Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Информация о проекте


   Убежище

   Евгений Антуфьев
   Константин Батынков
   Валерий Галечьян
   Елена Елагина
   Юлия Жданова
   Константин Звездочетов
   Владимир Кабанов
   Сергей Калинин
   Александр Кацалап
   Алексей Кузнецов
   Юрий Лейдерман
   Георгий Литичевский
   Игорь Макаревич
   Диана Мачулина
   Ирина Нахова
   Нестор
   Николай Панитков
   Александр Панкин
   Олег Пономарев
   Алексей Савко
   Елена Ситар
   Витас Стасюнас
   Андрей Филиппов
   Би Флауэрс
   Влад Хроменко
   Мария Чуйкова
   Сергей Шаблавин
   Сергей Шутов

   Curators :
Е. Романова

   12.05.2010

   11.06.2010

   

            В буддизме есть медитативная практика, которая называется «Убежище». Она заключается в том, что ученик должен умозрительно представить свою духовную традицию в форме дерева, каждая из ветвей которого символизирует разные школы, практики, учителей. Последней, самой молодой веткой является он сам.

            Тема выставки оказалась близкой всем художникам, которые были приглашены для участия в ней. Основная причина этого кроется в том, что человеку с детства свойственно прятаться: многие игры заключаются в прятанье себя или какого-нибудь предмета. Возможно, это атавизм пещерного существования и хтонических страхов, но факт того, что человек всю жизнь ищет свою собственную нишу, несомненен. Когда выставка формировалась, мы рассчитывали получить только индивидуальные реплики на заданную тему. Результат оказался гораздо серьёзнее – нечто вроде психологического исследования, которое даёт весьма серьёзные и любопытные результаты.

            Если исходить из прямого значения слова «убежище», то это место, где можно спрятаться, вполне материальный объект. Именно так, в форме прямого высказывания трактуют тему Константин Звездочетов («Домик в Васильевском»), Витас Стасюнас («Недвижимость. Дом 12 Б»), Андрей Филиппов («Плывет, плывет кораблик»), Юлия Жданова («Труба»), Мария Чуйкова («147 км»).

            Более символичные варианты предлагают Елена Ситар («Тёмные очки»), Влад Хроменко («Личное пространство / Private Space»), Нестор («Вритра»), Ирина Нахова («Кастрюля»). В работе Наховой задаётся ещё и тема культурно-исторической памяти, примиряющей различные идеологии. Такой способ защиты мы видим в работах Би Флауэрса, Валерия Галечьяна, Александра Панкина, Олега Пономарева, Александра Савко, Николая Паниткова, Евгения Антуфьева. К этой теме, только в более литературной трактовке, примыкает другая группа художников - Сергей Шутов («МСЭ»), Георгий Литичевский («Обратно в сор»), Владимир Кабанов («Хмель убийцы»).

            В отличие от прямого значения слова «убежище» (спрятаться), этимологическое возникает из глагола «убежать», то есть совершенно противоположное. Его тоже используют художники. В их работах, соответственно, убежищем является движение – уходить вдаль (Константин Батынков, Алексей Кузнецов), уехать куда-нибудь (Сергей Шаблавин, Александр Кацалап), разбежаться в разные стороны (Диана Мачулина, Сергей Калинин), просто делать что-нибудь бессмысленное (Юрий Лейдерман). Есть даже приспособление для возможности движения (Елена Елагина и Игорь Макаревич).

            Как мы видим, при всём разнообразии идей, работы художников можно разделить на две группы по вектору движения: одни выбрали путь внутрь чего-нибудь, другие – движение изнутри, что можно рассматривать как путь Ян (центростремительность) и Инь (центробежность).

            Стоит ещё отметить, что многие (осознанно или бессознательно – не имеет значения) вне зависимости от сюжета работ используют в их композициях круг или овал как символ материнского лона.

Елена Романова, куратор


Художники:
            Евгений Антуфьев, Константин Батынков, Валерий Галечьян, Юлия Жданова, Константин Звездочетов, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Владимир Кабанов, Александр Кацалап, Алексей Кузнецов, Юрий Лейдерман, Георгий Литичесвский, Диана Мачулина, Сергей Калинин, Ирина Нахова, Нестор, Александр Панкин, Николай Панитков, Олег Пономарев, Алексей Савко, Елена Ситар, Витас Стасюнас, Андрей Филиппов, Би Флауэрс (Bee Flowers), Влад Хроменко, Мария Чуйкова, Сергей Шаблавин, Сергей Шутов.





   Авторы



Евгений Антуфьев

Нет информации

Константин Батынков

Нет информации

Валерий Галечьян

Нет информации

Елена Елагина

Елагина Елена Владимировна. Р. 1949, Москва. Училась в Московской средней художественной школе (1962-1967). Занималась живописью у Алисы Порет (1967-1972). В 1972-1975 училась в Орехово-Зуевском педагогическом институте (литературный факультет). Работала в студии Эрнста Неизвестного (1964-1976), иллюстратором в журнале «Знание – сила». С 1979 член группы «Коллективные действия». Активная участница «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Множество проектов осуществлено Елагиной совместно с мужем Игорем Макаревичем. Живет и работает в Москве.

Юлия Жданова

Нет информации.

Константин Звездочетов

Звездочетов Константин Викторович. Р. 1958, Москва. Учился на постановочном факультете Школы-студии МХАТ. Один из основателей группы «Мухомор» (1978). Один из организаторов галереи APTART (1982). Инициатор создания группы «Чемпионы мира» (1986). Один из основателей «Клуба авангардистов» (КЛАВА, 1987). Живет и работает в Москве.

Владимир Кабанов

Нет информации

Сергей Калинин

Нет информации

Александр Кацалап

Нет информации

Алексей Кузнецов

Нет информации

Юрий Лейдерман

Лейдерман Юрий Александрович. Р. 1963, Одесса. Окончил Московский химико-технологический институт (1987). В 1980-е участвовал в выставках одесского APTARTa. В 1987 совместно с Сергеем Ануфриевым и Павлом Пепперштейном образовал группу "Инспекция "Медицинская герменевтика"". Работал в мастерских Фурманного переулка. С 2008 участник группы "Капитон". Живет и работает в Берлине и Москве.

Георгий Литичевский

Родился 10 июня 1956 года в Днепропетровске. Регулярные занятия живописью начал в 1974 году. В 1979 году окончил Московский государственный университет, исторический факультет. С 1993 года член редакционного совета журнала «Художественный журнал». С 1998 по 2001 жил в Нюрнберге. С 2001 года живёт и работает в Берлине и в Москве.

Игорь Макаревич

Макаревич Игорь Глебович. Р. 1943, с. Триалети, Грузия. В 1962-1968 учился на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1976-1986 – активный участник группы «Коллективные действия». С 1987 член «Клуба авангардистов» (КЛАВА). С 1990 работает в соавторстве с женой Еленой Елагиной. Живет и работает в Москве.

Диана Мачулина

Нет инфрмации

Ирина Нахова

Нахова Ирина Исаевна. Р. 1955, Москва. В 1978 окончила Московский полиграфический институт. Участница акций группы "Коллективные действия". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Участница первого русского аукциона Sotheby's в Москве (1988). С 1993 живет и работает в Нью-Джерси и в Москве.

Нестор

Нет информации

Николай Панитков

Панитков Николай Семенович. Р. 1952, Вена, Австрия. В 1983 окончил Московский государственный институт культуры по специальности "библиотечное дело". Один из создателей и участник группы "Коллективные действия". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Основоположник, первый директор и хранитель Музея МАНИ. Живет и работает в Москве.

Александр Панкин

Нет информации

Олег Пономарев

Нет информации

Алексей Савко

Нет информации

Елена Ситар

Нет информации

Витас Стасюнас

Нет информации

Андрей Филиппов

Филиппов Андрей Станиславович. Р. 1959, Петропавловск-Камчатский. Окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1981). В 1982-1984 принимал активное участие в деятельности галереи APTART. Один из соорганизаторов и активный участник "Клуба авангардистов" (КЛАВА). С 2008 член группы "Купидон". Живет и работает в Москве.

Би Флауэрс

Нет информации

Влад Хроменко

Нет информации

Мария Чуйкова

Чуйкова Мария Михайловна. Р. 1960, Москва. В 1985 окончила Московский архитектурный институт. В 1987-2002 принимала участие в деятельности группы "Инспекция "Медицинская герменевтика"". С 1987 член "Клуба авангардистов" (КЛАВА). Живет и работает в Москве.

Сергей Шаблавин

Шаблавин Сергей Петрович. Р. 1944, Кирсанов Тамбовской обл. Окончил факультет кибернетики Московского инженерно-физичекого института(1967). В это же самое время сблизился с художниками "Сретенского бульвара". В 1979-1981 учился в Заочном народном университете искусств. Живет и работает в Москве.

Сергей Шутов

            С 1978 член Горкома графиков. С 1987 член т/о «Эрмитаж». Член Клуба друзей Маяковского. Первый академик Академии Всяческих Искусств (Москва — Ленинград). С 1989 г. глава отделения графического искусства Свободной Академии (Москва). С 1993 президент Института технологии искусства. С 1994 руководитель практических занятий Московской Художественной Лаборатории Новых Медиа.
            Работал в ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Музее Востока, читал лекции в Московском планетарии, работал в зоопарке. Сотрудничал с радиостанцией 106,8 (Радио Станция) как радио ди-джей, первый ви-джей в России (клуб «Птюч»), художник журнала «Птюч», актёр и художник фильма «Асса». Музыкант, участник «Популярной механики», автор саундтрека к фильму «Кабинет доктора Калигари» совместно с Тимуром Новиковым. Автор диска «1988» (1988 г.).
            В 2001 г. представлял Россию на 49-й художественной выставке Венецианской биеннале (проект «Абак»).
            В 2002 г. номинант             Государственной Премии.
            Живёт и работает в Москве.





   Произведения


   

Вышивка

Евгений Антуфьев

2008

Убежище, Е. Романова






План эвакуации

Диана Мачулина, Сергей Калинин

2009

Убежище, Е. Романова






Красная шапка

Константин Батынков

2008

Убежище, Е. Романова






Вритра

Нестор

2009-2010

Убежище, Е. Романова






Труба

Юлия Жданова

2010

Убежище, Е. Романова






Поезд Россия – Москва

Александр Кацалап

2010

Убежище, Е. Романова






Иллюстрация к стихотворению Ш.Бодлера "Хмель убийцы" 2008

Владимир Кабанов

2008

Убежище, Е. Романова






Иллюстрация к стихотворению Ш.Бодлера "Хмель убийцы" 2008

Владимир Кабанов

2008

Убежище, Е. Романова






Без названия

Алексей Савко

Убежище, Е. Романова






Из проекта «Jetztzeit»

Би Флауэрс

2008-2009

Убежище, Е. Романова






Из проекта «Jetztzeit»

Би Флауэрс

2008-2009

Убежище, Е. Романова










   Каталоги






   Публикации


Арт Гид

2010-05-17

http://www.artguide.ru/ru/msk/events/1/271

Убежище

            Групповая выставка о тайнах подсознания современного российского искусства.

            «Желание человека спрятаться, даже когда ему ничто не угрожает, свойственно те только шизофреникам», – считает куратор Елена Романова и собирает наглядное доказательства своего тезиса, покопавшись в запасниках Е.К.АртБюро.

Ваш досуг

2010-05-17

«Убежище»

            Выставка о самом древнем чувстве человека

            Сборная выставка художников галереи и не только их. Кураторы, которых тоже в данном случае несколько, решили разделить работы по двум темам: одна их них дала название всей выставке («Убежище»), вторая была названа чувством, которое загоняет человека в это самое убежище – «Страх».

            Убежище в данном случае означает не только место, которое может спасти человека от физической боли: человек с самого детства пытается спрятаться от окружающей действительности. Будь то шкаф, в которые мы в первые годы нашей жизни обустраиваем свой личный домик, или офис, с помощью которого спасаемся от неустроенности и опасностей внешнего мира уже во взрослой жизни – все это вполне подходит под определение убежища.

            Художники знают об этом понятии не понаслышке и тем интереснее будет посмотреть их высказывания о самом древнем и знакомом всем нам чувстве, способным помочь нам найти убежище даже там, где его нет.

Культура портал

2010-05-16

http://www.kultura-portal.ru/search.php?search=%2B%D0%A5%D0%9E%D0%A0%D0%A0%D0%9E%D0%A0%20%2B&pub_id=1108831

Сбежать от внутреннего ужаса

Федор РОМЕР

            Адрес: Малый Кисельный переулок, дом 4/1 - уже давно знаком столичным любителям современного искусства - здесь обычная квартира на втором этаже переоборудована в дилерский офис "Е.К.АртБюро", в котором проводятся еще и выставки, главным образом, художников, связанных со школой московского концептуализма. Но вот теперь и в квартире напротив тоже открылась галерея "Новое пространство в Малом Кисельном" - основатель "АртБюро" Елена Куприна-Ляхович буквально заразила соседей любовью к contemporary art. Эта отрадная болезнь отпразднована двумя пересекающимися и корреспондирующими между собой выставками отнюдь не квартирного, а вполне музейного формата - "Хоррор" (кураторы - Александра Данилова, Ирина Кулик и Елена Куприна-Ляхович) и "Убежище" (приглашенный куратор - Елена Романова). Причем занятно, что проект Елены Куприной переехал в дружественное помещение, а свое собственное отдано под чужой. Но в этом смешении нет ничего удивительного - замышлявшееся тематическое противостояние (ну как же, ужас и спокойствие, буквальные антагонисты!) в итоге вылилось в прочное слияние, где работы четырех десятков московских художников разных поколений могут благополучно кочевать с одной выставки на другую, к тому же большинство авторов участвуют сразу в обеих. Это поняли и устроители, открыв экспозиции на лестнице стендом с неподписанными репродукциями избранных произведений, заставив гостей вернисажа сыграть в "угадайку" - где тут "хоррор", а где "убежище".

            В самом деле хоррор, то есть страх (термин заимствован из кинематографа, и соответствующая выставка начинается с нарезки отрывков из фильмов ужасов, в которых самих ужасов еще нет, но их предчувствие буквально висит в воздухе), и желание избавиться от оного в самостийном убежище накрепко спаяны между собой в человеческой психике. Если бы ты не боялся, то и не надо скрываться. А прячешься, в сущности, от самого себя, от собственных фантазмов, фобий, комплексов и предрассудков. Оные явлены в обеих экспозициях во всей красе и многообразии. Не будем забывать, что перед нами современное искусство, которое и занимается прежде всего иллюстрированием интеллектуальных конструктов, а не пластическими ценностями, а интеллект Homo sapiens, да еще креативного, творчески мыслящего, - отрада для психоаналитика.

            Тут мне кажется наиболее показательным простейшее, в сущности, арт-высказывание молодого художника Максима Русакова "Присмотрись к себе" - в туалете "Нового пространства в Малом Кисельном" над раковиной повешено круглое зеркало, подсвеченное по ободку люминесцентной лампой. Взглянув в него и почувствовав себя на операционном столе, увидев все свои прыщики, прожилки и трещинки, увечные мешки под глазами, расширенные от невозможного света зрачки, сразу понимаешь - кошмаром являешься, собственно, ты, личный Другой. И от него не сбежишь, не спасешься даже постом и молитвою. Об этом, наверное, скромная работа "План эвакуации" Дианы Мачулиной и Сергея Калинина на выставке "Убежище" - схема выхода при пожаре из православного храма, найденная в Интернете и распечатанная в дурном качестве, но и так понятно, что тут никто не выживет, покалечив друг друга в бессмысленной одуревшей толпе.

            Нет, на выставках есть вещи вполне монументальные и технологические. Впечатляет в "Е.К.АртБюро", например, инсталляция "Кастрюля" Ирины Наховой - садишься в кресло, над тобой в самом деле кастрюля, а из нее молитвы - православные, католические, мусульманские. Мол, спаси меня, Господь, сбереги и сохрани. Но все - из кастрюли, алюминиевой глубины, повернутой вовнутрь. De profundis наоборот.

            Собственно, в голове, а не в утробе (в "Убежище" есть несколько работ, посвященных материнскому лону, может, случайно) рождаются надежда на спасение от страхов, но и сами страхи, ее вытесняющие. И этим единству и борьбе противоположностей посвящены две соседствующие выставки в Малом Кисельном, слившиеся воедино.

Инфокс.ру

2010-05-14

http://infox.ru/afisha/show/2010/05/13/horror.phtml

Диагнозы современного искусства

Текст: Михаил Боде/Infox.ru

            Накрыть голову кастрюлей, забраться в скворечник, надеть черные очки или пересмотреть на DVD фильмы ужасов… Около 30 фобий и способов борьбы с ними демонстрируют три кураторши художественно-психотерапевтических выставок «Хоррор» и «Убежище», открывшихся в двух соседних галереях современного искусства "Новое пространство в Малом Кисельном" и «Е.К. Арт Бюро».

История болезни

            Выставленные экспонаты не вызовут у зрителей ни паники, ни усиленного сердцебиения, ни холодного пота, ни желудочных спазмов -- словом, ничего такого, что обычно сопровождает проявление той или иной фобии. Contemporary art давно дружит с фобиями, маниями, неврозами и комплексами. Что без них смогли бы сделать сюрреалисты, а потом и художники арт-брюта и Жан Дюбюффе, который приравнял к современному искусству творчество психически больных? Да и самих актуалистов частенько тянет в приемную психотерапевта. К примеру, почти 20 лет тому назад вслед за Джозефом Кошутом в венский мемориальный кабинет Зигмунда Фрейда пошли сдаваться многие коллеги идеолога и лидера концептуализма. В том смысле, что стали передавать в дар музею-квартире великого психоаналитика свои объекты и инсталляции. Благодаря таким наглядным пособиям и была создана коллекция современного искусства Музея Зигмунда Фрейда, в которой наряду с объектами Дженни Хольцер, Франца Веста и Джона Бальдессари имеется и опус Ильи Кабакова «Человек, улетевший в свою картину».

            Экспозиционная пара «Хоррор» и «Убежище» не может конкурировать с венской цитаделью артистического психоанализа. Хотя у отечественного современного искусства имеются и своя история болезни, и свои терапевтические практики. Прежняя советская репрессивная система с запретами выставок, с вызовами художников «на ковер» и «куда надо» развила у тех, кто занимался «другим искусством», различные опасения и страхи, когда действительно обоснованные, когда мнимые и искусственные. А они, как известно, бывает, что превращаются в фобии, которые потом с трудом поддаются излечению.

            Кто страдал клаустрофобией, находил себе успокоение в духовных практиках за городом, участвуя на лоне природы в парадоксальных перформансах группы «Коллективные действия» и занимаясь под руководством Андрея Монастырского почти что шаманским бриколажем. Подверженные агорафобии собирались на дому, на выставках апт-арта. То есть с фобиями обычно боролись с помощью коллективной психотерапии. Из этой же артистической среды со временем вышли диагносты и психоаналитики. Но подобно тем врачам, которые долгое время тесно общались с подопечными, они так и остались в палате современного искусства, отчего это самое искусство стало прогрессировать в сторону шизоанализа (один из методов московского концептуализма), вылившись в перестроечное время в симптоматические выставки типа «Шизокитай» и юмористическую заумь младоконцептуалистов из группы «Медицинская герменевтика».

Плановое освидетельствование

            Нынешние выставки «Хоррор» и «Убежище» походят если не на диспансеризацию, то на очередное освидетельствование как давних пациентов современного искусства, так и немногих новоявленных. У давно пребывающих в круге московского концептуализма и общающихся на забавном птичьем языке остаются прежние диагнозы -- клаустрофобия или агорафобия. Одни, как Андрей Филиппов и Ирина Нахова, забавляются тем, что ищут убежище либо в скворечнике, либо в кастрюле, которую нужно надеть на голову (впрочем, этот объект, напоминающий деталь электрического стула, выглядит не только как защита, но и как угроза). Другие, как Игорь Макаревич и Елена Елагина, предлагают снова уйти в леса и поля, пользуясь снегоступами и инструкциями по выживанию в экстремальных условиях (проект «Жизнь на снегу»). Елена Ситар полагается лишь на защитные «Темные очки». Молодой художник из Тувы Евгений Антуфьев пытается отгородиться от инфантильных страхов (тряпичное саблезубое чудовище) по-детски -- материнским фартуком.