Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ)

   Группа "Перцы"
   Сергей Ануфриев
   Леонид Войцехов
   Юрий Лейдерман
   Светлана Мартынчик
   Александр Петрелли
   Лариса Резун-Звездочетова
   Игорь Чацкин

   Curators :
Елена Куприна, Николай Панитков

   18.11.2008

   14.12.2008

   

            Коллекция музея МАНИ (Московский Архив Нового Искусства) – первое частное собрание работ художников, причисляемых к кругу концептуалистов.

            Отечественная версия этого направления значительно отличается от западной, поэтому критики вынуждены использовать специальные термины. Чаще всего его называют московским концептуализмом, хотя он включает и одесских художников. Любопытный факт - концептуализм оказался близок авангардным художникам только двух городов - Москвы и Одессы. Основная причина появления в Одессе начала восьмидесятых годов подобного феномена кроется, вероятно, в особенностях одесской культуры с её специфически ироничной речевой практикой.

            Как и в Москве, группа молодых людей противопоставила пластическим поискам шестидесятников (в Одессе существовало мощное левое крыло южной школы) остроумное и нетрадиционное по форме интеллектуальное искусство. Как и московские художники, помимо визуальных объектов они занимались литературой, перформансом, музыкой. Создателем и главным провокатором этого круга считается Сергей Ануфриев, сын известного одесского живописца-шестидесятника Александра Ануфриева. Пятнадцатилетним юношей он ворвался в московскую художественную жизнь и потянул за собой других одесских художников. Дебютом их московской «карьеры» стали выставки в АПТ-АРТе и выставки Клуба Авангардистов (КЛАВА) на Автозаводской.

            В состав выставки вошли работы С. Ануфриева, Л. Войцехова, Ю. Ледермана, С. Мартынчик, группы "Перцы", А. Петрелли, Л. Резун-Звездочетовой, И. Чацкина.

Е. Романова

Нету Петрелли - б/н





   Авторы



Группа "Перцы"

Одесситы Людмила Скрипкина и Олег Петренко. Работали вместе в 1982-2000. В середине 80-х участвовали в выставках московского и одесского APTARTa.

Сергей Ануфриев

Ануфриев Сергей Александрович. Р. 1964, Одесса. Участник выставок APTARTа. В 1985 переехал из Одессы в Москву, но неоднократно появлялся в качестве художника и куратора в Одессе и Киеве. В 1987 возглавил московский "Клуб авангардистов" (КЛАВА). В том же году совместно с П. Пепперштейном и Ю. Лейдерманом образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Живет и работает в Москве и Одессе.

Леонид Войцехов

Родился в 1955 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище им. Грекова, Одесском педагогическом институте, Одесском архитектурном институте. В начале 80-х – член одесской группы авангардных художников, организатор выставок одесского АПТ-АРТа. В 1987 году переехал в Москву. Работал в мастерских Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Одессе.

Юрий Лейдерман

Лейдерман Юрий Александрович. Р. 1963, Одесса. Окончил Московский химико-технологический институт (1987). В 1980-е участвовал в выставках одесского APTARTa. В 1987 совместно с Сергеем Ануфриевым и Павлом Пепперштейном образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Работал в мастерских Фурманного переулка. С 2008 участник группы "Капитон". Живет и работает в Берлине и Москве.

Светлана Мартынчик

Родилась в 1965 году в Одессе. Художник, скульптор, известный писатель. Совместно с Игорем Стёпиным принимала участие в неофициальной художественной жизни Одессы. Известна как автор литературных произведений, обзоров и рецензий, опубликованных под псевдонимом Макс Фрай.
С 1993 года жила в Москве, с 2004 года — в Вильнюсе.

Александр Петрелли

Родился в 1968 году в Одессе. Работал актером миманса в Одесском театре оперы и балета. В 1985 году сделал перформанс «Таз», посвященный группе «Мухомор». Выступал в музыкальных панк-группах «Чудовищная несправедливость» и «Дети на травэ». Участник квартирных выставок в Одессе. С 1991 года живёт в Москве. Работал в мастерских Чистопрудного переулка. В 1996 года совместно с группой «Перцы» запускает проект «Галерея Пальто», действующий по настоящее время. Один из создателей и участников группы «Ди Папл под фанеру».

Лариса Резун-Звездочетова

Звездочетова-Резун Лариса Юрьевна. Р. 1958, Одесса. Окончила художественно-графический факультет Одесского педагогического института им. К.Д. Ушинского. В середине 80-х участвовала в выставках московского и одесского АРТАRТа. В 1985 переехала в Москву. Работала в мастерских Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Москве.

Игорь Чацкин

Р. 1963, Одесса. Учился в Одесском политехническом институте. В середине 80-х активно участвовал в деятельности группы одесских авангардистов. Принимал участие в выставках APTARTа и "Клуба авангардистов" (КЛАВА). В 1987 переехал в Москву. Работал в мастерских Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Одессе и Киеве.





   Произведения


   

Хочу замуж

Светлана Мартынчик

Фанера, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Немедленно открой

Леонид Войцехов

>Картон, бумага, тушь

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Гостелерадио - Краматорск

Юрий Лейдерман

Клеенка, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Два Николая

Группа "Перцы"

Оргалит, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






К столетию

Леонид Войцехов

Картон, бумага, тушь, гуашь

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Гостелерадио - Гастелло

Юрий Лейдерман

Холст, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Без названия

Светлана Мартынчик

Масло, картон

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Скопцы

Игорь Чацкин

Металл, эмаль

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






И

Сергей Ануфриев

Фанера, эмаль, пластик, целлофановый пакет, репродукция фотографии

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков






Давно ушли...

Игорь Чацкин

Холст, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков










   Каталоги






   Публикации


Российская газета

2008-12-02

http://www.rg.ru/2008/12/02/288893.html

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства

Андрей Ковалев

            В конце 80-х два одессита, Юрий Лейдерман и Сергей Ануфриев, соединились с золотым ребенком московского концептуализма Павлом Пепперштейном, образовав культовую группу "Медицинская герменевтика". Но в работах на нынешней выставке – никакой интеллектуальной рафинированности, характерной для «Медгерменевтов», только чистый драйв: разболтанный и психоделический одесский нью-вейв, грубый и восхитительно аляповатый. Фирменный одесский абсурд и ментальный беспредел, выливающийся в изощренный декаданс.

Коммерсантъ

2008-11-25

http://www.kommersant.ru/doc/1078081

Южный приток московского течения

            В московской галерее "Е. К. Артбюро" открылась выставка "Южнорусская концептуальная школа. Из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ)". Редкие образчики немосковского концептуализма рассматривала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            Самое значимое течение послевоенного отечественного авангарда привычно называется московским концептуализмом. Что не совсем точно. Конечно, сложился концептуализм именно в Москве, но в начале 1980-х в него влилась группа молодых художников из Одессы. Оттуда появились Сергей Ануфриев и Юрий Лейдерман, вместе с москвичом Павлом Пеперштейном основавшие группу "Медицинская герменевтика", Игорь Чацкин, Леонид Войцехов, две творческо-супружеские пары — Светлана Мартынчик и Игорь Степин и "Перцы" (Олег Петренко и Людмила Скрипка), Лариса Резун, а также Александр Петрелли — именно их работы и можно увидеть на выставке в "Е. К. Артбюро".

            Строго говоря, одесские художники недолго оставались одесскими. Все они к середине 1980-х оказываются в Москве. Да и сам феномен одесского концептуализма возник под сильнейшим московским влиянием — во многом благодаря Сергею Ануфриеву, регулярно наведывавшемуся в столицу и привозившему последнюю информацию — в форме рассказов и слухов. Но тем не менее в Одессе начали заниматься чем-то вроде концептуального искусства еще до того, как узнали сам этот термин,— создавать объекты или устраивать перформансы и акции абсурдистского толка. Так, акция, устроенная Юрием Лейдерманом и Игорем Чацкиным в 1982 году, приглашала зрителей на "первый в истории человечества пилотируемый полет мысли". Одесситам, в отличие от москвичей, был чужд соц-арт и вообще социально-критическая составляющая. Московское искусство называли "водочным", а одесское — "плановым".

            Раритетные работы ранних 1980-х, которые можно увидеть в "Е. К. Артбюро", вообще трудно отнести к одному направлению. Конечно, тут есть вещи, вполне похожие на московский концептуализм, а то и пародирующие его. Как, например, альбомы-открытки Леонида Войцехова: на обложке, например, с помпой написано "к 100-летию", а внутри — "век бы не видал". Или объект Игоря Чацкина — транспарант "Все художники этого направления — хромые", водруженный на два костыля. Есть вроде бы заведомо трэшевый и в то же время изысканный объект "Перцев" — видавшая виды раковина словно с коммунальной кухни, тщательно размеченная какими-то математическими графиками. Есть погруженные в сугубо личную мифологию произведения Юрия Лейдермана, например, полотно, где на фоне затхлого обойного узорчика написано "Гостелерадио" и "Краматорск". Название украинского города заинтересовало автора своим созвучием со словом "крематорий": художник посвятил немало произведений и эссе исследованию кладбищ и колумбариев. Но есть и произведения совсем иного рода. Псевдопримитивистская работа Светланы Мартынчик "Хочу замуж!" с двумя монструозными женщинами-эмбрионами. Лубочное полотно Ларисы Резун "Русские" — желтоволосый Иванушка с зайчиком в обрамлении двух дедушек-атлантов.

            Впрочем, этот стилистический разнобой не должен особо удивлять. Как и собственно московский концептуализм, его одесская ветвь изначально была скорее компанией, чем школой, объединенной не теорией, а общим драйвом, который и сейчас вызывает завистливую ностальгию. Тем более что из представленных на выставке художников на нынешней российской арт-сцене остались далеко не все. Работы Юрия Лейдермана, живущего в Берлине, легче увидеть на Западе, чем в Москве, художница Светлана Мартынчик превратилась в писателя Макса Фрая, а чем занимаются Игорь Чацкин и "Перцы", толком не знает никто.

Time Out

2008-11-07

http://www.gif.ru/afisha/south-rus-ekartburo/

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства

Андрей Ковалев

            Компания очень молодых людей в буйных 80-х, конечно, должна была создать рок-группу. Но юные одесситы – натуральные панки, начитавшиеся Лотмана, Витгенштейна и Леви-Стросса, – почему- то решили быть художниками и оттягиваться на картинках.

            В результате на закрашенном тупым бюрократическим цветом полотне видим пионера-отличника с книжкой. А начертанная старательным школьным шрифтом надпись на фоне гласит: "Скопцы – это мирные герои уюта". Чума полная: причем здесь пионер? Какие там скопцы? И какой, в конце концов, уют? Понятно, что у создателя этого исторического полотна Игоря Чацкина даже бесполезно спрашивать, что это обозначает, – пурги нагонит выше крыши. Или: на столь же дурацком и невыразительном фоне карта, разделенная на квадратики вроде фишек домино. А надпись гласит: "Сразу после завоевания Гренландия была поделена на точечные поля для плясок".

            Это чистое издевательство над высоким искусством, что и признает сам Сергей Ануфриев, совместно с другим одесситом, Юрием Лейдерманом, а также с выросшим в Праге москвичом Павлом Пепперштейном, в конце 80-х создав создавший культовую группу "Медицинская герменевтика". Позже медгерменевты достигли самых крайних ределов психоделической тоски, но в середине 80-х просто и конкретно гнали. И только страсть московских концептуалистов к созданию всеобщего архива привела к тому, что эти развеселые и странные работы сохранились в коллекции Московского архива нового искусства (МАНИ). Иначе бы мы ничего о нем не узнали.

            Но, если присмотреться внимательней, жизнь все же была гораздо веселей, чем искусство. Однажды, после серьезной бури, свалившей в городе множество деревьев, компания вышла на демонстрацию с лозунгом "Они нам ответят за это". И, что самое забавное, лидеру одесских нью-вейверов Леониду Войцехову в КГБ поверили, что акция была направлена не против советской власти, а против безжалостных и безответственных сил природы. Вот какое искусство нам сейчас нужно!