Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Фабрики, заводы

   Юрий Лейдерман

   Curators :
Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович

   22.01.2010

   21.02.2010

   

            Экспозиция "Фабрики, заводы" была задумана как часть программы к 5-летнему юбилею Центра творческих индустрий "ПRОЕКТ_FАБRИКА", считающегося сегодня одной из ведущих выставочных площадок современного искусства в Москве. Главная тема этой выставки была подсказана самой случившейся метаморфозой: "Фабрика" была фабрикой, а превратилась в один из важнейших культурных центров города, т.е. ее основная деятельность переместилась из области материального (производство) в область интеллектуальную.

            Можно сказать, что данный процесс обратен традиционному представлению о создании произведения в концептуализме, где первична идея, а материальное воплощение лишь следует за ней. Может быть, поэтому тема индустрии - одна из самых непопулярных в этом художественном направлении. Единственное произведение в коллекции МАНИ (Московского архива нового искусства), соответствующее событию, - картина "Фабрики, заводы" Юрия Лейдермана.

            Поэтому уже изначально проект замышлялся как мини-монография, посвященная этой работе.

            Продолжив игру, начатую на выставке "Интерпретация объекта в Московской концептуальной школе", мы решили предложить зрителю "иной" взгляд на хорошо известную картину, которая предстает теперь в сложном историко-культурном контексте.

            Традиционным инструментом искусствоведческого исследования, бесспорно, является обращение к "условиям" создания того или иного произведения, поиск аналогий в творчестве художника. Не стал исключением и данный проект. Избранные работы Юрия Лейдермана конца 1980-х годов, представленные на выставке, демонстрируют отчетливый интерес к теме "схематизации абсурда и абсурдности схемы", которую сам Лейдерман определяет как центральный мотив "Фабрик, заводов". Отдельным сюжетом, по мысли кураторов, является книга Ю.Лейдермана "Поля орошения" (1988), опубликованная В.Захаровым в журнале "Пастор" №8 (2001) - работа хронологически, топографически и идеологически совпадающая с центральным произведением проекта. Вообще, при ближайшем рассмотрении, тема, затронутая Лейдерманом в полотне "Фабрики, заводы" может быть названа сквозной для всего его творчества. Неслучайно автор вернется к мотиву "Фабрик, заводов" спустя почти 18 лет в рамках большого проекта "Геопоэтика" и выполнит на основе этого произведения инсталляцию "Греки сидят в начале скамьи. Их сила падает"(2005). Проблеме "абсурдной схематизации" будет посвящена и целая серия кураторских проектов (2000–2001гг.) Ю.Лейдермана, осуществленная им совместно с В.Фишкиным в "Хотелите" (мобильной жилой ячейке, превращенной в экспозиционное пространство).

            Использовав подсказанную кураторской практикой Ю.Лейдермана идею, организаторы выставки сделали собственную попытку представить "схематический хребет", а точнее "индустриальный остов" московского концептуального искусства эпохи конца 1980-х годов. Представленные в экспозиции уникальные материалы из частных коллекций и собраний авторов, показывают, сколь широким и многогранным оказалось обращение к "технической" и научной эстетике в московском концептуализме тех лет. "Ностальгия по серьезному, настоящему" (а именно такой "взрослой" темой воспринималась в 1980-е различного рода научно-промышленная эмблематика) и тонкая ирония по отношению к ее излишней строгости оказывается необычайно актуальной для искусства этого периода. Совмещение нескольких тем и различных взглядов на проблему позволило придать проекту полемический характер, заставляющий задуматься о смене общественной парадигмы в новой постиндустриальной, информационной эпохе.

Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович.


Работы с выставки «Фабрики, заводы»





   Авторы



Юрий Лейдерман

Лейдерман Юрий Александрович. Р. 1963, Одесса. Окончил Московский химико-технологический институт (1987). В 1980-е участвовал в выставках одесского APTARTa. В 1987 совместно с Сергеем Ануфриевым и Павлом Пепперштейном образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Работал в мастерских Фурманного переулка. С 2008 участник группы "Капитон". Живет и работает в Берлине и Москве.





   Произведения






   Каталоги






   Публикации


Арт Гид

2010-01-28

http://www.artguide.ru/ru/msk/events/1/37

Фабрики, заводы

Беглый и изящный кураторский очерк на индустриальную тему.

            Одна из самых динамичных арт-площадок Москвы, созданных на территории промзоны, PROEKT_FABRIKA отмечает свое пятилетие. В честь этого благодарный «постоялец» бывшей фабрики галерея Е.К.АртБюро подготовила беглый и изящный кураторский очерк на индустриальную тему с работой «Фабрики, заводы» Юрия Лейдермана в качестве главного сюжета.

Юрий Лейдерман

2010-01-27

Текст Юрия Лейдермана о работе «Фабрики, заводы»

Работа "Фабрики, заводы" была сделана в 1987 году. Больше всего меня, помнится, радовал ее двойной абсурд: во-первых, непонятно к чему относится эта схема, во-вторых, – зачем она вообще нужна, если "фабрики" и "заводы" это, в сущности, одно и то же. Отчасти там, наверное, сыграли роль и конкретные впечатления – я как раз начал работать тогда на Одесском лакокрасочном заводе и совершал ежедневные поездки по окраинной трамвайной линии, вдоль которой ничего не было, кроме заводов и фабрик, маркировавших остановки. Сама моя должность тоже была достаточно бесплотна – я числился "командиром военизированного газоспасательного отряда", который по штату состоял только из меня самого.

Материальные условия мои были совершенно бедняцкими, так что я исполнил эту работу просто черной гуашью по белой водоэмульсионной краске. Но потом покрыл ее мебельным лаком, стыренным с вышеупомянутого завода. Как мне тогда казалось, он мало чем отличался от живописного – и в самом деле, картина приобрела вполне профессиональный блескучий вид. Зато лет 15 спустя, увидев ее в коллекции Паниткова, я был поражен живописными трансформациями – лак, естественно, потемнел, холст под его тяжестью прогнулся, пошел какими-то вмятинами и экспрессивными багрово-охристыми пятнами.

Это превращение так заинтриговало меня, что в 2005 году я сделал новую работу, названную "Геопоэтика-4 (Греки сидят в начале скамьи)". К увеличенной репродукции "Фабрик, заводов", со всеми их багровостями и вмятинами на тот момент, была приделана скамья, где сидели и о чем-то тихо беседовали два "грека" в своих экстравагантных национальных костюмах. Над всем этим красовалась надпись: "Греки сидят в начале скамьи, их сила падает…". С античной Греции, как известно, начинается линия нашей западной технологической цивилизации, сила которой, похоже, сейчас падает и обрывается в пустоту. На нашу долю остаются лишь неожиданные, непредсказуемые, хоть и по-своему чудесные, вмятины и пятна. Впрочем, можем ли мы быть уверены в существе этой линии, если она столь тавтологически ведет нас лишь от "заводов" к "фабриками". И если в ее начале вместо древнегреческих героев оказываются опереточные персонажи в новогреческих костюмах, с их нелепыми юбками и помпонами на туфлях.

Время новостей

2010-01-27

http://www.vremya.ru/2010/12/10/246088.html

Рабочий концепт. Культурный центр ПRОЕКТ_FАБRИКА отмечает свое пятилетие

Сергей Хачатуров

            Среди подвергнувшихся процессу джентрификации столичных промзон, в которые въезжает творческая богема, ПRОЕКТ_FАБRИКА -- ветеран. И потому можно сказать честно: именно он на сегодняшний день работает наиболее творчески осмысленно и продуктивно. Является в самом деле лабораторией нового артпроектирования, местом, где не боятся эксперимента и не считают прежде всего коммерческую выгоду «продукта». На «Фабрике» реально воплощается синтез искусств, их междисциплинарная коммуникация. Помимо выставочных пространств работают и кинотеатр.doc, кинопроизводство, и театр танца «Цех», и фотостудия, и такие известные издательские дома, как AD Marginem и «Классика XXI». В Актовом зале показывают хорошие фильмы, мультфильмы, спектакли. Устраивают творческие встречи. В цех «Оливье» регулярно наведывается знаменитый Liquid Theatre. С осени этого года и настоящий музей актуального искусства в ПRОЕКТ_FАБRИКА въехал -- музей МАНИ, собранный концептуалистами Московский архив нового искусства.

            А может, причина в том, что центр -- единственное предприятие, где искусство сосуществует с реальным производством? Ведь ПRОЕКТ_FАБRИКА (точнее, фабрика технических бумаг "Октябрь") -- до сих пор уникальный поставщик гуммированной бумаги для деколи (технология переводного изображения с последующей термообработкой) по всей России. И реально выстраивающийся социальный диалог работников производства с представителями артмира оказывается гарантом более ответственных, недекоративных художественных высказываний. В этом диалоге принципиальна позиция директора одновременно и ФТБ «Октябрь», и центра творческих индустрий ПRОЕКТ_FАБRИКА Аси Филипповой. Ася совершенно родной человек в сообществе художников концептуального круга. Достаточно сказать, что брат ее -- гуру московской артсцены, замечательный мастер Андрей Филиппов. Хрупкая очаровательная Ася, выросшая в семье музыкантов и художников, изучавшая в МГУ экономическую кибернетику, не побоялась в 2005 году взвалить на себя почти безнадежное, как тогда казалось, производство, существующее аж с 1924 года и явно уже пережившее свой экономический расцвет. Не испугалась. Взяла бразды и выиграла. Сохранила производство именно в том объеме, который реально может быть выполнен и востребован: «Фабрика могла существовать лишь как нишевое производство: специализация на одном-двух видах бумаги. Свою нишу, мне кажется, мы абсолютно нормально закрываем... Маленькое производство никому не мешает, и есть все причины, чтобы существовать дальше. Я горжусь тем, что мы производим бумагу, качество которой устраивает всех наших покупателей, жалоб нет». Бумага в самом деле отменная. Во время юбилейных торжеств гостям вручали альбомчик с красивыми черными и белыми листами, сброшюрованными под фактурным картонным переплетом. Это продукт ФТБ «Октябрь». И одновременно -- экспонат чистого концептуального проектирования ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА. В предисловии к пустым листам рассказывается о литье бумаги, мешках с кислотным картофельным декстрином. И о том, что эра бумаги кончается, все переводится в цифру. И о том, что бумага исполнена смыслов, «в ней потенциал всех текстов, которые могут быть написаны на ней». И наконец, о том, что «каждый сам для себя решает, что с ней делать, разрушить ее космос ради смыслов и слов или погрузиться в нее, притронуться к ней, увидеть в ней всю бесконечность мира и смысла, но так и оставить их непроявленными навсегда».

            Действительно, концептуальное проектирование со спецификой места вполне гармонирует. С недавних пор ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА проводит серию выставок с вполне благодарной темой: реальный труд и художественная рефлексия на его тему. Первой ласточкой была «Машина и Наташа» куратора Арсения Жиляева: комментарии художников на тему судьбы работницы ФТБ «Октябрь» с сорокалетним стажем Наталии Алексеевой. Затем во время 3-й Московской биеннале в цех «Оливье» въехал тяжеловес «Рабочее движение» с бригадой художников, размышляющих об авангарде, и гигантским деревянным коллайдером Николая Полисского. Наконец, сейчас, к юбилею, в том же цехе «Оливье» показывают программу «Фабрика -- частный случай». Три художницы, живущие за пределами России, Элеонора де Монтескью, Романа Шмалиш, Ольга Юргенсон, с видеокамерой исследуют реальное рабочее движение в разных местах Европы, рассказывают о судьбах сотрудников производства.

            Производственный труд и интеллектуальная рефлексия на его тему - первый лейтмотив новых программ ПRОЕКТ_FАБRИКА. Второй лейтмотив -- демонстрация чисто концептуальных идей, ментальных художественных конструкций. Кураторы Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович организовывают интереснейшие экспозиции на материале архива московского концептуализма, так называемого музея МАНИ. Произведения классиков жанра (Кабакова, Монастырского, Захарова, Филиппова, Звездочетова) попадают в остроумные и хитро придуманные контексты. Последний, юбилейный по понятной причине называется «Фабрики, заводы». Это мини-монография об одноименной работе 1987 года Юрия Лейдермана, где схематически воспроизведен маршрут трамвайной линии с маркировками остановок. Сначала «Заводы», затем «Фабрики». Схема абсурдистская, ведь отличие «фабрики» от «завода» случайным пассажиром трамвая пожалуй что и не воспримется. Тем не менее эта работа оказалась, как говорят кураторы, «индустриальным остовом» московского концептуального искусства конца 1980-х и помогла раскрутить несколько интересных сюжетов о нем. Что и показано на изящной юбилейной выставке.

Weekend.ru

2010-01-26

http://www.weekend.ru/?action=pv&id=499875

«Фабрики, заводы»

            Главная тема выставки «Фабрики, заводы» была подсказана самой случившейся метаморфозой: «Фабрика» была фабрикой, а превратилась в один из важнейших культурных центров города, т.е. ее основная деятельность переместилась из области материального (производство) в область интеллектуальную. Единственное произведение в коллекции МАНИ (Московского архива нового искусства), соответствующее событию - картина «Фабрики, заводы» Юрия Лейдермана. Использовав подсказанную идею, организаторы выставки сделали собственную попытку представить "индустриальный остров" московского концептуального искусства эпохи конца 1980-х годов. Представленные в экспозиции уникальные материалы из частных коллекций и собраний авторов, показывают сколь широким и многогранным оказалось обращение к "технической" и научной эстетике в московском концептуализме тех лет. Совмещение нескольких тем и различных взглядов на проблему позволило придать проекту полемический характер, заставляющий задуматься о смене общественной парадигмы в новой постиндустриальной, информационной эпохе

Gzt.ru

2010-01-20

http://www.proektfabrika.ru/press.php?nid=164

В честь юбилея на «ПRОЕКТе_FАБRИКА» воспели рабочих бумажного производства

Двумя новыми выставками отмечает пятилетний юбилей “ПRОЕКТ_FАБRИКА” – самая независимая и неформатная выставочная площадка Москвы. Первая выставка посвящена бумажной фабрике, на базе которой вырос проект, вторая – взаимодействию промышленности и культуры в целом.

В январе исполняется пять лет, как московская фабрика “Октябрь” на Бауманской начала поставлять, кроме бумаги, еще и актуальное искусство. По этому случаю 18 января в культурном пространстве фабрики открылась выставка “Фабрика: частный случай”, а 22 января откроется экспозиция “Фабрики, заводы”.

Фабричная история

Для открывшейся уже выставки поперек большого, похожего на ангар зала “Оливье” натянули баннер-плакат. На нем – фотография: группа людей позирует на фоне павильонов главного выставочного центра СССР. Это ВДНХ, 50-60 годы прошлого века – рабочие, трудившиеся на эстонской текстильной фабрике “Кренхольм”, приехали в Москву.

“Кренхольму” посвящены и видеоработы, представленные на выставке Элеонорой де Монтескью, француженкой по происхождению, долгое время жившей в Эстонии. В Москве Элеонора снимала “Октябрь”, и эти кадры тоже можно увидеть здесь, как и фильм “Речитандо”, снятый германской художницей Романной Шмалиш буквально месяц назад. Он тоже посвящен бумажной фабрике на Бауманской и сделан с участием ее рабочих. Художница Ольга Юргенсон, живущая в Великобритании, но имеющая русские корни, представила для “Фабрики: частный случай” видеоработы с использованием фрагментов архивной хроники и старых фильмов, которые затрагивают тему рабочего движения. На экранах и мониторах мелькают кадры съемок, сделанных на московском “Красном Октябре”, на петербургской текстильной фабрике “Красное Знамя”, на европейских производствах.

Но, по понятным причинам, главной героиней этой выставки остается фабрика “Октябрь”. Вот ее рабочие поют песни, посвященные бумаге, а вот на стене – галерея их портретов с рассказом о каждом из них. К этим портретам стоит присматриваться, оглядываясь по сторонам: если повезет, на выставке можно встретить кого-то из работников и поговорить с ним.

Из материального в интеллектуальное

Как рассказали в Е.К.АртБюро, подготовившем вторую юбилейную выставку, ее тему – отношения культуры и промышленного производства – подсказала сама метаморфоза, случившаяся с “Октябрем”: “FАБRИКА” была фабрикой, а превратилась в культурный центр, ее основная деятельность переместилась из области материального в область интеллектуальную.

Выставка получила имя по названию картины художника и писателя Юрия Лейдермана. Работа “Фабрики, заводы” и станет центральной в экспозиции. Будут на выставке и другие работы Лейдермана, в том числе и проекты, которыми он занимался как куратор.

Все началось с молодого искусства

Как доказывает пример “Октября”, сферы культуры и промышленности не так уж далеки друг от друга. Или скорее пример директора и фабрики, и “FАБRИКи” – Аси Филипповой. Под ее началом предприятие, выпускающее бумагу, превратилось в театральный, выставочный и концертный центр, открытый практически любым начинаниям и экспериментам.

Сегодня тут устраивают перформансы, акции, выставки, круглые столы и книжные ярмарки, читают лекции, играют спектакли и концерты, в мастерских работают художники. Здесь выставляются известные художники – и они же приходят сюда посмотреть на работы молодых коллег, которых не сильно торопятся принимать другие галереи. Центр Творческих Индустрий “ПRОЕКТ_FАБRИКА” – вот полное название того, чем стала за пять лет открывшаяся в одном из помещений производственного предприятия небольшая выставочная площадка.

Все изменилось в 2003 году, когда директором фабрики “Октябрь” стала Филиппова. Тогда еще не было ни “Винзавода”, ни “Гаража”. Неиспользуемые площади, заводы и фабрики чаще всего переделывали под офисные помещения. А Филиппова решила, не останавливая работу фабрики, сделать тут же площадку для культурных проектов.”В Европе к тому времени было много подобных проектов, и, поскольку я там время от времени бывала, мне пришла в голову такая мысль, – рассказывает она GZT .RU. – У меня всегда было много друзей в этой области, и среди художников, и галеристов, поэтому мне было с кем проконсультироваться, у кого получить совет. Мы решили начать с одного выставочного зала, который и открыли в январе 2005 года”.

Тогда в столице проходила первая Московская биеннале современного искусства. Основной проект разместился в музее Ленина, а в новом выставочном пространстве на территории бумажной фабрики открылся один из специальных проектов, выставка молодого искусства No comment. Вскоре выяснилось, что интерес к альтернативным площадкам есть, как со стороны художников, так и зрителей.

“Если изначально я планировала только один выставочный зал, в результате все довольно быстро стало развиваться, – рассказывает Ася Филиппова. – У нас появилась еще и театральная площадка “Актовый зал”, множество пространств, которые арендуют представители различных творческих индустрий, будь то кино, архитектура, фотография, дизайн, театр, искусство – порой проект рос в те области, которые мной даже не были запланированы. Приходили люди и говорили: можно мы у вас снимем угол, нам очень нравится ваше пространство и мы хотим здесь работать”.

Здесь можно то, чего нельзя в других местах

Теперь у “FАБRИКи” есть выставочные залы “Зал грунтовальной машины” и “Оливье”, театральная и концертная площадка “Актовый зал”, есть “Актовый бар”, при котором в грядущем сезоне планируют открыть летнюю веранду. На “FАБRИКе” работает даже резиденция, куда приезжают художники из разных стран. Международная программа “Художник в резиденции” – это своего рода “искусство по обмену”. На специальных сайтах регистрируются места, куда художник может приехать, чтобы жить, работать, и устроить потом презентацию сделанного.

“Слава у нашего проекта, может быть, не такая громкая, и не такое количество публики нас посещает, [как другие подобные проекты], но многие нас знают потому, что тут можно делать то, что в других местах сделать проблематично или вовсе нельзя”, – объясняет секрет успеха “FAБRИКи” Ася Филиппова.

При этом тема труда проекту по-прежнему близка: фабрика “Октябрь” продолжает работать и выпускать бумагу. Интересно, что работники производственной части все больше принимают участие в культурной жизни фабрики. Прошедшая минувшим летом выставка “Машина и Наташа” была посвящена грунтовальной машине, на которой работница фабрики Наташа трудилась всю жизнь. Выставку устроили по случаю демонтажа станка, который проходил на глазах у публики. Именно в этой комнате теперь находится “Зал грунтовальной машины”.

В рамках выставки “Фабрика. Частный случай” будет издана фабричная газета с фотографиями всех сотрудников. “Работники производства уже стали довольно популярными личностями: их снимают в кино, берут у них интервью, фотографируют их”, – рассказала директор двух фабрик. В дальнейшем отказываться от производства бумаги в пользу культурного центра здесь не собираются.

Time Out

2010-01-11

http://www.timeout.ru/exhibition/event/185924/

С тех пор как «Пrоект_Fабrика» впустил в свои цеха искусство, прошло 5 лет

Фаина Балаховская

            Некруглый юбилей отмечают выставкой с легким производственным акцентом. Поставив в центр экспозиции вдохновленную полезным трудом на Одесском лакокрасочном заводе, а особенно подходами к проходной картину «Фабрики, заводы» (1987) Юрия Лейдермана, куратор Александра Данилова соорудила сложную конструкцию из чего-то серьезного, концептуального, связанного с недавно еще актуальной рабоче-крестьянской идеологией.

Коллекцию МАНИ (Московского архива нового искусства), на основе которой сделана выставка, составляют произведения, альтернативные обязательным советским трендам. В ней масса неработающих машинок, бредовых схем и абсурдных графиков, подтверждающих нелепость привычного порядка вещей. Следуя этой логике, самым разумным решением было разрушить старый мир до основания. А на обломках в пустых цехах показывать тех, кто был в нем буквально никем. Вот и гадай — то ли постиндустриальная эпоха нас настигла, то ли история состроила очередную гримасу.