Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects.php on line 8
E.K. АртБюро: Проекты
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 2

   Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14


Информация о проекте



Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 66

   Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ)


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 81
   Группа "Перцы"
   Сергей Ануфриев
   Леонид Войцехов
   Юрий Лейдерман
   Светлана Мартынчик
   Александр Петрелли
   Лариса Резун-Звездочетова
   Игорь Чацкин


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 98

   Curators :
Елена Куприна, Николай Панитков

   18.11.2008

   14.12.2008


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 135

   

            Коллекция музея МАНИ (Московский Архив Нового Искусства) – первое частное собрание работ художников, причисляемых к кругу концептуалистов.

            Отечественная версия этого направления значительно отличается от западной, поэтому критики вынуждены использовать специальные термины. Чаще всего его называют московским концептуализмом, хотя он включает и одесских художников. Любопытный факт - концептуализм оказался близок авангардным художникам только двух городов - Москвы и Одессы. Основная причина появления в Одессе начала восьмидесятых годов подобного феномена кроется, вероятно, в особенностях одесской культуры с её специфически ироничной речевой практикой.

            Как и в Москве, группа молодых людей противопоставила пластическим поискам шестидесятников (в Одессе существовало мощное левое крыло южной школы) остроумное и нетрадиционное по форме интеллектуальное искусство. Как и московские художники, помимо визуальных объектов они занимались литературой, перформансом, музыкой. Создателем и главным провокатором этого круга считается Сергей Ануфриев, сын известного одесского живописца-шестидесятника Александра Ануфриева. Пятнадцатилетним юношей он ворвался в московскую художественную жизнь и потянул за собой других одесских художников. Дебютом их московской «карьеры» стали выставки в АПТ-АРТе и выставки Клуба Авангардистов (КЛАВА) на Автозаводской.

            В состав выставки вошли работы С. Ануфриева, Л. Войцехова, Ю. Ледермана, С. Мартынчик, группы "Перцы", А. Петрелли, Л. Резун-Звездочетовой, И. Чацкина.

Е. Романова

Нету Петрелли - б/н





   Авторы




Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/authors_view.php on line 8

Группа "Перцы"

Одесситы Людмила Скрипкина и Олег Петренко. Работали вместе в 1982-2000. В середине 80-х участвовали в выставках московского и одесского APTARTa.

Сергей Ануфриев

Ануфриев Сергей Александрович. Р. 1964, Одесса. Участник выставок APTARTа. В 1985 переехал из Одессы в Москву, но неоднократно появлялся в качестве художника и куратора в Одессе и Киеве. В 1987 возглавил московский "Клуб авангардистов" (КЛАВА). В том же году совместно с П. Пепперштейном и Ю. Лейдерманом образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Живет и работает в Москве и Одессе.

Леонид Войцехов

Родился в 1955 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище им. Грекова, Одесском педагогическом институте, Одесском архитектурном институте. В начале 80-х – член одесской группы авангардных художников, организатор выставок одесского АПТ-АРТа. В 1987 году переехал в Москву. Работал в мастерских Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Одессе.

Юрий Лейдерман

Лейдерман Юрий Александрович. Р. 1963, Одесса. Окончил Московский химико-технологический институт (1987). В 1980-е участвовал в выставках одесского APTARTa. В 1987 совместно с Сергеем Ануфриевым и Павлом Пепперштейном образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Работал в мастерских Фурманного переулка. С 2008 участник группы "Капитон". Живет и работает в Берлине и Москве.

Светлана Мартынчик

Родилась в 1965 году в Одессе. Художник, скульптор, известный писатель. Совместно с Игорем Стёпиным принимала участие в неофициальной художественной жизни Одессы. Известна как автор литературных произведений, обзоров и рецензий, опубликованных под псевдонимом Макс Фрай.
С 1993 года жила в Москве, с 2004 года — в Вильнюсе.

Александр Петрелли

Родился в 1968 году в Одессе. Работал актером миманса в Одесском театре оперы и балета. В 1985 году сделал перформанс «Таз», посвященный группе «Мухомор». Выступал в музыкальных панк-группах «Чудовищная несправедливость» и «Дети на травэ». Участник квартирных выставок в Одессе. С 1991 года живёт в Москве. Работал в мастерских Чистопрудного переулка. В 1996 года совместно с группой «Перцы» запускает проект «Галерея Пальто», действующий по настоящее время. Один из создателей и участников группы «Ди Папл под фанеру».

Лариса Резун-Звездочетова

Звездочетова-Резун Лариса Юрьевна. Р. 1958, Одесса. Окончила художественно-графический факультет Одесского педагогического института им. К.Д. Ушинского. В середине 80-х участвовала в выставках московского и одесского АРТАRТа. В 1985 переехала в Москву. Работала в мастерских Фурманного переулка и Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Москве.

Игорь Чацкин

Р. 1963, Одесса. Учился в Одесском политехническом институте. В середине 80-х активно участвовал в деятельности группы одесских авангардистов. Принимал участие в выставках APTARTа и "Клуба авангардистов" (КЛАВА). В 1987 переехал в Москву. Работал в мастерских Чистопрудного бульвара. Живет и работает в Одессе и Киеве.





   Произведения


   

Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Хочу замуж


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Светлана Мартынчик


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Фанера, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Немедленно открой


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Леонид Войцехов


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

>Картон, бумага, тушь

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Гостелерадио - Краматорск


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Юрий Лейдерман


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Клеенка, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Два Николая


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Группа "Перцы"


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Оргалит, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

К столетию


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Леонид Войцехов


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Картон, бумага, тушь, гуашь

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Гостелерадио - Гастелло


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Юрий Лейдерман


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Холст, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Без названия


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Светлана Мартынчик


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Масло, картон

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Скопцы


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Игорь Чацкин


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Металл, эмаль

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

И


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Сергей Ануфриев


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Фанера, эмаль, пластик, целлофановый пакет, репродукция фотографии

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков







Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 17

Давно ушли...


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/dbfunctions.php on line 426

Игорь Чацкин


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/creations_view.php on line 28

Холст, масло

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ), Елена Куприна, Николай Панитков










   Каталоги






   Публикации



Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications_view.php on line 14

Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications_view.php on line 14

Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications_view.php on line 14

Российская газета

2008-12-02

http://www.rg.ru/2008/12/02/288893.html

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства

Андрей Ковалев

            В конце 80-х два одессита, Юрий Лейдерман и Сергей Ануфриев, соединились с золотым ребенком московского концептуализма Павлом Пепперштейном, образовав культовую группу "Медицинская герменевтика". Но в работах на нынешней выставке – никакой интеллектуальной рафинированности, характерной для «Медгерменевтов», только чистый драйв: разболтанный и психоделический одесский нью-вейв, грубый и восхитительно аляповатый. Фирменный одесский абсурд и ментальный беспредел, выливающийся в изощренный декаданс.

Коммерсантъ

2008-11-25

http://www.kommersant.ru/doc/1078081

Южный приток московского течения

            В московской галерее "Е. К. Артбюро" открылась выставка "Южнорусская концептуальная школа. Из собрания Московского архива нового искусства (МАНИ)". Редкие образчики немосковского концептуализма рассматривала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

            Самое значимое течение послевоенного отечественного авангарда привычно называется московским концептуализмом. Что не совсем точно. Конечно, сложился концептуализм именно в Москве, но в начале 1980-х в него влилась группа молодых художников из Одессы. Оттуда появились Сергей Ануфриев и Юрий Лейдерман, вместе с москвичом Павлом Пеперштейном основавшие группу "Медицинская герменевтика", Игорь Чацкин, Леонид Войцехов, две творческо-супружеские пары — Светлана Мартынчик и Игорь Степин и "Перцы" (Олег Петренко и Людмила Скрипка), Лариса Резун, а также Александр Петрелли — именно их работы и можно увидеть на выставке в "Е. К. Артбюро".

            Строго говоря, одесские художники недолго оставались одесскими. Все они к середине 1980-х оказываются в Москве. Да и сам феномен одесского концептуализма возник под сильнейшим московским влиянием — во многом благодаря Сергею Ануфриеву, регулярно наведывавшемуся в столицу и привозившему последнюю информацию — в форме рассказов и слухов. Но тем не менее в Одессе начали заниматься чем-то вроде концептуального искусства еще до того, как узнали сам этот термин,— создавать объекты или устраивать перформансы и акции абсурдистского толка. Так, акция, устроенная Юрием Лейдерманом и Игорем Чацкиным в 1982 году, приглашала зрителей на "первый в истории человечества пилотируемый полет мысли". Одесситам, в отличие от москвичей, был чужд соц-арт и вообще социально-критическая составляющая. Московское искусство называли "водочным", а одесское — "плановым".

            Раритетные работы ранних 1980-х, которые можно увидеть в "Е. К. Артбюро", вообще трудно отнести к одному направлению. Конечно, тут есть вещи, вполне похожие на московский концептуализм, а то и пародирующие его. Как, например, альбомы-открытки Леонида Войцехова: на обложке, например, с помпой написано "к 100-летию", а внутри — "век бы не видал". Или объект Игоря Чацкина — транспарант "Все художники этого направления — хромые", водруженный на два костыля. Есть вроде бы заведомо трэшевый и в то же время изысканный объект "Перцев" — видавшая виды раковина словно с коммунальной кухни, тщательно размеченная какими-то математическими графиками. Есть погруженные в сугубо личную мифологию произведения Юрия Лейдермана, например, полотно, где на фоне затхлого обойного узорчика написано "Гостелерадио" и "Краматорск". Название украинского города заинтересовало автора своим созвучием со словом "крематорий": художник посвятил немало произведений и эссе исследованию кладбищ и колумбариев. Но есть и произведения совсем иного рода. Псевдопримитивистская работа Светланы Мартынчик "Хочу замуж!" с двумя монструозными женщинами-эмбрионами. Лубочное полотно Ларисы Резун "Русские" — желтоволосый Иванушка с зайчиком в обрамлении двух дедушек-атлантов.

            Впрочем, этот стилистический разнобой не должен особо удивлять. Как и собственно московский концептуализм, его одесская ветвь изначально была скорее компанией, чем школой, объединенной не теорией, а общим драйвом, который и сейчас вызывает завистливую ностальгию. Тем более что из представленных на выставке художников на нынешней российской арт-сцене остались далеко не все. Работы Юрия Лейдермана, живущего в Берлине, легче увидеть на Западе, чем в Москве, художница Светлана Мартынчик превратилась в писателя Макса Фрая, а чем занимаются Игорь Чацкин и "Перцы", толком не знает никто.

Time Out

2008-11-07

http://www.gif.ru/afisha/south-rus-ekartburo/

Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства

Андрей Ковалев

            Компания очень молодых людей в буйных 80-х, конечно, должна была создать рок-группу. Но юные одесситы – натуральные панки, начитавшиеся Лотмана, Витгенштейна и Леви-Стросса, – почему- то решили быть художниками и оттягиваться на картинках.

            В результате на закрашенном тупым бюрократическим цветом полотне видим пионера-отличника с книжкой. А начертанная старательным школьным шрифтом надпись на фоне гласит: "Скопцы – это мирные герои уюта". Чума полная: причем здесь пионер? Какие там скопцы? И какой, в конце концов, уют? Понятно, что у создателя этого исторического полотна Игоря Чацкина даже бесполезно спрашивать, что это обозначает, – пурги нагонит выше крыши. Или: на столь же дурацком и невыразительном фоне карта, разделенная на квадратики вроде фишек домино. А надпись гласит: "Сразу после завоевания Гренландия была поделена на точечные поля для плясок".

            Это чистое издевательство над высоким искусством, что и признает сам Сергей Ануфриев, совместно с другим одесситом, Юрием Лейдерманом, а также с выросшим в Праге москвичом Павлом Пепперштейном, в конце 80-х создав создавший культовую группу "Медицинская герменевтика". Позже медгерменевты достигли самых крайних ределов психоделической тоски, но в середине 80-х просто и конкретно гнали. И только страсть московских концептуалистов к созданию всеобщего архива привела к тому, что эти развеселые и странные работы сохранились в коллекции Московского архива нового искусства (МАНИ). Иначе бы мы ничего о нем не узнали.

            Но, если присмотреться внимательней, жизнь все же была гораздо веселей, чем искусство. Однажды, после серьезной бури, свалившей в городе множество деревьев, компания вышла на демонстрацию с лозунгом "Они нам ответят за это". И, что самое забавное, лидеру одесских нью-вейверов Леониду Войцехову в КГБ поверили, что акция была направлена не против советской власти, а против безжалостных и безответственных сил природы. Вот какое искусство нам сейчас нужно!