александр Волков (Касимов -- депутат Госсовета) и газета «Известия Удмуртской Республики» (он ее редактор). А главным героем на вернисаже оказался заместитель главы администрации Ижевска, вице-мэр города Сергей Протозанов.

            Однако перед нами не заурядная «проплаченная» гастроль номенклатурщика, на досуге рисующего пейзажи или выпиливающего лобзиком. Во-первых, Энвиль Касимов не устает повторять, что для себя он не различает политические и артистические жесты, и все, что делает, считает единым перформансом. А такие откровенные заявления невозможны даже в продвинутой Москве. Во-вторых, в Ижевске Касимов еще и уникальный культуртрегер, устроитель этнографических экспедиций, показов альтернативного кино, фестиваля современного искусства «Арт-Форум» и ассамблеи «Ижевский арсенал» (о последней см. «Время новостей» № 106 за 21 июня 2007 года,), в которых участвуют даже столичные звезды вроде «Синих носов» и тандема Виноградов--Дубосарский. Он до сих пор безусловный авторитет для молодой поросли ижевских радикалов, излишняя брутальность которых есть дерзкий ответ своему символическому отцу Энвилю. Самое же главное: Касимов остался очень хорошим художником, несмотря на долгий перерыв, что и демонстрируют работы последних лет, показанные сейчас в ЦДХ.

            Выставка с обманчиво сентиментальным названием «Я люблю их» -- тот редкий пример contemporary art, который можно смело рекомендовать для ознакомления самой широкой аудитории, начиная с детсадовцев (что есть лишний повод все-таки рассказать о ней на газетной странице). Это с виду искусство настолько демократическое, что умудренный эксперт, не разобравшись, может пожелать Касимову сразу отправиться из ЦДХ под его стены, на набережную с салонно-китчевым непотребным развалом. Потому что в последней серии художник изображает животных, птиц, насекомых, земноводных (вернее, лягушек), и сначала кажется, что без всяких изысков и задних мыслей, без коннотаций и референций, непосредственно и, что самое страшное сегодня, реалистично. Поначалу удивляют лишь огромный размер большинства работ и маэстрия художника, явно не пользовавшегося эпидиаскопом-проектором, а рисовавшим если не с натуры, то по памяти. Но это тоже скорее в минус, признак окончательной архаичности.

            Потом начинаешь все-таки вглядываться в касимовскую масштабную анималистику. И тут открываются сразу несколько сдвигов традиционно-наивной эстетики, превращающие эту живопись в предмет современного искусства и свидетельство авторской вменяемости.

            Вдруг понимаешь, что Касимов все-таки бывает цитатен и ироничен. Заяц у него - потомок знаменитого «Кролика» (1502) Альбрехта Дюрера. Мрачноватые олени словно сошли с картин Пиросмани. Стоящий на задних лапках суслик будто бы зажимает в передних «черные квадраты» Малевича, стыдливо ими прикрываясь. Но эти стилистические игры (которыми, впрочем, теперь никого не удивишь) поначалу не так заметны оттого, что одновременно с ними в касимовских «портретах» есть странные лиричность и психологизм. Лягушка так смотрит на тебя своими выпученными глазами, что от нее невозможно отвести взгляд. Волки и собаки тоже гипнотизируют зрителя. Бегемот превращается в трагического героя, а нелепый страус - в «лишнего человека». Животные у Касимова не то, чем они кажутся.

            Но и на этом театральность не прекращается. Многие картины художник пишет на ткани - настенных ковриках, гобеленах, старых байковых одеялах, при этом оставляя фон частично не закрашенным. Так что орнаменты ковров и покрывал (иногда также с анималистическими мотивами) становятся важными элементами картины, своей фабричной штампованной организованностью подчеркивая свободу авторского жеста. Все вместе же напоминает не то декорации, не то занавес к некоему не поставленному спектаклю.

            Своего рода спектаклем-перформансом является и сам процесс создания работ. Те, кто знаком с Энвилем, удивляются скорости производства: у него на каждое произведение, вне зависимости от размера, уходит один день. Но объясняется это не только «общественными нагрузками» художника и связанным с ними дефицитом времени (свободный день надо еще выкроить в плотном графике), а специфической техникой. Касимов пишет так называемой НЦ, эмалью для металла и дерева, запах которой может привести к токсикации. Потому тут не постоишь раздумчиво перед мольбертом с палитрой в руках - нужны резиновые перчатки, маска и быстрота. Однако экстремальные условия работы и порождают ту оригинальную касимовскую эстетику, в которой эмоциональность сочетается с иронией, искренность - с цитатностью, сентиментальность - с концептуальностью и театральностью. А мир животных - с технической нитрокраской.

            В сопроводительном тексте к выставке Касимова сотрудник Пушкинского музея, искусствовед и куратор Александра Данилова вполне уместно вспоминает немецкого экспрессиониста Франца Марка, одного из создателей легендарного альманаха «Синий всадник», художника, погибшего в 36 лет на полях под Верденом в 1916-м. Для него, как известно, образ животного всегда был красивее и чище образа человека. Но то были романтические (и утопические) поиски духовности в предчувствии ужасов наступающего XX века. Касимов работает столетие спустя, памятуя обо всем случившемся. И «Я люблю их» в названии проекта звучит цинично и обреченно одновременно. Его животные -- уже не носители космической мудрости, а несчастные персонажи из Красной книги, скрывающиеся от всепроникающего едкого запаха нитрокраски в орнаментах мещанских ковриков и детских одеял. А художник старается дать им новую жизнь.

            Вот об этом, собственно, выставка, оставшаяся незамеченной в праздничной суматохе.

Центральный Дом Художника

2008-04-29

http://www.museum.ru/N33760

Я люблю их

            Выставка произведений Энвиля Касимова «Я люблю их» на первый взгляд вполне укладывается в рамки наших представлений об анималистическом жанре, теме в искусстве довольно редкой. Неслучайно анимализм как самостоятельная тема в истории искусства сформировался лишь два столетия назад, заявив о себе в живописи и мелкой пластике начала XIX века. Однако в представленных в экспозиции произведениях не найти ни драматизма охотничьих сцен, ни умильного любования домашними питомцами, ни натурализма исследователя, столь характерных для произведений этого жанра. В образах «братьев наших меньших» Энвиля Касимова привлекает совершенно иное, изображения зверей и птиц оказываются для автора лишь поводом для постановки сложных философских и психологических проблем. Ведь каждый из экспонируемых образов, независимо от зоологической дифференциации, - это, прежде всего, портрет, тонкий, проникновенный. Собаки и олени, мухи и бегемоты видятся автору как независимые самостоятельные личности. Они обладают собственным внутренним миром, собственным характером. В их глазах бесконечная грусть, словно лишь им открыты тайны бытия. Вглядываясь в души зрителя своими «собачьими глазами» они задевают самые тонкие, самые сокровенные струны нашей души. «Бессловесные твари», по воле автора наделенные знанием Гессе и Достоевского, погружены в философское осмысление онтологических проблем. Начав со станковых картин, автор расширяет рамки творческого эксперимента, обращаясь к использованию новых материалов и художественных приемов. Разрушая границы картинного пространства, художник увеличивает масштаб своих произведений. В недавно созданной серии монументальных декоративных панно на ткани мастер, использует разнообразные живописные манеры, от свободно экспрессивной до вычурно педантичной. Автор создает пространство диалога между художественным образом и тиражным рисунком фона. Иногда, эффектно вписывая изображения животных в орнаментальную раму ковров и покрывал, он словно пародирует стилистику массовой продукции, охотно обращающейся к анималистической тематике. То, напротив, практически абстрагировавшись от повторяющегося штампа, сосредотачивает внимание на свободе живописного жеста и экспрессивности композиции. Художник демонстрирует достаточно широкий спектр возможностей этого диалога, превращая текстильный орнамент в важнейший элемент символической структуры живописного произведения. Выполненные в разное время, в различных техниках работы Энвиля Касимова складываются в единую серию, поскольку в каждый образ автор вкладывает частицу своего «я». Каждое из его произведений можно воспринять как автопортрет, но в то же время - это и легко узнаваемый характерный типаж. В «зверином» обличие глупость, надменность, преданность, душевная теплота приобретают характер универсальных категорий. «Человек никогда не волновал моих чувств, животные казались мне красивее и чище» - признавался в начале ХХ столетия немецкий экспрессионист Франц Марк, полагавший, что только животным дано постичь космические законы. Его романтический призыв «видеть мир как животные, существовать как растения и камни» нашел современное продолжение – «Я люблю их». Работы находятся в коллекциях в России, СНГ, Германии, Франции, Чехии, Канады, ЮАР, Шри-Ланки и др. С 1994 года ведет активную общественную и политическую деятельность, сопредседатель РУОД «Удмуртия без наркотиков», неоднократно избирался депутатом Государственного Совета Удмуртии, в настоящее время заместитель председателя комиссии по социальной политике

            «Для меня политика это своего рода перформанс. Сегодня в ней создано особое сакральное пространство, где каждое движение носит, по сути, ритуальный характер. Это область максимальной концентрации символов, сигналов и смыслов, то есть того импульса, который ищет художник в окружающем мире. Мне хотелось бы, чтобы в государственные и общественные организации пришло больше художников. Ведь многие акции и политические выступления, и мои в том числе, могут быть рассмотрены, прежде всего, как художественные жесты.»

Энвиль Касимов