Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 66
Олег Петренко. 365 видов. Сало. Sacre Pret-a-Manger
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 81
Олег Петренко
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 98
Curators :
18.09.2010 30.10.2010 |
Notice: Undefined index: lang in /home/mvpstudi/ekartbureau.ru/docs/projects_view.php on line 135
365 видов. Сало.
Этот проект был зачат в 1992 году. И во многом как "политический", как рефлексия на развал СССР и обретение Украиной независимости (сей факт по-прежнему вызывает у меня весёлое недоумение). Как ни крути, а САЛО и есть символ национальной идеи и самоидентификации украинцев. Как-то сама собой возникла параллель с 36-ю видами Фудзи незабвенного Кацусики Хокусая и не менее незабвенного Утагавы Хиросиги. В этой серии на первом плане, по-японски хитро, находятся нарочито "бытовые" сюжеты, что подчёркивается отвлекающими названиями, вроде "Кривая сосна в Аояма", "Равнина Фудзимигахара в провинции Овари", или "Мост Маннэн в Фукугава". Но, как символ недвижимого, неизменного, на заднем плане присутствует Фудзи, придающая изначальный смысл бытовому бытию. И изображение сего символа сделано с правильной стороны (омотэ Фудзи ("с лицевой стороны")).
Фудзи в этом цикле предстаёт как нечто незыблемое, неменяющееся в изменчивом мире, несмотря на смены сезонов, императоров и сёгунов. Как ни странно, сало, в украинском контексте, проявляется таким же символом (вне зависимости от многочисленных сортов и видов) украинской (да и русской) изначальности, "особистостi української раси"(с).
И в этой связи, совершенно естественным образом возникла необъяснимая надобность в ежедневном отображении всего разнообразия видов сала, во всём его несокрушимом единообразии.
Это был, своего рода, сверхчувственный опыт, 365-дневная медитация, проникновение в бело-розовое ничто, осознание жира бытия. Созерцание сала в виде порфироносного эйдоса, воплощённой энергии, питающей как телесное, так и эфирное тело.
К концу этого опыта, я чувствовал странные навязчивые состояния, связанные с салом. Есть его я уже не мог, но потребность видеть его и рисовать, оставалась. Это была онтологическая месть сакрального ментальному телу. И тут я вспомнил одного пациента, художника (кажется из «Псевдогаллюцинаций» В.Х.Кандинского), который постоянно пытался что-либо нарисовать, но неизменно, сама собой, выходила герань. Он в бешенстве рвал рисунок, и брался за новый, но, увы, с прежним результатом.
Я героически порвал изображения сала и всё стало на свои места. Проект обрёл завершённость, сало как бы «усвоилось», «всосалось» внутрь проекта. Произошло «расщепление» жира мира в его завершённом цикле повседневности (365 дней).
Sacre prêt-à-manger.
Отдельная задумка, но, тем не менее, имеющая внутренние связи с проектом «365 видов. Сало».
Проект, где в виде магического выступает не только сало, а ЕДА вообще, еда, как архетип, как доминанта архаических глубин бессознательного, еда, как выплеск хаотического, в ответ на выхолощенность и упорядоченность потусторонних классификаций.
Еда ведь всегда использовалась в магии, выступая как оберег, как жертвоприношение, как оружие. В общем - как типичная еда.
Если закаталогизировать сакральное, то, иногда немыслимым образом, сакрализируется брутальное, воплощая в себе изначальную пустоту, прорывая искусственные конструкции внутреннего каталога в виде сияющей селёдки, мантического борща, тантрических яиц, являя собой дружественные эманации сбалансированного небом питания.
Хотя все эти рассуждения, по большому счёту, не имеют какого-либо непосредственного отношения к выставке. А скорее всего - вообще не имеют.
Ибо в действительности, хотелось мне сделать полностью «молчащий» проект, лишённый политико-психологических рефлексий, экзистенциально-религиозных перверсий, и главное - ничего нового. Никаких заявлений. Никаких утверждений.
И зачем в таком случае объяснять, почему бутерброды твёрдые, из славянского язычества прёт винегрет, а из форм креста - яичница?
Ведь что, как не жиры, белки и углеводы, при правильном подходе, помогают вырваться из различного рода «проблематик», «тенденций», и побороть разного рода «духов времени».
Sacre рrêt-à-manger, товарищи. Bon appetite.
О.Петренко
Экспозиция выставки 365 видов. Сало. Sacre Pret-a-Manger
|