Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects.php on line 8
E.K. АртБюро: Проекты
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 2

   Уважаемые посетители!
Cайт находится в разработке. По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по телефону +79857686591 или по электронной почте ekartbureau@gmail.com. Благодарим за понимание.
Об открытии полной версии сайта мы объявим дополнительно.


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/menu.php on line 14


Информация о проекте



Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 66

   Олег Петренко. 365 видов. Сало. Sacre Pret-a-Manger


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 81
   Олег Петренко


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 98

   Curators :

   18.09.2010

   30.10.2010


Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 135

   

365 видов. Сало.

            Этот проект был зачат в 1992 году. И во многом как "политический", как рефлексия на развал СССР и обретение Украиной независимости (сей факт по-прежнему вызывает у меня весёлое недоумение). Как ни крути, а САЛО и есть символ национальной идеи и самоидентификации украинцев. Как-то сама собой возникла параллель с 36-ю видами Фудзи незабвенного Кацусики Хокусая и не менее незабвенного Утагавы Хиросиги. В этой серии на первом плане, по-японски хитро, находятся нарочито "бытовые" сюжеты, что подчёркивается отвлекающими названиями, вроде "Кривая сосна в Аояма", "Равнина Фудзимигахара в провинции Овари", или "Мост Маннэн в Фукугава". Но, как символ недвижимого, неизменного, на заднем плане присутствует Фудзи, придающая изначальный смысл бытовому бытию. И изображение сего символа сделано с правильной стороны (омотэ Фудзи ("с лицевой стороны")).

            Фудзи в этом цикле предстаёт как нечто незыблемое, неменяющееся в изменчивом мире, несмотря на смены сезонов, императоров и сёгунов. Как ни странно, сало, в украинском контексте, проявляется таким же символом (вне зависимости от многочисленных сортов и видов) украинской (да и русской) изначальности, "особистостi української раси"(с). И в этой связи, совершенно естественным образом возникла необъяснимая надобность в ежедневном отображении всего разнообразия видов сала, во всём его несокрушимом единообразии.

            Это был, своего рода, сверхчувственный опыт, 365-дневная медитация, проникновение в бело-розовое ничто, осознание жира бытия. Созерцание сала в виде порфироносного эйдоса, воплощённой энергии, питающей как телесное, так и эфирное тело.

            К концу этого опыта, я чувствовал странные навязчивые состояния, связанные с салом. Есть его я уже не мог, но потребность видеть его и рисовать, оставалась. Это была онтологическая месть сакрального ментальному телу. И тут я вспомнил одного пациента, художника (кажется из «Псевдогаллюцинаций» В.Х.Кандинского), который постоянно пытался что-либо нарисовать, но неизменно, сама собой, выходила герань. Он в бешенстве рвал рисунок, и брался за новый, но, увы, с прежним результатом.

            Я героически порвал изображения сала и всё стало на свои места. Проект обрёл завершённость, сало как бы «усвоилось», «всосалось» внутрь проекта. Произошло «расщепление» жира мира в его завершённом цикле повседневности (365 дней).


Sacre prêt-à-manger.

            Отдельная задумка, но, тем не менее, имеющая внутренние связи с проектом «365 видов. Сало».

            Проект, где в виде магического выступает не только сало, а ЕДА вообще, еда, как архетип, как доминанта архаических глубин бессознательного, еда, как выплеск хаотического, в ответ на выхолощенность и упорядоченность потусторонних классификаций.

            Еда ведь всегда использовалась в магии, выступая как оберег, как жертвоприношение, как оружие. В общем - как типичная еда.

            Если закаталогизировать сакральное, то, иногда немыслимым образом, сакрализируется брутальное, воплощая в себе изначальную пустоту, прорывая искусственные конструкции внутреннего каталога в виде сияющей селёдки, мантического борща, тантрических яиц, являя собой дружественные эманации сбалансированного небом питания.

            Хотя все эти рассуждения, по большому счёту, не имеют какого-либо непосредственного отношения к выставке. А скорее всего - вообще не имеют.

            Ибо в действительности, хотелось мне сделать полностью «молчащий» проект, лишённый политико-психологических рефлексий, экзистенциально-религиозных перверсий, и главное - ничего нового. Никаких заявлений. Никаких утверждений.

            И зачем в таком случае объяснять, почему бутерброды твёрдые, из славянского язычества прёт винегрет, а из форм креста - яичница?

            Ведь что, как не жиры, белки и углеводы, при правильном подходе, помогают вырваться из различного рода «проблематик», «тенденций», и побороть разного рода «духов времени».

Sacre рrêt-à-manger, товарищи. Bon appetite.

О.Петренко


Экспозиция выставки 365 видов. Сало. Sacre Pret-a-Manger





   Авторы




Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/authors_view.php on line 8

Олег Петренко

Нет информации





   Произведения






   Каталоги






   Публикации



Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications_view.php on line 14

Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/publications_view.php on line 14

Газета

2010-09-22

http://www.kommersant.ru/doc/1508033/

Есть ценностей незыблемое сало

            Основатель и половина легендарной концептуалистской группы "Перцы" возвращаются в московскую выставочную жизнь с двумя проектами — старой серией графики 1992-1993 года и новой экспозицией о еде и духовности. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

            Галерея "Е. К. АртБюро" возвращает к жизни очередное громкое имя 1980-х. Олег Петренко вместе с соавтором и супругой Людмилой Скрипкиной организовал группу "Перцы" — одно из самых загадочных и интересных явлений второй волны концептуализма. Экзотичности группе добавляло и происхождение: Петренко и Скрипкина жили в Одессе, городе, который в 1980-е превратился в кузницу кадров для московского андерграунда. "Перцы" прогремели не только в Москве, но и за океаном: ими заинтересовался нью-йоркский галерист Рональд Фельдман. Плотного сотрудничества, как с другой знаменитой парой русских концептуалистов — Комаром и Меламидом,— однако, не случилось. Группа распалась уже более десяти лет назад, Скрипкина искусством сейчас не занимается, а Петренко только недавно решил, что эстетика группы, взращенная, как и концептуализм в целом, скукой застоя, отлично заработает в сегодняшние времена.

            "Перцы" классического периода складывали свои работы из обычных для концептуализма конструктивных элементов. Их произведения представляли собой графики и схемы, покрывавшие как холсты, так и разные внехудожественные поверхности вроде кухонных раковин. От москвичей "Перцы" отличались большим вниманием к иррациональной стороне того порядка, который устанавливается благодаря каталогизации и раскладывания всего и вся по полочкам. Графики "Перцев" как будто распирало от скрытой энергии. Посреди сухих цифр внезапно проглядывали свидетельства другой жизни, например физиономия Гитлера. У Ильи Кабакова, например, лирический герой знаменитого "Графика выноса помойного ведра" смирился со своей ролью маленького человека и за пределами подъездной бюрократии ничего не видит. "Перцам" хотелось разглядеть за занавесом рутины нечто большее: их работы можно сравнить с гладкой поверхностью моря, из которой постепенно выныривает огромная акула.

            Серия рисунков "365 видов. Сало" создана в 1992-1993 годах под впечатлением от геополитических перестановок на территории бывшего СССР. Петренко ищет стабильности в мире перемен и символом стойкости национального характера малороссов выбирает сало. Куски его становятся главными героями десятков натюрмортов. Работы сделаны, что называется, на пятерку: художник уверенно владеет академическим рисунком и техникой акварели. Из бесконечных листов составляется подробная книга учета жизни, в которой помимо сала фигурируют карандаши, детские игрушки, сигареты и прочие мелочи. Но только сало, как незыблемая скала, остается неизменным. Прожилками и глянцевым блеском оно напоминает кусок мрамора. Интересно, что все листы неаккуратно порваны на две части: этот жест был необходим Петренко для того, чтобы закончить серию. Видимо, целостность бумажного пространства, характерная для классического натюрморта, художника не удовлетворяла.

            Совсем новый проект под названием "Sacre Pret-a-manger" по форме повторяет классические работы "Перцев". Здесь тоже графики и схемы. Но с важными новшествами. Во-первых, цифры, константы и переменные сменились магическими знаками: таблицами алхимических элементов, магических кругов, форм креста и подобными вещами, сменившими в массовом сознании дуалистичность серпа и молота. Каталоги эзотерических знаков у Петренко прорастают банальным, земным. Из форм креста выглядывает яичница. Славянские символы не могут справиться со взрывом винегрета (вся еда, конечно же, сделана из гипса). Мир "Перцев", таким образом, встал с ног на голову. В советское время графики сюрреалистически плавились от потустороннего напряжения. Сегодня мистические символы не могут сдержать натиск обыкновенного быта.

Артгид

2010-09-21

http://artguide.ru/ru/msk/events/1/1077

Олег Петренко. 365 видов. Сало

            Два проекта одного автора по соседству.

            Трогательные виды сала, как признается сам автор, – реакция на распад ССР и отделение Украины. Последовательно повторяя их и фиксируя даты рисунка, Петренко изживает свою утрату и создает символическую точку возвращения в дорогой ему край. С этим же поклонением еде как чему-то сакральному связан проект Sacre pret-a-manger: видимо, сеть лондонских точек быстрого питания Pret-a-manger сыграла важную роль в судьбе художника.